"Каролингское Возрождение"

169

"Каролингский ренессанс", - известный культурный подъем во Франкском гос-ве в 8 - 1-й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. Двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. Лит-ры и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии иск-ва и архитектуры. Термин "К. В." введен бурж. Историографией в 19 в. (франц. Историк Ж. Ампер, нем. К. Бэр и др.), в 20 в. Его широко применяют нем. Историки Э. Патцельт, С. Зингер, Г. Науман, франц. Историк П. Рише и др. Культурные преобразования были тесно связаны с большими воен.-политич., адм. И орг. Задачами, к-рые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей терр. Империи. Необходимо было подготовить служебно-адм.

Кадры (советников, дипломатия, агентов, сотрудников канцелярии) и образованное духовенство, способное осуществлять идеологич. Воздействие католич. Церкви на массы. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Клас. Характер "К. В." подчеркивался в постановлениях Ахенского собора 789, Тионвильского съезда 805, Шалонского и Майнцского соборов 813 и др., где было сказано, что в школы нужно привлекать "сыновей свободных", т. Е. Феодалов, что целью обучения должно быть "знание своих законов" и т.п.Центром "К. В." был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, т. Н. "Академия", к-рой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени рим. Поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий ("Давид"), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт ("Гомер") и др.В период "К.

В." вырос интерес к светским знаниям, "семи свободным искусствам" (septem artes liberales), изучавшимся по антич. Традиции в 2 комплексах - тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Новое ср.-век. Понимание этих наук (применительно к условиям феод.-церк. Культуры) стремились дать Алкуин (автор ряда учебников по грамматике, риторике, астрономии, сохранявших свое значение в течение неск. Столетий), аббат фульдского монастыря Рабан Мавр (784-856), ученик Алкуина Валафрид Страбон (808-49), поэт и автор произв. Из различных областей знания (ботаники, с. Х-ва и др.). Особое место среди деятелей позднего "К. В." занимают приближенные при дворе Каролингов выходцы из Ирландии Седулий Скотт (ум.

После 858), знаток греч. Языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, автор мн. Богословских и филос. Произв. (важнейшее - трактат "О разделении природы"). Эриугена - первый оригинальный философ средневековья. Его идеи, проникнутые духом неоплатонич. Пантеизма, вступали в противоречие с нек-рыми положениями христ. Догмы. Среди др. Философов-богословов "К. В." известны Павлиний Аквилейский, Дунгал, Иона Орлеанский, Агобард Лионский, Пасхазий Радберт, Ратрамн и др.Значит. Развития в период "К. В." достигла историография. При дворе Карла Великого ок. 789 были переработаны в апологетич. Духе "Королевские анналы" ("Лоршские"), получившие продолжение в погодных записях (до 829). Со 2-й трети 9 в. Развивается местное летописание, особое значение получили "Фульдские анналы" (680-901), "Сен-Бертинские анналы" (741-882), "Хроника"Регинона Прюмского (доведенная до 906).

Выдающимся ист. Произв. "К. В." является "История лангобардов" Павла Диакона (до 744). Другим видом историографии были политич. Трактаты, написанные видными деятелями этого времени - архиепископами Агобардом и Гинкмаром, аббатом Пасхазием Радбертом и др. Большую ценность представляет также переписка деятелей этой эпохи, особенно Карла Великого, Алкуина, Эйнгарда, Лупа Феррьерского, Гинкмара и др. "К. В." ознаменовалось появлением серии биографий королей (биография Карла Великого, написанная Эйнгардом, "О деяниях Карла Великого" сен-галленского монаха, биографии Людовика Благочестивого, написанные епископом Теганом (период 813-35), неизвестным "Астрономом" (период 778-840) и аквитанским поэтом-лириком Эрмольдом Черным (в стихах)), епископов и аббатов.

По военной истории была написана история войн во Франкском государстве в 840-43 военачальником Нитгардом.В период "К. В." получила развитие лит-ра, формировались нар. Языки (романские и германские), выработалось новое легко читаемое письмо "каролингский минускул". Среди грамматиков и филологов известны Петр Пизанский, Фридугиз, Луп Феррьерский, Хейрик и Ремигий Оксерские и др., среди поэтов - Валафрид Страбон, Теодульф Орлеанский, Эрмольд Черный, Гукбальд Сент-Аманский и др. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей, в к-рых сохранилось не только все созданное в период "К. В.", но и почти все, что было унаследовано ранним средневековьем от античности (осн.

Масса трудов антич. Авторов дошла до нас в рукописях кон. 8-9 вв.). В архитектуре создавались композиц. Основы романского стиля. Важнейшим архит. Сооружением "К. В." из числа дошедших до нас является Ахенская дворцовая капелла, (ныне собор) (ок. 798-805), построенная арх. Одо из Меца. В период "К. В." получили большое развитие искусство миниатюры (школы Трира, Реймса и др.), монументальная живопись (фрески и мозаика), резьба по слоновой кости. Ко времени "К. В." относится возникновение обширного цикла легенд, народных сказаний, исторических песен, развившихся позже в знаменитые поэмы средневековья "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде".Распад империи Карла Великого при его преемниках, усилившаяся феод. Раздробленность и быстрый рост натур.

Х-ва лишали "К. В." реальной почвы. Вместе с тем против культурных начинаний открыто выступали и нек-рые церк. Деятели. Уже монастырская реформа Бенедикта Аньянского, закрепленная постановлением Ахенского собора 817, ликвидировала школы для светских людей и запретила обучение светским наукам в монастырских школах. Со 2-й пол. 9 в. Наступает глубокий упадок культуры.Значение "К. В." заключается в том, что оно сохранило и переработало элементы культуры, переданные 4-5 вв., и способствовало проникновению этой культуры через школу в относительно более широкие круги населения. Культура "К. В." в значит. Степени искусственная, подражательная, насаждавшаяся сверху, оплодотворилась в известной мере живыми творч. Традициями, поддерживавшимися в народе, что способствовало дальнейшему развитию многих ее элементов.Лит.

Фортунатов А. A., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, Уч. Зап. Моск. Гор. Пед. Ин-та, т. 3, вып. 1, 1941. Его ж е, Алкуин и его ученики, там же, т. 8, кафедра истории ср. Веков, вып. 1, 1948. Рамм Б. Я., "Каролингское возрождение" и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, Уч. Зап. Ленингр. Гос. Пед. Ин-та им. М. Н. Покровского, т. 5, ист. Ф-т, вып. 1, 1940. Его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, Уч. Зап. Ленингр. Гос. Педагогич. Ин-та им. Герцена, т. 68, 1948. Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd 1, Münch., 1911. Laistner M. L. W., Thought and letters in Western Europe a. D. 500 to 900, (new. Ed.), L., 1957. HinГЄs R., Carolingian art, L., 1935. Riché P., Éducation et culture dans l'Occident barbare.

VI-VIII siècles, P., 1962.Б. Я. Рамм. Ленинград..

Значения в других словарях
"Капитулярий О Поместьях"

(лат. Capitulare de villis) - инструкция Карла Великого (768-814) о хоз. Организации поместий (вотчин), находившихся в непосредств. Владении королев. Двора. Содержит предписания об организации полевых и ремесл. Работ, об обязанностях и правах королев. Управляющих, о живом и мертвом инвентаре, к-рый надо иметь в каждой вотчине, и т. Д. В "К. О п." содержатся также данные о социальных категориях внутри крестьянства и втягивании в феод. Зависимость людей, остававшихся еще свободными. Особое внимани..

"Карманьола"

(франц. Carmagnole) - франц. Нар. Революц. Песня-пляска. Впервые прозвучала на улицах Парижа в сер. Августа 1792 в период франц. Бурж. Революции кон. 18 в. Напев "К." был заимствован из нар. Хоровой песни и связан своим происхождением, по-видимому, с г. Карманьолой в Пьемонте (Италия). В Париж его занесли марсельские солдаты-добровольцы, участвовавшие в восстании 10 авг. 1792, к-рое свергло монархию. Автор "К." неизвестен. В наполеоновской Франции "К." была запрещена. С новой силой "К." зазвучал..

"Картлис Цховреба"

("Житие Картли") - сборник груз. Летописей, возникший в 12 в. И постепенно (до 19 в.) пополнявшийся новыми летописными произв. "К. Ц." условно делится на "Древнюю К. Ц." и "Новую К. Ц.". Древняя охватывает историю Грузии по 14 в., новая - с 14 в, по 18 в. "Древняя К. Ц." включает. "Жизнь царей" Леонтия Мровели (11 в.), в к-рой изложены события по 5 в. "Историю царя Вахтанга Горгасали" Джуаншера (11 в.), включающую историю 5-8 вв. "Мученичество царя Арчила" Леонтия Мровели. "Летопись Картли" анон..

"Картофельные Бунты"

Массовое антикрепостнич. Движение удельных (в 1834) и гос. Крестьян (1840-44) в России. Поводом к волнениям послужили распоряжения о принудит, посадке картофеля на выделенной из крест. Земель обществ. Запашке. Царские чиновники, а вслед за ними дворянские и бурж. Историки рассматривали "К. Б." как проявления "невежества" крестьян, отказывавшихся якобы по религ. Мотивам от посадки картофеля. На самом деле крестьяне еще до правительств. Распоряжений разводили картофель на своих полях и огородах. П..

Дополнительный поиск "Каролингское Возрождение" "Каролингское Возрождение"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Каролингское Возрождение"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Каролингское Возрождение", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 26 символа