Яншао

84

Одна из неолитических крашеной керамики культур, получивших распространение на терр. Сев. Китая (пров. Хэнань, Шаньси, Шэньси) в 4-3 тыс. До н. Э. Впервые была обнаружена в 1921 Ю. Г. Андерсоном близ д. Яншао (пров. Хэнань). Последующие исследования, особенно в 50-х гг. 20 в., позволили уточнить особенности культуры Я., ареал ее распространения и локальные варианты.Основу х-ва яншаосцев составляло мотыжное земледелие (возделывание чумизы). Характерны кам. И керамич. Прямоугольные жатвенные ножи с отверстием. Среди домашних животных - свинья и собака. Существенную роль играли собирательство, рыболовство, охота на оленя, кабаргу, бамбуковую крысу. Осн. Орудия охоты - лук и стрелы с кам. И костяными наконечниками. Поселения Я. Располагались, как правило, на лессовых террасах вблизи рек.

В центре поселения обычно находилось большое здание обществ, назначения, а вокруг него - круглые или квадратные жилища-полуземлянки размером от 15 до 20 м2. Постройка держалась на опорных столбах, стены обмазывались глиной, коническая крыша покрывалась соломой, внутри жилища, перед входом, устраивалась очажная яма. Взрослых членов общины хоронили на обществ. Кладбище близ поселения. Обычный обряд погребения - трупоположение в прямоугольной яме лицом вверх, головой на З. Детей хоронили в непосредственной близости от дома, в больших керамич. Сосудах. За пределами поселения находился участок, занятый гончарными мастерскими (в противоположность ткачеству, произ-во керамики не было предметом домашнего ремесла). Сосуды обжигались в открытых печах со свободным доступом воздуха.

Наиболее типичны чаши и миски из хорошо отмученной глины, украшенные полихромным орнаментом (имеются зоо- и антропоморфные изображения), и остродонные узкогорлые кувшины для воды. Стратиграфич. Данные, абсолютные датировки радиоуглеродным методом (1972) показывают, что культура Я. Появляется в басе. Р. Вэйхэ в виде варианта Баньпо. Однако соотношение отдельных вариантов Я. (Баньпо, Мяодигоу, Циньванчжай) продолжает оставаться не вполне ясным. Не решен вопрос и о характере взаимосвязей Я. С соседними культурами - Мацзяяо, Цюйцзялин и др. Ряд ученых подчеркивает черты сходства с евразийскими культурами крашеной керамики и полагает на этом основании, что переход к производящей экономике в басс. Хуанхэ произошел под влиянием ближневост.

Неолитич. Культур. Другие - допускают самостоят. Возникновение неск. Центров производящего х-ва на терр. Вост. И Юго-Вост. Азии.Лит. Киселев С. В., Неолит и бронзовый век Китая, "CA", 1960, No 4. Васильев Л. С, О роли внешних влияний в возникновении китайской цивилизации, "НАиА", 1964, No 2. Крюков М. В., У истоков древних культур Восточной Азии, там же, 1964, No 6. Фаншэсин таньсу цэдин няньдай баогао (Отчет об определении археологического возраста радиоуглеродным методом), "Каогу", 1972, No 5.М. В. Крюков. Москва..

Значения в других словарях
Яншао

археологическая крашеной керамики культура (См. Крашеной керамики культуры) 4—3-го тыс. До н. Э. В Северном Китае (провинции Хэнань, Шаньси, Шэньси, среднее течение р. Хуанхэ). Выделена в 1921 Ю. Г. Андерсоном по находкам у деревни Яншао (Хэнань). Поселения Я. (Баньпо и др.) располагались на речных террасах. В центре — общественное здание, вокруг—квадратные и круглые полуземлянки со стенами, обмазанными глиной, коническими крышами, очагами. Погребения детей — в больших сосудах у домов, взрослых..

Яншао

- культура Китая. Неолит. III-II тыс. До н.э.. ..

Яншао

- культура Китая. Неолит. III-II тыс. До н.. ..

Янус

(лат. Janus, от janus - крытый проход и janua - дверь) - в др.-римской религии и мифологии первоначально бог света и солнца, открывающий небесные ворота, позднее бог входов и выходов, дверей, затем божество всех начал. Все двери, ворота, переходы посвящались Я., он считался покровителем дорог и путешественников. В Риме было неск. Храмов Я., самый известный - на Форуме, во время мира его ворота были закрыты, при объявлении войны они открывались. Я. Считался также божеством времени. По реформе кал..

Янушкевич

Николай Николаевич (1.V.1868 - 1918) - рус. Воен. Деятель, генерал от инфантерии (1914). Окончил Михайловское арт. Уч-ще (1888) и Академию Генштаба (1896), служил на адм. Должностях в Гл. Штабе, Воен. Совете и канцелярии воен. Мин-ва, с 1910 читал курс воен. Администрации в Академии Генштаба. По политич. Взглядам - черносотенец, член Совета объединенного дворянства. Это обеспечило быструю карьеру Я. С должности пом. Нач. Канцелярии воен. Мин-ва в 1913 был назначен нач. Академии Генштаба, а вскор..

Янычары

(тур. Yeniçeri, букв. - новое войско) - регулярная тур. Пехота, состоявшая на жалованье гос. Казны. Создана в 14 в. При султане Мураде I (1359/60 или 1362-89). Вместе с сипахи и акынджи (конница) составляли основу тур. Феод. Войска. Первоначально Я. Комплектовались из пленных юношей, позже путем насильственного набора мальчиков из христ. Населения (т. Н. Система девширме). Обращенные в ислам подростки проходили воен. Подготовку и воспитывались в духе мусульм. Фанатизма и строгой дисциплины. Я. С..

Янышев

Михаил Петрович (30.VIII(11.IX).1884 - июль 1920) - участник революц. Движения в России, герой Гражд. Войны 1918-20. Род. В с. Жаворонково Юрьевского у. Владимирской губ. В семье крестьянина. Рабочий. В революц. Движении - с нач. 900-х гг. Участник Иваново-Вознесенской стачки 1905. В 1906 эмигрировал в Германию, затем в США. Один из организаторов рус. Федерации Амер. Социалистич. Партии. В апр. 1917 вернулся в Россию, работал в Моск. Обл. Бюро РСДРП(б). После Октября 1917 - чл. Исполкома Моссове..

Дополнительный поиск Яншао Яншао

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яншао" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яншао, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 5 символа