Коменский

81

(Komenský), Ян Амос (28.III.1592 - 15.XI.1670) - чеш. Мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В 1610-13 учился в Херборнском и Гейдельбергском ун-тах. В 1614 возвратился в Чехию. В 1628 в период разгула феод.-католич. Реакции вынужден был навсегда покинуть Чехию. К. - основатель демократич. Педагогич. Системы, в к-рой выступал с критикой схоластичности, подчеркивал значение наглядности, последовательности, систе- матичности, сознательности обучения. Гл. Условием успешного обучения считал необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей, нац. Языка и культуры воспитуемого. Под влиянием Ф. Бэкона К. Придавал большое значение изучению природы и чувств. Опыту. Практически был близок к материалистич. Пониманию явлений - признавал объективность существующего реального мира, развивающегося по своим, не зависящим от воли и желания людей, законам.

Верил в могущество и безграничность человеч. Познания, в возможность все более усовершенствованного и всестороннего овладения человеком силами природы. В то же время считал, что истину можно найти только приведением в единство трех принципов познания - чувства, разума и божеств. Откровения. Связывал успехи познания своего времени с развитием мореплавания, производства и технич. Изобретениями.К. Осуждал феод. Произвол и войны, бесчеловечный характер колонизаторской деятельности буржуазии наиболее развитых европ. Стран, насильств. Методы распространения христианства. Как гуманист эпохи Возрождения видел гл. Причину войн и бедствий в невежестве, различии мнений, фанатич. Нетерпимости со стороны церкви, неправильной организации гос.

Управления. К. С глубоким сочувствием относился к простым людям, угнетенным экономически и духовно, страдающим от бесправия и ужасов войны. Подчеркивал человеч. Достоинство людей из народа. Пытался наметить пути преобразования обществ. Отношений на началах социальной справедливости и гуманизма, что приближало К. К мыслителям эпохи Просвещения. Всеобщее обучение, введение понятного всем междунар. Языка (к-рый, как полагал К., должен существовать параллельно с нац. Языком, постоянно развивающимся и совершенствующимся), распространение универсальных знаний и, как следствие этого, одинаковое понимание людьми явлений жизни - главные, по мнению К., меры для сохранения мира, улучшения обществ. Отношений. К. Предлагал создать междунар.

Совет, занимающийся улучшением образования, религии, философии, политики, к-рый бы взял на себя также заботу о поддержании всеобщего мира и оказании помощи отсталым странам. К. Считал, что религ. Распри могут быть устранены веротерпимостью, философия улучшена путем организованного в междунар. Масштабе всестороннего изучения природы. Для упорядочения отношений внутри гос-в К. Полагал необходимым введение гражданских свобод, свободы вероисповедания, всеобщего труда (за исключением детей, больных, стариков).Гл. Педагогич. И филос. Труды К. "Великая дидактика" (в сб. Opera didactica omnia, Amst., 1657, рус. Пер., СПБ, 1875-77), "Пансофия" (1657, рус. Пер., СПБ, 1875-77), "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum", в 7 частях, из к-рых 2 части вышли в 1662, остальные были найдены в 1935), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658, первый иллюстр.

Учебник, рус. Пер., М., 1768). Ряд работ К., в т.ч. "История тяжких гонений на чеш. Церковь" ("Historia persecutionum", (Leiden), 1647), посвящен истории общины чеш. Братьев, епископом к-рой К. Был в течение ряда лет. Труды К., современника бурж. Революций в Нидерландах и Англии, очевидца Тридцатилетней войны 1618-48, содержат глубокие оценки и характеристики мн. Деятелей и событий.Обществ.-политич. Взгляды К., выражавшие стремление чеш. Народа к обществ. Реформам, начало к-рым было положено еще в период гуситского революц. Движения, вся многогранная деятельность К. Выдвигают его в ряд выдающихся мыслителей. В 1957 по решению Всемирной федерации учителей, ЮНЕСКО и Всемирного Совета Мира было отмечено 300-летие выхода в свет дидактических трудов К.

В ЧССР учреждена медаль К., к-рой награждаются выдающиеся деятели в области пед. Наук. В Чехословакии имеется спец. Орган, занимающийся публикованием работ, посвященных жизни и деятельности К., - "Архив по изучению жизни и творчества Я. А. Коменского" (Archiv pro bádánГ­ o zivote a dГ­le J. A. Komenského (Acta Comeniana) с 1910).Соч. Opera didactica omnia, Pragae, 1957. В рус. Пер. - Избр. Пед. Соч., т. 1-3, М., 1939-41. Избр. Пед. Соч., М., 1955.Лит. Красновский А. A., Я. А. Коменский, М., 1953. Попелова-Отагалова И., Философ. И обществ. Взгляды Я. А. Коменского (1592-1670), "НДВШ ФН", М., 1959, No 3, с. 149-160. Мат-лы научн. Сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), под ред.

И. В. Чувашева и А. И. Пискунова, М., 1959. Лордкипанидзе Д. О., Ян Амос Коменский, Тб., 1964 (на груз. Языке). Kurdybacha L., Dzialnosc Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957. Polisenský J., Jan Arnos Komenský, Praha, 1963. Его же, Komenský a ceské dejepisectvГ­ belohorského obdobГ­, в кн. Archivpro bádánГ­ o zivote a dГ­le J. A. Komenského (Acta Comeniana), 1963,8. 61-81. J. A. Comenius. 1592-1670, (P., 1957).Б. Т. Рубцов. Москва.

Значения в других словарях
Коменский

(Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе (См. Братские школы), в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарём чешского язык..

Коменский

КОМЕНСКИЙ (Komensky) Ян Амос (1592 - 1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики. Разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы. Труды. "Великая дидактика" (1633 - 38), "Открытая дверь к языкам" (1632), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) и другие.. ..

Коменский

(Ян-Амос, латинизирован. Comenius) — знаменитый "отец новой педагогики", род. 28 марта 1592 г. В моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из местечка Комны, принадлежал к "общине чешских братьев", этому лучшему выражению гуситства. Осиротев еще в детстве, К. Был отдан под опеку родственников. Но последние не заботились об его воспитании. По собственному желанию он поступил в 1608 г. В латинскую школу. Но К. Мало приобрел здесь. Школа давала скудные знания, преподаваемые притом нер..

Комбарель

(les Combarelles) - стоянка эпохи верх. Палеолита в пещере К. Близ Лез-Эзи в деп. Дордонь (Франция). На стенах в глубине пещеры - узкого коридора длиной в 237 м - обнаружены (в 1901) многочисл. (св. 400) изображения охотничьей фауны (мамонты, носороги, лошади, зубры, олени, альпийские козлы, львы и т.д.) и людей в масках. Техника нанесения рисунков - преим. Гравировка. Изображения датируются временем ориньяк-мадлен.Лит. Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953. Capitan L., Breuil H..

Комбеды

См. Комитеты бедноты.. ..

Коми

Самоназвание двух близкородственных, имеющих общее происхождение народов. Коми и коми-пермяков. Осн. Масса К. Живет на терр. Коми АССР. На С. Коми АССР живут коми-ижемцы, выделявшиеся в прошлом своеобразными чертами х-ва, культуры и быта. В наст. Время они вошли в состав народа К. За пределами республики значит. Группы К., в особенности коми-ижемцы, расселены за Уралом в Тюменской области и на Кольском п-ове. Коми-пермяки живут на терр. Коми-Пермяцкого нац. Округа Пермской обл. Небольшая группа ..

Коми Автономная Советская Социалистическая Республика

Коми, - в составе РСФСР. Расположена на С.-В. Европ. Части СССР. 22 авг. 1921 образована АО Коми (Зырян), преобразованная 5 дек. 1936 в Коми АССР. Площ. - 415,9 тыс. Км2. Нас, по переписи 1959, - 806 199 чел. (коми - 245 074, русские - 389 995, украинцы - 80 132, белорусы - 22 339 чел. И др.), по оценке на 1 янв. 1964, - 930 тыс. Чел., в т.ч. Городское - 585 тыс., сельское - 345 тыс. Чел. В КАССР 7 городов, 36 поселков гор. Типа (1964). Столица - г. Сыктывкар. Высшие органы гос. Власти - Верховн..

Дополнительный поиск Коменский Коменский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коменский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коменский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа