Коран
(араб, ко'ран, букв. - чтение) - главная мусульм. "священная" книга, признаваемая верующими божеств, откровением, священным писанием. Важнейший первоисточник нач. Периода истории ислама. Дошедший до нас текст К. Араб. Ист. Предание относит ко времени халифа Османа (644-656). К. Написан на классич. Араб. Яз. И состоит из 114 сур (глав) неодинаковой длины, расположенных не по содержанию и не по времени их.появления, а в большинстве своем по длине (в убывающем порядке количества стихов в каждой из них). Редакторы-составители К. Относили одни суры к мекканскому, другие - к мединскому периоду деятельности Мухаммеда, но это деление условно (нек-рые суры не имеют и такого обозначения).В К. Отсутствуют хронология, даты, имена ист. Деятелей и сведения о достоверных ист.
Событиях. Это весьма затрудняет пользование К. Как ист. Источником. К тому же в К. Часты повторения, пропуски и недомолвки, стиль и лексика различны в разных его частях. Это дает основание предполагать, что К. Не является произведением одного автора. В К. Включены доисламские мат-лы (в ранних мекканских сурах), в него были внесены дополнения и изменения после образования Халифата. Дошедшая до нас "Османова" редакция К. Не была единственной, но др. Редакции сохранились лишь в виде незначит. Отрывков. Еще в 10 в. Нек-рые мусульмане располагали текстом К., отличавшимся от редакции, возводимой преданием к халифу Осману. Эта редакция, ставшая канонической, была окончательно выработана не ранее 1-й пол. 8 в. К этому времени относятся наиболее старые из дошедших до нас рукописей К., написанных куфич.
Письмом.Разнообразные по содержанию мат-лы К. Можно разделить на группы. 1) заклинания и проклятия. 2) эсхатология, суры и стихи. 3) мат-лы из иудейской и христ. Сектантской догматики и мифологии. 4) мат-лы из др.-араб, фольклора. 5) предписания и постановления, регулирующие имуществ., обществ. И семейные отношения мусульман, правила выполнения религ. Обрядов и отправления культа. Гл. Социальные представления и идеи К. По своей сущности классовые, защищающие частнособственнич. Отношения. Деление общества на рабовладельцев и рабов выдано за установленное аллахом (богом). В образе аллаха есть черты всесильного деспота и рабовладельца, все люди - его рабы. "Мы, - говорится от имени аллаха в К., - раздаем. Жизненные потребности в этой дольной жизни, возвышаем одних над другими в степенях, так что одни.
Держат других подвластными себе невольниками" (сура 43, стих 31). В К. Аллах наделен также чертами купца. К. Призывает верующих повиноваться наряду с аллахом и его посланником "тем из вас, к-рые имеют власть" (сура 4, стих 62). Наиболее важны для историка мат-лы К., составляющие группу 5. В них, в частности, получил отражение рабовладельч. Уклад, к-рый сложился в Аравии к 7 в. В разлагавшемся первобытнообщинном строе, и начавшийся процесс образования араб, гос-ва. Большинство мат-лов К. Представляет спец. Интерес для религиоведов, особенно для исламоведов. Из К. Исходят мусульм. Предание - сунна и законодательство - шариат. Это явилось одной из причин раннего развития схоластич. Науки истолкования К. - тефсира. Тефсир весьма тенденциозен и скорее затемняет, чем разъясняет содержание К.Первый европ.
Науч. Перевод К. (на лат. Яз.) сделан Мар-раччи, изд. В Падуе в 1698 (вышедший в 1647 в Париже франц. Перевод Дю Рие признается неудовлетворительным). С этого перевода в 17 и 18 вв. Было сделано неск. Переводов на англ., голл., нем. И рус. Языки. Рус. Переводы с зап.-европ. Перевода - П. Шишкова (1716), М. И. Веревкина (1790), А. В. Колмакова (1792), К. Николаева (1864). Новейший франц. Перевод с араб, оригинала - Р. Блашера, т. 1-2, Париж, 1949-51. Переводы К. С араб, на рус. Яз. - Г. С. Саблукова (Каз., 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковского (посмертное изд., М., 1963).Лит. Саблуков Г., Сведения о Коране..., Казань, 1884. Крымский А. Е., Суры старейшего периода, пер. С объясн., М., 1905. Климович Л. И., Содержание Корана, 2 изд., M., (1930). Его же, Коран и его догматы, A.-A., 1958.
Nöldeke Th., Geschichte des Qoräns, Tl 1-2, 2 Aufl., Lpz., 1909-19. Jeffery A., Materials for the history of the text of the Qur'än, Leiden, 1937. Goldziher J., Die Richtungen der islamischen Koranauslegung, Leiden, 1920, neue Aufl., 1952. Blachère B.., Introduction au Coran, 2 éd., P., 1959. Ballon J. M. S., Modem Muslim Koran interpretation (1880-1960), Leiden, 1961.E. А. Беляев. Москва..
Дополнительный поиск Коран
На нашем сайте Вы найдете значение "Коран" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коран, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 5 символа