Фихте
(Fichte), Иоганн Готлиб (19.V.1762 - 29.I.1814) - нем. Философ и обществ. Деятель, один из представителей нем. Классич. Философии. Род. В крестьянско-ремесл. Семье. В 1794-99 - проф. Иенского ун-та (уволен в отставку по обвинению в "атеизме", а фактически за революц.-демократич. Убеждения). С 1800 жил в основном в Берлине. С 1810 - проф. Берлинского ун-та (в 1810-12 его первый ректор). Обществ.-политич. И филос. Воззрения Ф. Сложились под непосредств. Влиянием Вел. Франц. Революции, к-рую он принял с энтузиазмом и в защиту к-рой выступал.Ф. - убежденный сторонник уничтожения сословных привилегий, он обличает сословное и имуществ. Неравенство, обосновывает право народа на революцию. Положив в основу своего учения об обществе и гос-ве идею свободы, Ф.
Ее предпосылкой считал право каждого человека на существование посредством труда (право, к-рое, согласно Ф., обязано обеспечить каждому гражданину гос-во). Он полагал, что только труд, являющийся обязанностью каждого ("кто не работает, тот не ест"), - законный источник собственности. Глубокая вера в неисчерпаемые возможности человеческой деятельности, разума, в прогресс науки, техники, культуры, в победу в будущем творческих сил человека над силами природы, убеждение, что на земле может быть достигнут вечный мир (но только при условии радикального преобразования обществ.- экономич. Отношений), отличают социально-политич. Взгляды Ф. В трактате "Замкнутое торговое государство" (Tübingen, 1800, рус. Пер., М., 1923) Ф.
Создал свой утопич. Проект истинного "гос-ва разума". В филос.-историческом соч. "Осн. Черты совр. Эпохи" (В., 1806, рус. Пер., СПБ, 1906) Ф. Умозрительно конструирует "пять эпох" всемирно-ист. Развития (от ступени господства слепого инстинкта до ступени разумного иск-ва), считая содержанием ист. Процесса осуществление принципа свободы. "Практич. Философии" Ф. Придавал осн. Значение. Со стремлением к теоретич. Обоснованию практич. Деятельности человека, способной, согласно Ф., изменять обществ. Отношения и полностью подчинять себе силы природы, связано и создание Ф. Его филос. Системы - "наукоучения" ("Wissenschaftslehre"). В его основу он положил идею о творческой деятельности абсолютного субъекта (абсолютное "Я"), развивающего из самого себя все многообразие внеш.
Мира - свой объект ("не-Я"). Т. О., дуализм философии И. Канта, своего учителя, Ф. Попытался преодолеть с позиций крайнего субъективного идеализма. Однако философия Ф. Содержала плодотворные идеи, прежде всего догадку о диалектич. Характере взаимодействия между субъектом и объектом, между теорией и практикой.В период наполеоновских войн Ф. Завоевал особую популярность пламенными призывами к освобождению герм. Земель от наполеоновских войск. Его "Речи к немецкой нации" (1807-08) будили нац. Самосознание (но они содержали также элементы националистич. Предубеждений). Ф. Выступал за демократич. Воспитание народа, к-рое считал решающим в деле нац. Возрождения. Идеи Ф. Сыграли большую роль в политич. Развитии передовых элементов нем. Буржуазии.
Во время войны 1813-14 с наполеоновской Францией Ф. Вступил в ополчение. Умер от тифа.Соч. Sämtliche Werke, Bd 1-8, В., 1845-46 (нов. Изд. - В., 1965-). Gesamtausgabe, hrsg. Von R.Lauth und H. Jacob, Bd 1-10, Stuttg., 1962-72 (продолжается). В рус. Пер. (кроме указ. В тексте) - Избр. Соч., т. 1, (М.), 1916. Назначение человека, СПБ, 1906. О назначении ученого, М., 1935. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии, М., 1937.Лит. Ойзерман Т. И., Философия Фихте, М., 1962. Бур М., Фихте, пер. С нем., М., 1965. Деборин А. М., Очерки социально-политической мысли в Германии. Конец XVII - нач. XIX в., М., 1967 (Социально-политич. Учения, т. 2)..
Дополнительный поиск Фихте
На нашем сайте Вы найдете значение "Фихте" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фихте, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа