Миссионерство
(от лат. Missio - посылка, поручение) - форма деятельности религ. Орг-ций и церквей, официально направленная на обращение инаковерующих. В действительности ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политич. Целей классов или социальных групп (чаще всего - правящей верхушки), на службе у к-рых миссионеры фактически находятся. Наиболее широко развернули миссионерскую деятельность первоначально последователи буддизма, а позднее - христ. Церковь. В 3 в. До н. Э. Др.-инд. Царь Ашока посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал. С тех пор буддийское М. (осуществлявшееся нередко странствующими монахами) получило значит. Распространение. Христ. Миссионеры, после распространения христианства по всей Рим. Империи и признания его императором Константином (313), по существу, служили делу укрепления внешнеполитич.
И стратегич. Позиций империи, обращая в христианство окружающие империю варварские племена. После распада Рим. Империи (395) христ. М. Стало средством распространения политич. Влияния и экспансии папства, а также Византии и ряда феод. Монархий Европы. Насаждение христианства в католич. Форме было идеологич. Прикрытием нем. Феод.-колон. Наступления на В. (см. "Дранг нах Остен"). Миссионеры участвовали в крестовых походах (1096-1279), в ходе к-рых они помогали осуществлению политич. И торг. Целей зап.-европ. Феодалов и католич. Церкви. М. Заняло важное место в деятельности религ. Орденов (францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Их проникновение в Китай относится к концу 13 - нач. 14 вв., в Индию - к 15 в., в Японию - к 16 в. Широкую миссионерскую деятельность вела рус.
Православная церковь (см. Ниже Миссионерство в России).После великих географич. Открытий и создания исп. И португ. Колониальных империй (15-16 вв.) расширилось поле миссионерской деятельности католич. Церкви, активно помогавшей колонизаторам "осваивать" новые земли, особенно в Лат. Америке. Исп. И португ. Короли предоставляли миссионерам всевозможные привилегии, направляли и контролировали их деятельность, к-рая сопровождалась массовым истреблением местного населения и уничтожением памятников его культуры. В 1622 папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры при Ватикане для руководства католич. М. Позже в ряде стран для содействия миссионерской деятельности были созданы католич. Миссионерские об-ва.В 17-18 вв., в связи с вступлением на путь колон.
Политики Нидерландов и Англии, стали расширять сферу миссионерской деятельности протестантские церкви этих стран. К концу 18 в. Были учреждены многочисл. Протестантские миссионерские об-ва. В нач. 19 в. Возникают миссионерские орг-ции в США.В последней трети 19 в. Началась новая активизация миссионерской деятельности, связанная с борьбой колон. Держав за раздел мира. Широко развернулась в это время деятельность миссионеров в Африке (впервые появившихся здесь еще в эпоху крестовых походов). Обострявшаяся в Африке (напр., в Буганде) борьба миссионеров-протестантов и католиков стала частью борьбы за колон. Раздел "Черного континента". Колонизаторы передали миссионерам школьное дело в колониях. Просветит. Деятельность миссионеров сводилась к сообщению учащимся (составлявшим ничтожную часть населения колоний) элементов начальной грамотности и воспитанию их в духе преклонения перед "ниспосланными богом" колонизаторами.
Поддерживаемые колон. Администрацией, субсидируемые правительств. Органами и капиталистич. Монополиями, миссионерские учреждения стали владельцами крупных капиталов и зем. Богатств. После 2-й мировой войны, когда перед народами Африки, завоевавшими политич. Независимость, открылись перспективы перехода на некапиталистич. Путь развития, большое место в деятельности миссионеров заняла антикоммунистич. Пропаганда. М. Стало активным проводником политики неоколониализма.Крах колон. Системы, образование после окончания 2-й мировой войны независимых гос-в в Азии и Африке привели к кризису христ. М. Многолетние связи с колонизаторами дискредитировали христ. М. И способствовали росту антимиссионерских движений. Христ. Миссионеры нередко высылаются из освободившихся стран за проимпериалистическую пропаганду и подрывную деятельность.В Африке враждебное отношение нас.
К христ. Миссионерам создает благоприятные условия для активизации организованных там после 2-й мировой войны центров мусульм. Пропаганды ("Исламский конгресс" в Каире, осн. В 1957, и др.).В целях приспособления миссионерской деятельности к новым условиям католич. Церковь приступила к пересмотру своих методов. Энцикликами пап Пия XII "Fidei Donum" (1957) и Иоанна XXIII "Princeps Pastorum" (1959), а также решениями 2-го ватиканского Вселенского церковного собора (1962-65) предусматривается создание в более широких масштабах церк. Иерархии из местных жителей, включение в христ. Культ местных религ. Обрядов, культовых танцев, музыки, широкое использование радио и телевидения для миссионерской пропаганды и осуществление ряда др.
Мероприятий. В 1960 Иоанн XXIII возвел в кардиналы негритянского епископа из Танганьики. В 1965 Павел VI возвел в кардиналы епископа - уроженца Верхней Вольты. Еще раньше, в 1953, Пий XII возвел в кардинальское достоинство инд. Епископа.В связи с ростом в совр. Бурж. Странах атеизма и индифферентного отношения к религии, церкви (католич. И протестантская) стали создавать различные учреждения для "внутренней миссии" с целью возвращения в лоно церкви отошедших от нее христиан. Одна из форм "внутренней миссии" - созданный во Франции во время 2-й мировой войны ин-т священников-рабочих, а также создаваемые во все большем числе учреждения т. Н. Светского апостолата, ставящие своей целью вовлечение мирян в активную церк.
Деятельность.М. М. Шейнман. Москва.Кризис М., вызванный распадом колон. Системы, нашел отражение в огромном потоке лит-ры, центр. Место в к-рой занимает проблема связи М. С колониализмом. В апологетич. Лит-ре (напр., В. De Vaulx, Les missions, P., 1960. R. Delavignette, Christianisme et colonialisme, P., 1960. Histoire universelle des missions catholiques, t. 1, P., 1956. O. Niederberger, Kirche - Mission - Rasse, Beckeneid-Schönek, 1961. R. Sundkler, The Christian ministry in Africa, Uppsala, 1960. Его же, Bantu-prophets in South Africa, L., 1961) делается попытка отрицать связь М. С колониализмом в настоящем, а иногда и в прошлом. Вместе с тем в этих работах иногда подвергаются критике устаревшие методы миссионерской деятельности.Подъем нац.-освободит.
Борьбы после 2-й мировой войны породил большое количество критич. Лит-ры, раскрывающей колониалистскую сущность миссионерства. К ней относятся такие книги как М. К. Gandhi, Christian missions, 2 ed., Ahmedabad, (1957). Мустафа аль Халиди, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер. С араб., М., 1961, и др.В марксистских (советских и зарубежных) исследованиях выявляется роль миссионерства как идеологич. Оружия колониализма и неоколониализма. В работах Х. Лота "Колониализм под сутаной" (пер. С нем., М., 1962), И. Лаврецкого "Тень Ватикана над Латинской Америкой" (М., 1961), "Колонизаторы уходят - миссионеры остаются" (М., 1963), М. М. Шейнмана "Современный клерикализм" (М., 1964), Б. И. Шаревской "Старые и новые религии Тропической и Южной Африки" (М., 1964) и др.
Разоблачаются идеологич. Ухищрения миссионеров, направленные на сохранение колон. Порядков.И. С. Борисова. Москва.Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерус. Народностей, борьбой с расколом (старообрядчеством) и сектантством, монастырской колонизацией. Уже в 14 в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (16 в.) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в 18 - 1-й пол. 19 вв. - среди народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и др. Миссии, а на Сев. Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 реорганизована в Об-во восстановления православного христианства на Кавказе).
В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское об-во, к-рое объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие тат. Населения занималось с 1867 церк. Братство св. Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в зап. Губерниях России в кон. 19 в. Вели 159 церк. Братств. М. Вне России осуществляли миссии. Китайская (с 1714), японская (с 1862), корейская (с 1897), сев.-амер. И алеутская, превращенная в 1912 в амер. Епархию. На Бл. Востоке - миссии в Палестине (с 1847) и в Иране - Урмийская (с 1897). Руководство М. Осуществлялось Синодом, к-рый разрабатывал уставы миссионерских об-в, проводил всеросс. (с 1897 по 1917 было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды и т. П. Являясь одной из форм колониальной русификаторской политики царизма, М.
Поддерживалось полицейско-адм. Мерами, вплоть до высылки в Сибирь лиц, упорствовавших в своих нац. Верованиях, а также отклонившихся от офиц. Православия - сектантов и старообрядцев.В. И. Корецкий. Москва..
Дополнительный поиск Миссионерство
На нашем сайте Вы найдете значение "Миссионерство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Миссионерство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 13 символа