Чаадаев

176

1.Иван Иванович (г. Рожд. Неизв.- ум. 1696) - думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. Городах, в т. Ч. В Киеве. Стремился укрепить влияние рус. Царизма на Украине, защищал привилегии мещан от посягательств старшины. В 1671-86 возглавлял рус. Посольства в Польшу, имевшие целью воссоединение укр. Земель и организацию антитурецкого союза. Был судьей Земского (1673-74), Иноземского и Рейтарского (1677-78), Сибирского (1681-83) приказов. В 1681 он пересматривал податное обложение посадского населения.Лит. Костомаров Н. И., Руина. Собр. Соч., кн. 6, т. 15, СПБ, 1905. Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946.2.Петр Яковлевич (27.V.1794 - 14.IV.1856) - русский писатель, философ и обществ.

Деятель. Род. В Москве в дворянской семье. Окончил Моск. Ун-т (1812), где сблизился с А. С. Грибоедовым, Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах рус. Армии 1813-15. С 1816 был дружен с А. С. Пушкиным. В 1819 вступил в "Союз благоденствия". В 1820 вышел в отставку. В 1821 принят в Северное общество декабристов. В 1823-1826 путешествовал по Зап. Европе, познакомился с Ф. Шеллингом и Ф. Ламенне, изучал новейшую филос. И ист. Лит-ру. При возвращении в Россию арестован по обвинению в принадлежности к декабристам, но вскоре освобожден и оставлен под негласным надзором полиции. В 1829-1831 написал филос. Трактат из восьми "Философических писем". Первое из них, опубликованное в 1836 в журнале "Телескоп", по словам А.

И. Герцена, потрясло мыслящую Россию, явилось уничтожающим приговором самодержавию, православию и крепостничеству. По указанию Николая I Ч. Был официально объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься.В своей филос. Концепции, выраженной в "Письмах", Ч. Стремился ответить на вопрос о движущих силах истории, ее законах. Обширные познания Ч. В области естествознания, философии, истории и теологии превратили "Письма" в оригинальное произведение, автор к-рого провозглашал идею параллелизма двух миров - физического и нравственного. Источник движения как в мире физическом, так и в мире нравственном, по Ч.,- божеств. Первотолчок, давший материи движение, а человеку - способность к передаче от поколения к поколению исходных понятий о мире и нравственности (всемирно-ист.

Традиция). Ее реализация в процессе истории и есть, по мнению автора, гл. Объективный закон развития человечества. Ч. Считал, что личный интерес и субъективная воля влекут человека к злу, а подчинение общему, объективному началу ведет к нравств. Добру, к идеальному обществ. Устройству. По Ч., ист. Прогресс совершается по воле провидения и будет увенчан осуществлением "царства божьего. На земле". Ч. Толковал христианство в социальном смысле. Он отвергал загробное воздаяние, вероисповедные проблемы его не интересовали. Осн. Содержанием "царства божьего. На земле" он объявлял братство и дружбу людей, "…осуществленный нравственный закон", торжество социальной справедливости и добра, преодоление частного интереса и разобщенности народов (см.

"Лит. Наследство", No 22-24, 1935, с. 62). В религ. Форме Ч. Выразил насущную потребность эпохи в раскрытии объективных законов истории, в поиске путей социального прогресса, в преодолении обществ. Антагонизмов, бурж. Индивидуализма, самодержавно-крепостнич. Строя.Способность того или иного народа к "бесконечному развитию" Ч. Ставил в зависимость от степени его приобщения к всемирно-ист. Традиции. Европ. Народы, согласно теории Ч., потому и добились значит. Ист. Прогресса, что в течение мн. Веков сохраняли свое единство на основе христианства в его наиболее действенном социальном варианте (католицизм). Напротив, Россия, получившая христианство от Византии, где оно было искажено "схизмой" (расколом), оказалась в стороне от мировой истории, а православие, бессильное перед светской властью, освятило "ужасную язву" - крепостное рабство (см.

Там же, с. 23). Резко отрицат. Характеристика России, высказанная Ч. В первом "Письме", вызвала критику со стороны ряда мыслителей (Пушкин, П. А. Вяземский), показавших, что нельзя смешивать офиц. Власть и народ. В рукописи "Апология сумасшедшего" (1837) Ч., отстаивая право на борьбу с отрицат. Сторонами росс. Действительности, признал односторонность и неосновательность нек-рых своих суждений о России. Он пришел к выводу, что, не будучи вовлечена в европ. Распри, Россия, осмыслившая европ. Опыт, будет призвана сказать миру новое слово, "...решить большую часть проблем социального порядка..." (Чаадаев П. Я., Соч. И письма, т. 2, М., 1914, с. 227). Высказывание Ч. О высоком предназначении России в будущем человечества оказало влияние на формирование идеологии представителей разных направлений рус.

Обществ. Мысли. Славянофилов, западников и революционных демократов.В 40-е гг. Ч. Вместе с Герценом и Т. Н. Грановским участвовал в полемике против "ретроспективных утопий" славянофилов, отстаивал антикрепостнич. Идеалы западников. К 40-50-м гг. Относится ряд его рукописных работ - статей, заметок, афоризмов, б. Ч. Еще не опубликованных. Они свидетельствуют о разрушении единой филос. Системы Ч., его внимательном изучении Гегеля, постоянном интересе к социально-политич. Проблемам, к освободит. Движению.Ч. Был представителем антикрепостнич. Освободит. Движения. Герцен называл учение Ч. "революционным католицизмом", Н. Г. Чернышевский отмечал, что религиозность - лишь "облачение" его. Прогрессивные социально-политич. Идеалы Ч. Обосновывал с помощью своеобразной религ.-идеалистич.

Доктрины. Это обстоятельство отразилось в борьбе вокруг идейного наследия Ч. Между представителями охранительно-религ. Направления, с одной стороны (М. О. Гершензон, идеологи "Вех", белоэмигранты), и революц. Демократами (Герцен, Чернышевский), представителями марксизма (Г. В. Плеханов) - с другой.Соч. Соч. И письма, т. 1-2, М., 1913-14. Неопубликованная статья, "Звенья", 1934, кн. 3-4. Неизданные "Философические письма" П. Я. Чаадаева, в кн. Литературное наследство, т. 22-24, М., 1935. Неизданный проект прокламации П. Я. Чаадаева 1848 г., там же.Лит. Герцен А. И., Былое и думы, Собр. Соч. В 30-ти тт., т. 8-11, М., 1956-57. Чернышевский Н. Г., "Апология сумасшедшего", Полн. Собр. Соч., т. 7, М., 1950. Гершензон М. О., П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908. Плеханов Г.

В., Пессимизм как отражение экономической действительности (Пессимизм П. Я. Чаадаева), Соч., т. 10, М.-Л., 1925. Лемке М. К., Ч. И Надеждин, в его кн. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909. Шаховской Д., Якушкин и Чаадаев, в сб. Декабристы и их время, т. 2, М., 1932. П. Я. Чаадаев на пути в Россию в 1826 г., в кн. Литературное наследство, т. 19-21, М., 1935. Филиппов Л. A., Религиозная утопия П. Я. Чаадаева и современные теологи, "История СССР", 1961, No 6. Лебедев A. A., Чаадаев, М., 1965. Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, No 12. Смирнова З В., P Я. Чаадаев, в кн. История философии в СССР, т. 2, М., 1968.Л. А. Филиппов. Москва..

Значения в других словарях
Чаадаев

Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье (мать — дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808—11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи «Соединённых друзей» (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом). С 1816 близкий друг А. С. Пуш..

Чаадаев

ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич (1794-1856), мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В гл. Сочинении "Философические письма" (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлучённости России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию..

Чаадаев

(Петр Яковлевич) — известный русский писатель. Год рождения его точно неизвестен. Лонгинов говорит, что Ч. Родился 27 мая 1793 г., Жихарев считает годом его рождения 1796-й, Свербеев неопределенно относит его к "первым годам последнего десятилетия XVIII века". По матери Ч. Приходился племянником князей Щербатовых и внуком известного русского историка. На руках этой родни Ч. Получил первоначальное, замечательное для того времени образование, которое закончил слушанием лекций в Московском универси..

Чаадаев

Фамилия известного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый русский философ, современник Пушкина Петр , восходит к племенному названию Cagatai, которое первоначально было именем одного из сыновей Чингис-хана – Чагатая, что в переводе значит "храбрый, честный".. ..

Чаадаев

Чаада́ев фам. Русск. Дворянского рода, также Чегода́ев. Восходит к тюрк. Племенному названию Čaɣatāi, которое первонач. Было именем второго сына Чингис-хана (ум. В 1242 г.), ср.-греч. Τζαχατάης (Лаон. Халкон. I, 152). См. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл. Шпулер, Goldene Ноrdе 243.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Чаадаев

Чаадаев, Петр Яковлевич (1793 - 1856) - друг Пушкина и декабристов, был непродолжительное время членом Тайного общества. В 1820 г., будучи адъютантом командира гвардейского корпуса, кн. Васильчикова, был послан им курьером к Александру I с известием о волнениях в Семеновском полку. Этот случай отдалил от Чаадаева членов Тайного общества. Чаадаев вышел в отставку и прожил за границей до 1826 г. В Европе Чаадаев был близок со многими замечательными людьми того времени, много читал и вернулся в Рос..

Чаадаев

ЧААДАЕВ ЧАДАЕВ ЧЕГОДАЕВ ЧЕОДАЕВ ЧАГАДАЕВЧегодай - из тюркского имени Чагатай в русском произнолшении Чаадай. Так звали, в частности, второго сына Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи (фонетический вариант - чагатаи), само имя из этнонима. Фамилии Чегодаев иногда изменялась в Чаадаев, Чадаев. (Ф, Н) В основе фамилий Чаадаев, Чеодаев лежит имя собственное мужское монгольского происхождения, но широко известное и у тюркских народов. Известно оно..

"Чуньцю"

("Весна и осень") - хроника др.-кит. Царства Лу, охватывающая период 722-481 до н. Э.. ..

"Чхондоè"

(букв. - "учение небесного пути") - 1) религ. Секта, созданная в Корее известным религ. Деятелем Сон Бён Хи 1 дек. 1905 на базе тонхак, в противовес христианству (главным образом Католичеству). В качестве осн. Идеологич. Постулата "Ч." был принят догмат тонхак. "Человек - есть бог. Служить человеку - значит служить богу". Исходила из отрицания загробной жизни и бессмертия души, из возможности построения "царства небесного" на земле, равенства всех людей и равного права их на все земные блага. Ус..

Чаар-аймаки

Назв. Четырех народностей в Афганистане. См. Аймаки.. ..

Чавес Ороско

(Chávez Orozco), Луис (28.V.1901 - 1966) - мекс. Историк и социолог. В 1929 был зам. Директора Нац. Б-ки, в 1930-32 - директор департамента информации МИД Мексики, в 1933-36 - директор департамента библиотек и зам. Мин. Просвещения. С 1939 - директор департамента по делам индейцев. Работы Ч. О. По истории, экономике и социологии Мексики написаны с демократич. Антиимпериалистич. Позиций.Соч. Historia de México, (1808-1836), Méx., 1947. Historia económica y social de Mexico, Méx., 1938. Documéntos..

Чаадаев

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) -русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в "Союзе благоденствия" (1819), а затем и в "Северном обществе" декабристов (1821). Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (просветительского рационализма и христианского м..

Чаадаев

Петр Яковлевич (1794-1856), рус.религиозный мыслитель. Род. В Москве в дворянской семье. После нескольких лет учебы в Московском ун-те поступил в гвардию. Во время Отечеств. Войны 1812 участвовал в Бородинском и др. Крупных сражениях. Богатство, знатность, боевые заслуги обеспечили Ч. Блестящую карьеру, но в 1821 он оставил службу. Поездка в Европу, знакомство с *Шеллингом, дружба с декабристами и А.С.Пушкиным - все это постепенно сформировало Ч. Как оригинального мыслителя. Фактически он стал о..

Дополнительный поиск Чаадаев Чаадаев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чаадаев" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаадаев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа