Коменский
(Komenský), Ян Амос (28.III.1592 - 15.XI.1670) - чеш. Мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В 1610-13 учился в Херборнском и Гейдельбергском ун-тах. В 1614 возвратился в Чехию. В 1628 в период разгула феод.-католич. Реакции вынужден был навсегда покинуть Чехию. К. - основатель демократич. Педагогич. Системы, в к-рой выступал с критикой схоластичности, подчеркивал значение наглядности, последовательности, систе- матичности, сознательности обучения. Гл. Условием успешного обучения считал необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей, нац. Языка и культуры воспитуемого. Под влиянием Ф. Бэкона К. Придавал большое значение изучению природы и чувств. Опыту. Практически был близок к материалистич. Пониманию явлений - признавал объективность существующего реального мира, развивающегося по своим, не зависящим от воли и желания людей, законам.
Верил в могущество и безграничность человеч. Познания, в возможность все более усовершенствованного и всестороннего овладения человеком силами природы. В то же время считал, что истину можно найти только приведением в единство трех принципов познания - чувства, разума и божеств. Откровения. Связывал успехи познания своего времени с развитием мореплавания, производства и технич. Изобретениями.К. Осуждал феод. Произвол и войны, бесчеловечный характер колонизаторской деятельности буржуазии наиболее развитых европ. Стран, насильств. Методы распространения христианства. Как гуманист эпохи Возрождения видел гл. Причину войн и бедствий в невежестве, различии мнений, фанатич. Нетерпимости со стороны церкви, неправильной организации гос.
Управления. К. С глубоким сочувствием относился к простым людям, угнетенным экономически и духовно, страдающим от бесправия и ужасов войны. Подчеркивал человеч. Достоинство людей из народа. Пытался наметить пути преобразования обществ. Отношений на началах социальной справедливости и гуманизма, что приближало К. К мыслителям эпохи Просвещения. Всеобщее обучение, введение понятного всем междунар. Языка (к-рый, как полагал К., должен существовать параллельно с нац. Языком, постоянно развивающимся и совершенствующимся), распространение универсальных знаний и, как следствие этого, одинаковое понимание людьми явлений жизни - главные, по мнению К., меры для сохранения мира, улучшения обществ. Отношений. К. Предлагал создать междунар.
Совет, занимающийся улучшением образования, религии, философии, политики, к-рый бы взял на себя также заботу о поддержании всеобщего мира и оказании помощи отсталым странам. К. Считал, что религ. Распри могут быть устранены веротерпимостью, философия улучшена путем организованного в междунар. Масштабе всестороннего изучения природы. Для упорядочения отношений внутри гос-в К. Полагал необходимым введение гражданских свобод, свободы вероисповедания, всеобщего труда (за исключением детей, больных, стариков).Гл. Педагогич. И филос. Труды К. "Великая дидактика" (в сб. Opera didactica omnia, Amst., 1657, рус. Пер., СПБ, 1875-77), "Пансофия" (1657, рус. Пер., СПБ, 1875-77), "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum", в 7 частях, из к-рых 2 части вышли в 1662, остальные были найдены в 1935), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658, первый иллюстр.
Учебник, рус. Пер., М., 1768). Ряд работ К., в т.ч. "История тяжких гонений на чеш. Церковь" ("Historia persecutionum", (Leiden), 1647), посвящен истории общины чеш. Братьев, епископом к-рой К. Был в течение ряда лет. Труды К., современника бурж. Революций в Нидерландах и Англии, очевидца Тридцатилетней войны 1618-48, содержат глубокие оценки и характеристики мн. Деятелей и событий.Обществ.-политич. Взгляды К., выражавшие стремление чеш. Народа к обществ. Реформам, начало к-рым было положено еще в период гуситского революц. Движения, вся многогранная деятельность К. Выдвигают его в ряд выдающихся мыслителей. В 1957 по решению Всемирной федерации учителей, ЮНЕСКО и Всемирного Совета Мира было отмечено 300-летие выхода в свет дидактических трудов К.
В ЧССР учреждена медаль К., к-рой награждаются выдающиеся деятели в области пед. Наук. В Чехословакии имеется спец. Орган, занимающийся публикованием работ, посвященных жизни и деятельности К., - "Архив по изучению жизни и творчества Я. А. Коменского" (Archiv pro bádánГ o zivote a dГle J. A. Komenského (Acta Comeniana) с 1910).Соч. Opera didactica omnia, Pragae, 1957. В рус. Пер. - Избр. Пед. Соч., т. 1-3, М., 1939-41. Избр. Пед. Соч., М., 1955.Лит. Красновский А. A., Я. А. Коменский, М., 1953. Попелова-Отагалова И., Философ. И обществ. Взгляды Я. А. Коменского (1592-1670), "НДВШ ФН", М., 1959, No 3, с. 149-160. Мат-лы научн. Сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), под ред.
И. В. Чувашева и А. И. Пискунова, М., 1959. Лордкипанидзе Д. О., Ян Амос Коменский, Тб., 1964 (на груз. Языке). Kurdybacha L., Dzialnosc Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957. Polisenský J., Jan Arnos Komenský, Praha, 1963. Его же, Komenský a ceské dejepisectvГ belohorského obdobГ, в кн. Archivpro bádánГ o zivote a dГle J. A. Komenského (Acta Comeniana), 1963,8. 61-81. J. A. Comenius. 1592-1670, (P., 1957).Б. Т. Рубцов. Москва.
Дополнительный поиск Коменский
На нашем сайте Вы найдете значение "Коменский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коменский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 9 символа