Ламаизм
Одно из течений в буддизме. Распространено в Тибете и Внутр. Монголии (КНР), МНР, а также в отд. Р-нах Непала и Индии. В СССР Л. Имеет нек-рое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР.Процесс складывания Л. Начался в Тибете, куда буддизм проник в 7 в., одновременно с созданием там первого единого гос-ва (7-9 вв.). К кон. 8 в. Буддизм стал гос. Религией Тибета, на терр. Последнего был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монаст. Землевладение и т. Д. В нач. 9 в. Сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. Связано с т.н. "поздним распространением" буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й пол. 10 в. Наступившая в этот период феод. Раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди к-рых наиболее значительными были Кадампа (осн.
В сер. 11 в.), Сакьяпа (11 в.), Каджупа (11 в.), Кармапа (12 в.) и др. В кон. 14 - нач. 15 вв. В Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (т.н. "желтошапошники"), основанная Цзонкабой (1357-1419). С 16 в. Главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К сер. 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все осн. Р-ны Тибета, к-рый т. О. Превратился в теократич. Гос-во. Из Тибета в 13-14 вв. Л. Стал проникать в Монголию и в др. Р-ны Центр. Азии. Господствующей религией в Монголии Л. Стал в 16-17 вв., к этому же времени относится его распространение в Бурятии и Туве, тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. В р-н Поволжья.Теоретич.
Основы Л. Изложены в двух осн. Канонах, составленных к 14 в. Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам.Канджур и Танджур переведены с тибетского на монг. Яз. Одно из изданий на тибетском яз. (пекинское) переиздано фототипическим способом. The Tibetan Tripitaka, Peking edition, ed. By Daisetz T. Suzuki, v. 1-167, Tokyo-Kyoto, 1955-1961.Кроме черт, присущих любому направлению Махаяны в буддизме, Л. Обладает рядом особенностей. Как религия Л. Чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. Большое место занимают магия и вера в многочисл. Местные божества. Для Л. Характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю - ламе.
Особая роль придается бодхисатвам, не только как наставникам на пути "освобождения", но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара - "милосердный", подобную роль играют и нек-рые будды, напр. Майтрея - будда "грядущего". В Л., на основе концепции перерождений, была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определенных лиц, называемых трулку (тибетское) или хулбиганами (монг.). В области философии Л. Ограничивался толкованием переводных текстов. Экономич. Основу господства Л. Составляло крупное монастырское землевладение. Л. Являлся значит. Тормозом на пути экономич., социального и культурного развития народов, среди к-рых он был распространен. В наст.
Время экономич. И политич. Влияние Л. И его духовенства во всех осн. Р-нах распространений Л. Либо значительно подорвано (КНР), либо окончательно ликвидировано (в МНР и СССР).Лит. Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887. Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960. Богословский В. A., Очерк истории тибетского народа, М., 1962. Waddell L. A., The Buddhism ot Tibet or Lamaism, Gamb., 1934. Bell Gh., The religion of Tibet, Oxf., 1931. Nebesky-Wojkowitz, R. De, Oracles and demons of Tibet, 's-Gr., 1956. Stein R. A., La civilisation tibétaine, P., 1962.В. А. Богословский. Москва..
Дополнительный поиск Ламаизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Ламаизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ламаизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа