Новый Год

166

Новый годГостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * РождествоРождество (Новый год) - •Андерсен Ганс Христиан "Елка" Перевод с датского Стояла в лесу этакая славненькая елочка. Место у нее было хорошее. И солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой. Не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе. Не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут. - Какая славная елочка. А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей. Через год подросла елочка на один побег, через год вытянулась еще немножко.

Так, по числу побегов, всегда можно узнать, сколько лет росла елка. - Ах, быть бы мне такой же большой, как другие. - вздыхала елка. - Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет. Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других. И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею. Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку - такая обида. Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом. "Ах. Вырасти, вырасти, стать большой и старой - лучше этого нет ничего на свете!" - думала елка.

По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, - с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие - просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда. Что их ждало. [...] Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу. - Куда они.

- спрашивала елка. - Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки. Куда они едут. - Мы знаем. Мы знаем. - чирикали воробьи. - Мы бывали в городе и заглядывали в окна. Мы знаем, куда они едут. Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь. Мы заглядывали в окна, мы видели. Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами - золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей. - А потом. - спрашивала елка, трепеща ветвями. - А потом. Потом что. - Больше мы ничего не видали. Это было бесподобно. - А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем. - ликовала елка. - Ах, как я томлюсь. Хоть бы поскорей опять рождество. Теперь и я такая же большая и рослая, как те, которых увезли в прошлом году.

Ах, только бы мне попасть на повозку. Только бы попасть в теплую комнату со всей этой славой и великолепием. А потом. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня. Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное. Но что. Ах, как я тоскую, как томлюсь. Сама не знаю, что со мной делается. - Радуйся мне. - говорили воздух и солнечный свет. - Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье. Но она ни капельки не радовалась. Она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая. Темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили. "Какая славная елка!" - и под рождество срубили ее первую. Глубоко, в самое нутро ее вошел топор, елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоска была разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором она выросла.

Знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Отъезд был совсем невеселым. Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал. - Вот эта просто великолепна. Только эту. Пришли двое слуг при полном параде и внесли елку в большую красивую залу. Повсюду на стенах висели портреты, на большой изразцовой печи стояли китайские вазы со львами на крышках. Были тут кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, а на столах книжки с картинками и игрушки, на которые потратили, наверное, сто раз по сто риксдалеров, - во всяком случае, дети говорили так. Елку поставили в большую бочку с песком, но никто бы и не подумал, что это бочка, потому что она была обернута зеленой материей, а стояла на большом пестром ковре.

Ах, как трепетала елка. Что-то будет теперь. Девушки и слуги стали наряжать ее. На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями. Золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки - елка еще ни разу не видела таких, - закачались среди зелени, а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду. Это было великолепно, совершенно бесподобно. - Сегодня вечером, - говорили все, - сегодня вечером она засияет. "Ах. - подумала елка. - Скорей бы вечер. Скорей бы зажгли свечи. И что же будет тогда.

Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня. Уж не слетятся ли воробьи к окнам. Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли стоять разубранная зиму и лето?" [...] И вот зажгли свечи. Какой блеск, какое великолепие. Елка затрепетала всеми своими ветвями, так что одна из свечей пошла огнем по ее зеленой хвое. Горячо было ужасно. - Господи помилуй. - закричали девушки и бросились гасить огонь. Теперь елка не смела даже и трепетать. О, как страшно ей было. Как боялась она потерять хоть что-нибудь из своего убранства, как была ошеломлена всем этим блеском. И тут распахнулись створки дверей, и в зал гурьбой ворвались дети, и было так, будто они вот-вот свалят елку. За ними степенно следовали взрослые. Малыши замерли на месте, но лишь на мгновение, а потом пошло такое веселье, что только в ушах звенело.

Дети пустились в пляс вокруг елки и один за другим срывали с нее подарки. "Что они делают. - думала елка. - Что будет дальше?" И выгорали свечи вплоть до самых ветвей, и когда они выгорели, их потушили, и дозволено было детям обобрать елку. О, как они набросились на нее. Только ветки затрещали. Не будь она привязана макушкой с золотой звездой к потолку, ее бы опрокинули. Дети кружились в хороводе со своими великолепными игрушками, а на елку никто и не глядел, только старая няня высматривала среди ветвей, не осталось ли где забытого яблока или финика. [...] Елка радовалась, что назавтра ее опять украсят свечами и игрушками, золотом и фруктами. "Уж завтра-то я не буду так трястись. - думала она. - Завтра я вдосталь натешусь своим торжеством." [...] Так, тихая и задумчивая, простояла она всю ночь.

Поутру пришел слуга со служанкой. "Сейчас меня опять начнут наряжать!" - подумала елка. Но ее волоком потащили из комнаты, потом вверх по лестнице, потом на чердак, а там сунули в темный угол, куда не проникал дневной свет. "Что бы это значило. - думала елка. - Что мне тут делать. Что я могу тут услышать?" И она прислонилась к стене и так стояла и все думала, думала. Времени у нее было достаточно. Много дней и ночей миновало. На чердак никто не приходил. А когда наконец кто-то пришел, то затем лишь, чтобы поставить в угол несколько больших ящиков. Теперь елка стояла совсем запрятанная в угол, о ней как будто окончательно забыли. "На дворе зима. - подумала она. - Земля затвердела и покрылась снегом, люди не могут пересадить меня, стало быть, я, верно, простою тут под крышей до весны.

Как умно придумано. Какие они все-таки добрые, люди. Вот если б только тут не было так темно, так страшно одиноко. Хоть бы один зайчишка какой. Славно все-таки было в лесу, когда вокруг снег, да еще заяц проскочит, пусть даже и перепрыгнет через тебя, хотя тогда-то я этого терпеть не могла. Все-таки ужасно одиноко здесь наверху!" - Пип. - сказала вдруг маленькая мышь и выскочила из норы, а за нею следом еще одна малышка. Они обнюхали елку и стали шмыгать по ее ветвям. [...] Рассказала елка все про свою юность, а мыши отродясь ничего такого не слыхали и, выслушав елку, сказали. - Ах, как много ты видела. Ах, как счастлива ты была. - Счастлива. - переспросила елка и задумалась над своими словами. - Да, пожалуй, веселые были денечки.

И тут рассказала она про сочельник, про то, как ее разубрали пряниками и свечами. - О. - сказали мыши. - Какая же ты была счастливая, старая елка. - Я вовсе не старая. - сказала елка. - Я пришла из лесу только нынешней зимой. Я в самой поре. Я только что вошла в рост. [...] Это было утром, пришли люди и шумно завозились на чердаке. Ящики передвинули, елку вытащили из угла. Ее, правда, больнехонько шваркнули об пол, но слуга тут же поволок ее к лестнице, где брезжил дневной свет. "Ну вот, это начало новой жизни!" - подумала елка. Она почувствовала свежий воздух, первый луч солнца, и вот уж она на дворе. Все произошло так быстро. Елка даже забыла оглядеть себя, столько было вокруг такого, на что стоило посмотреть. Двор примыкал к саду, а в саду все цвело.

Через изгородь перевешивались свежие, душистые розы, стояли в цвету липы, летали ласточки. "Вить-вить. Вернулась моя женушка!" - щебетали они, но говорилось это не про елку. "Уж теперь-то я заживу", - радовалась елка, расправляя ветви. А ветви-то были все высохшие да пожелтевшие, и лежала она в углу двора в крапиве и сорняках. Но на верхушке у нее все еще сидела звезда из золоченой бумаги и сверкала на солнце. Во дворе весело играли дети - те самые, что в сочельник плясали вокруг елки и так радовались ей. Самый младший подскочил к елке и сорвал звезду. - Поглядите, что еще осталось на этой гадкой старой елке. - сказал он и стал топтать ее ветви, так что они захрустели под его сапожками. А елка взглянула на сад в свежем убранстве из цветов, взглянула на себя и пожалела, что не осталась в своем темном углу на чердаке.

Вспомнила свою свежую юность в лесу, и веселый сочельник, и маленьких мышек, которые с таким удовольствием слушали сказку про Клумпе-Думпе. - Конец, конец. - сказало бедное деревцо. - Уж хоть бы я радовалась, пока было время. Конец, конец. Пришел слуга и разрубил елку на щепки - вышла целая охапка. Жарко запылали они под большим пивоваренным котлом. И так глубоко вздыхала елка, что каждый вздох был как маленький выстрел. Игравшие во дворе дети сбежались к костру, уселись перед ним и, глядя в огонь, кричали. - Пиф-паф. А елка при каждом выстреле, который был ее глубоким вздохом, вспоминала то солнечный летний день, то звездную зимнюю ночь в лесу, вспоминала сочельник. Так она и сгорела..

Значения в других словарях
Новый год

первый день года. С древних времён считается у большинства народов одним из главных праздничных дней. Начало года у различных народов приходится на разное время. Дата его в течение многих веков неоднократно менялась. Во всех европейских и многих др. Странах Н. Г. Приходится на 1 января. Там, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, начало года падает на разные даты солнечного года (см. Календарь). Праздник встречи Н. Г. Сопровождается различными обрядами, которые складывались веками. У ..

Новый Год

НОВЫЙ год - первый день года, один из главных праздников у многих народов. В странах Европы начинается 1 января (в России начало года 1 января введено Петром I в 1699). В странах, где принят лунный или лунно-солнечный Календарь, Новый год, приходится на разные даты солнечного года (см. Календарь).. ..

Новый год

Первый день года. В настоящее время почти во всех христианских государствах празднуется первого января, что было и у римлян началом гражданского года. Наряду с этим днем мы встречаем в средние вика и другие дни, служащие началом года, напр. День Рождества Христова — в грамотах германских императоров вплоть до пол. XVI в. Во Франции до 1556 г. Часто считали год с Пасхи. В Англии до 1752 г. Н. Год праздновался 26 марта. В настоящее время копты считают год с 1 августа, сирийские христиане — с 1 сен..

Новалис

(Фридрих фон Хартенберг) (1772—1801 гг.) писатель и философ Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник — это художник безумия.В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство.Все случаи нашей жизни — это материалы, из которых мы можем делать, что хотим. Кто богат духом, тот делает много из своей жизни. Всякое знакомство, всякое происшествие было бы для всецело вдохновенного человека первым звеном бесконечной вереницы, началом бесконечного романа.Вся..

Общение

Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери Достаточно оказаться с кем-нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди могут сказать друг другу. Славомир Врублевский Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай, и не с кем. Феликс Хвалибуг Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается. Стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается. Пер..

Общественное Мнение

Общественное мнение. То, что люди думают о том, что думают люди. Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке. Никто его не видел, но всех им пугают. Зигмунд Графф Общественное мнение — это мнение тех, чьего мнения обычно не спрашивают. Кшиштоф Теодор Теплиц То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств. Бенджамин Дизраэли Общественное мнение — последнее убежище политиков, которые не имеют собственного. Морис Картер Каждый рассуждает об обществен..

Новый Год

Первый день года, один из главных праздников у многих народов. В странах Европы начинается 1 января (в России начало года 1 января введено Петром I в 1699). В странах, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, Новый год, приходится на разные даты солнечного года (см. Календарь).. ..

Новый Год

- важнейший календарный праздник Японии. С ним связано много разнообразных обрядов, игр, церемоний. Для праздника японцы охотно покупают в прихрамовых лавках различные талисманы и новогодние сувениры. Хамаими - затупленные стрелы с белым оперением, которые оберегают дом от бед и злых сил. Такарабунэ - кораблики с рисом и другими сокровищами, на которых восседают семь богов удачи. Такие кораблики, а также картинки с изображением семи богов удачи неплохо положить под подушку в новогоднюю ночь, что..

Новый Год

В Древней Руси первый день года, который начинался с 1 марта. В 1492 вел. Кн. Иоанн III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда повелено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для того чтобы придать более торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у не..

Новый Год

Праздник наступления нового года, главный календарный праздник многих народов. См. Также МОХАРРАМ, ТЭТ, НОУРУЗ, СОНГКРАН.. ..

Новый Год

Космическая регенерация, увеличивающаяся сила солнца, обещание нового роста, жажда обновления, новое начало.. ..

Дополнительный поиск Новый Год Новый Год

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новый Год" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новый Год, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 9 символа