Чаадаев
1.Иван Иванович (г. Рожд. Неизв.- ум. 1696) - думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. Городах, в т. Ч. В Киеве. Стремился укрепить влияние рус. Царизма на Украине, защищал привилегии мещан от посягательств старшины. В 1671-86 возглавлял рус. Посольства в Польшу, имевшие целью воссоединение укр. Земель и организацию антитурецкого союза. Был судьей Земского (1673-74), Иноземского и Рейтарского (1677-78), Сибирского (1681-83) приказов. В 1681 он пересматривал податное обложение посадского населения.Лит. Костомаров Н. И., Руина. Собр. Соч., кн. 6, т. 15, СПБ, 1905. Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946.2.Петр Яковлевич (27.V.1794 - 14.IV.1856) - русский писатель, философ и обществ.
Деятель. Род. В Москве в дворянской семье. Окончил Моск. Ун-т (1812), где сблизился с А. С. Грибоедовым, Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах рус. Армии 1813-15. С 1816 был дружен с А. С. Пушкиным. В 1819 вступил в "Союз благоденствия". В 1820 вышел в отставку. В 1821 принят в Северное общество декабристов. В 1823-1826 путешествовал по Зап. Европе, познакомился с Ф. Шеллингом и Ф. Ламенне, изучал новейшую филос. И ист. Лит-ру. При возвращении в Россию арестован по обвинению в принадлежности к декабристам, но вскоре освобожден и оставлен под негласным надзором полиции. В 1829-1831 написал филос. Трактат из восьми "Философических писем". Первое из них, опубликованное в 1836 в журнале "Телескоп", по словам А.
И. Герцена, потрясло мыслящую Россию, явилось уничтожающим приговором самодержавию, православию и крепостничеству. По указанию Николая I Ч. Был официально объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься.В своей филос. Концепции, выраженной в "Письмах", Ч. Стремился ответить на вопрос о движущих силах истории, ее законах. Обширные познания Ч. В области естествознания, философии, истории и теологии превратили "Письма" в оригинальное произведение, автор к-рого провозглашал идею параллелизма двух миров - физического и нравственного. Источник движения как в мире физическом, так и в мире нравственном, по Ч.,- божеств. Первотолчок, давший материи движение, а человеку - способность к передаче от поколения к поколению исходных понятий о мире и нравственности (всемирно-ист.
Традиция). Ее реализация в процессе истории и есть, по мнению автора, гл. Объективный закон развития человечества. Ч. Считал, что личный интерес и субъективная воля влекут человека к злу, а подчинение общему, объективному началу ведет к нравств. Добру, к идеальному обществ. Устройству. По Ч., ист. Прогресс совершается по воле провидения и будет увенчан осуществлением "царства божьего. На земле". Ч. Толковал христианство в социальном смысле. Он отвергал загробное воздаяние, вероисповедные проблемы его не интересовали. Осн. Содержанием "царства божьего. На земле" он объявлял братство и дружбу людей, "…осуществленный нравственный закон", торжество социальной справедливости и добра, преодоление частного интереса и разобщенности народов (см.
"Лит. Наследство", No 22-24, 1935, с. 62). В религ. Форме Ч. Выразил насущную потребность эпохи в раскрытии объективных законов истории, в поиске путей социального прогресса, в преодолении обществ. Антагонизмов, бурж. Индивидуализма, самодержавно-крепостнич. Строя.Способность того или иного народа к "бесконечному развитию" Ч. Ставил в зависимость от степени его приобщения к всемирно-ист. Традиции. Европ. Народы, согласно теории Ч., потому и добились значит. Ист. Прогресса, что в течение мн. Веков сохраняли свое единство на основе христианства в его наиболее действенном социальном варианте (католицизм). Напротив, Россия, получившая христианство от Византии, где оно было искажено "схизмой" (расколом), оказалась в стороне от мировой истории, а православие, бессильное перед светской властью, освятило "ужасную язву" - крепостное рабство (см.
Там же, с. 23). Резко отрицат. Характеристика России, высказанная Ч. В первом "Письме", вызвала критику со стороны ряда мыслителей (Пушкин, П. А. Вяземский), показавших, что нельзя смешивать офиц. Власть и народ. В рукописи "Апология сумасшедшего" (1837) Ч., отстаивая право на борьбу с отрицат. Сторонами росс. Действительности, признал односторонность и неосновательность нек-рых своих суждений о России. Он пришел к выводу, что, не будучи вовлечена в европ. Распри, Россия, осмыслившая европ. Опыт, будет призвана сказать миру новое слово, "...решить большую часть проблем социального порядка..." (Чаадаев П. Я., Соч. И письма, т. 2, М., 1914, с. 227). Высказывание Ч. О высоком предназначении России в будущем человечества оказало влияние на формирование идеологии представителей разных направлений рус.
Обществ. Мысли. Славянофилов, западников и революционных демократов.В 40-е гг. Ч. Вместе с Герценом и Т. Н. Грановским участвовал в полемике против "ретроспективных утопий" славянофилов, отстаивал антикрепостнич. Идеалы западников. К 40-50-м гг. Относится ряд его рукописных работ - статей, заметок, афоризмов, б. Ч. Еще не опубликованных. Они свидетельствуют о разрушении единой филос. Системы Ч., его внимательном изучении Гегеля, постоянном интересе к социально-политич. Проблемам, к освободит. Движению.Ч. Был представителем антикрепостнич. Освободит. Движения. Герцен называл учение Ч. "революционным католицизмом", Н. Г. Чернышевский отмечал, что религиозность - лишь "облачение" его. Прогрессивные социально-политич. Идеалы Ч. Обосновывал с помощью своеобразной религ.-идеалистич.
Доктрины. Это обстоятельство отразилось в борьбе вокруг идейного наследия Ч. Между представителями охранительно-религ. Направления, с одной стороны (М. О. Гершензон, идеологи "Вех", белоэмигранты), и революц. Демократами (Герцен, Чернышевский), представителями марксизма (Г. В. Плеханов) - с другой.Соч. Соч. И письма, т. 1-2, М., 1913-14. Неопубликованная статья, "Звенья", 1934, кн. 3-4. Неизданные "Философические письма" П. Я. Чаадаева, в кн. Литературное наследство, т. 22-24, М., 1935. Неизданный проект прокламации П. Я. Чаадаева 1848 г., там же.Лит. Герцен А. И., Былое и думы, Собр. Соч. В 30-ти тт., т. 8-11, М., 1956-57. Чернышевский Н. Г., "Апология сумасшедшего", Полн. Собр. Соч., т. 7, М., 1950. Гершензон М. О., П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908. Плеханов Г.
В., Пессимизм как отражение экономической действительности (Пессимизм П. Я. Чаадаева), Соч., т. 10, М.-Л., 1925. Лемке М. К., Ч. И Надеждин, в его кн. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909. Шаховской Д., Якушкин и Чаадаев, в сб. Декабристы и их время, т. 2, М., 1932. П. Я. Чаадаев на пути в Россию в 1826 г., в кн. Литературное наследство, т. 19-21, М., 1935. Филиппов Л. A., Религиозная утопия П. Я. Чаадаева и современные теологи, "История СССР", 1961, No 6. Лебедев A. A., Чаадаев, М., 1965. Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, No 12. Смирнова З В., P Я. Чаадаев, в кн. История философии в СССР, т. 2, М., 1968.Л. А. Филиппов. Москва..
Дополнительный поиск Чаадаев
На нашем сайте Вы найдете значение "Чаадаев" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаадаев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа