Аристотель, Правовые И Политические Взгляды

73

(384-322 гг. До н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона. А. Родился в эллинском городе Стагире (восточное побережье п-ва Халкидика), поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины, учился там, а затем преподавал в платоновской Академии. В 347 г. До н.э. А. Основал свою философскую школу - Ликей (лицей). А. Написал большое количество произведений, но многие из них утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся работы, как «Политика», «Афинская политая» и «Этика». Государственно-правовая проблематика рассматривается А. С позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей - свободных и равных.

Государство возникло, подобно семье и селению, в результате естественного развития. Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство - высшая форма общения, которая объединяет все остальные. В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек - существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. А. Считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых не развита человеческая природа, не способны создать политическую форму жизни. В этом проявилась эллиноцентристская позиция А. Гражданином может быть только тот, кто «обладает совокупностью гражданских прав», может участвовать в отправлении функций законосовещательной и судебной власти государства.

Определение государства зависит от понятия гражданина. С этой точки зрения государство - достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина (отсюда вывод А., что с изменением понятия гражданина - и соответственно формы государства - изменяется само государство). Критерием определения формы государства у А.является верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, А. Делит формы государства на правильные и неправильные. В государствах правильных форм правители руководствуются общественной пользой, неправильных - личными интересами. Согласно А., возможны шесть форм государственного строя.

Три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны. Монархия (или царская власть) - правление одного. Аристократия - правление немногих (но более одного) и полития - правление большинства. А. Считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы - отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития - «средняя» форма государства, основанная на «среднем элементе» - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве. Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные.

Тиранию, олигархию, демократию. А. Критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Она не направлена на защиту интересов подданных и всегда возникает против их желания. Олигархия - вырожденная форма аристократии, считает А. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия - такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных. Отсутствие равенства, по А., есть та причина, по которой происходят в государстве междоусобицы и мятежи.

Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии относительное равенство влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии, наоборот, относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам. А. Предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и др.), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств.

В «Политике» (гл. II кн. I), характеризуя идеальное государство, А. Говорит о большом числе рабов в нем. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского государства. Они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов». Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению и к морю, и к материку. Земля в государстве делится на две части. Для общего пользования и для частного владения граждан. Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению А., должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы - досуг».

А. Высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники «вечного мира», в частности немецкие мыслители Кант и Фихте. У А., как и у Платона, справедливое и законное совпадают. Право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения», - полагал А. Право вообще А. Называл «политическим правом», так как неполитическое право невозможно. Право вообще, по А., отсутствует в неполитических формах правления, например в деспотиях. Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (волеустановленное).

В учении А. Эти два вида различаются между собой, но оба относятся к политическим явлениям. Естественное право А. Определяет как такое, которое «везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». К условному праву А. Относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Под условным правом у А. Понимается все то, что позже стало обозначаться термином «позитивное (положительное) право». В концепции А. Существенным качеством закона признается его соответствие праву и политической справедливости. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма.

Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. А. Считал, что правители подвержены чувствам, закон же - «уравновешенный разум». Историческая заслуга А. Заключается в попытке энциклопедического охвата действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве..

Значения в других словарях
Аристократия

(греч. Aristokratia. От aristos - наилучший + kratos - власть) 1. Родовая знать - высший, привилегированный слой господствующего класса. 2. Господство знати - одна из форм государственной власти. 3. Привилегированная верхушка какого-либо класса или социальной группы (рабочая аристократия. Аристократия духа).. ..

Аристотель

(384-322 гг. До н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона.А. Родился в эллинском городе Ста-гире (восточное побережье п-ва Халки-дика), поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины, учился там, а затем преподавал в платоновской Академии. В 347 г. До н.э. А. Основал свою философскую школу - Ликей (лицей). ;А. Написал большое количество произведений, но ..

Арктика

Часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66°33' с.ш.;включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь А. Составляет 21 млн. Кв. Км. На арктическую материковую сушу приходится 8 млн. Кв. Км, она вся находится под суверенитетом арктических государств.Международно-правовой ..

Арматор

(armator) - в морском страховании судовладелец или его доверенное лицо, эксплуатирующее морское судно без права собственности. А. Снаряжает судно в рейс, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за его действия.. ..

Дополнительный поиск Аристотель, Правовые И Политические Взгляды Аристотель, Правовые И Политические Взгляды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аристотель, Правовые И Политические Взгляды" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристотель, Правовые И Политические Взгляды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 43 символа