Аристотель
(384-322 гг. До н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона.А. Родился в эллинском городе Ста-гире (восточное побережье п-ва Халки-дика), поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины, учился там, а затем преподавал в платоновской Академии. В 347 г. До н.э. А. Основал свою философскую школу - Ликей (лицей). ;А. Написал большое количество произведений, но многие из них утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся работы, как "Политика", "Афинская политая" и "Этика".Государственно-правовая проблематика рассматривается А. С позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей - свободных и равных.Государство возникло, подобно семье и селению, в результате естественного развития.
Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство - высшая форма общения, которая объединяет все остальные.В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек - существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. А. Считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых не развита человеческая природа,не способны создать политическую форму жизни. В этом проявилась эллиноцентристская позиция А.Гражданином может быть только тот, кто "обладает совокупностью гражданских прав", может участвовать в отправлении функций законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия гражданина.
С этой точки зрения государство - достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина (отсюда вывод А., что с изменением понятия гражданина - и соответственно формы государства - изменяется само государство).Критерием определения формы государства у А.является верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, А. Делит формы государства на правильные и неправильные. В государствах правильных форм правители руководствуются общественной пользой, неправильных - личными интересами. Согласно А., возможны шесть форм государственного строя:три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны.
Монархия (или царская власть) - правление одного. Аристократия - правление немногих (но более одного) и полития - правление большинства. А. Считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы - отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития - "средняя" форма государства, основанная на "среднем элементе" - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве.Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные. Тиранию, олигархию, демократию. А. Критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрениемотносится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных.
Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Она не направлена на защиту интересов подданных и всегда возникает против их желания.Олигархиявырожденная форма аристократии,считает А. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия - такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.Отсутствие равенства, по А.,есть та причина, по которой происходят в государстве междуусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству.
В демократии относительное равенство влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии,наоборот,относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам.А. Предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и др.), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств.В "Политике" (гл. II кн. I), характеризуя идеальное государство, А. Говорит о большом числе рабов в нем. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского государства.
Они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, "толпа матросов".Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению и к морю, и к материку. Земля в государстве делится на две части. Для общего пользования и для частного владения граждан.Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению А., должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку "конечной целью войны служит мир, работы - досуг". А. Высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники "вечного мира", в частности немецкие мыслители Кант и Фихте.У А., как и у Платона, справедливое и законное совпадают.
Право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми. "Понятие справедливости связано с представлением о государстве,так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения", - полагал А. Право вообще А. Называл "политическим правом", так как неполитическое право невозможно. Право вообще, по А., отсутствует в неполитических формах правления, например в деспотиях.Политическое право бывает двух видовестественное и условное (воле-установленное). В учении А. Эти два вида различаются между собой, но оба относятся к политическим явлениям.Естественное право А. Определяет как такое, которое "везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его".
К условному праву А. Относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Под условным правом у А. Понимается все то, что позже стало обозначаться термином "позитивное (положительное) право".В концепции А. Существенным качеством закона признается его соответствие праву и политической справедливости. "Всякий закон в основе предполагает своего рода право". Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. А. Считал, что правители подвержены чувствам, закон же - "уравновешенный разум".Историческая заслуга А.
Заключается в попытке энциклопедического охвата действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве.Лит. Полный свод всех древних биографических свидетельств об Аристотеле в комм. J. D u ri n g. Aristotele in the ancient biographical tradition, 1957. Лучшие издания греческого текста отдельных трактатов в сериях. Oxford Classical Texts и Collection G. Bude (P.). Рус. Пер. Соч. В 4-х томах. Т. 1-3. М., 1975-1981. Аристотель. Соч. В 4-х томах. М., 1975. Политика. Пер. С.А.Жебелева.СПб.,1911;Доватур А.И. Политика и полития Аристотеля. М.-Л., 1965;Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;Brockter W., Aristoteles. Fr./M., 1964. Poss W.D. Aristotele. L, 1964. Лосев А.Ф. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982. Тимошевская А.Д..
Дополнительный поиск Аристотель
На нашем сайте Вы найдете значение "Аристотель" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристотель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 10 символа