Бентам (bentham) Иеремия
(1748- 1832) - английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пенитенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно широкому кругу вопросов. Несмотря на популярность его идей, многие сочинения Б. Так и остались неопубликованными. В течение всей своей жизни проявлял поразительную активность. Обращался с письмами ко многим государственным деятелям Европы и Америки, составлял законопроекты, в том числе по конституционному, гражданскому и уголовному праву, и предлагал их не только английскому парламенту, но и монархам и законодательным органам других стран. Мечтал стать «кодификатором» и Соединенных Штатов, и России, и Франции, и Испании.
В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу «наибольшему числу людей». Это была своеобразная философия «утилитаризма» - полезности, основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. Приспособил ее к потребностям обычного, «разумного» английского буржуа, интересы которого трактовались Б. Как общечеловеческие ценности. Б. Выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий «естественного права», идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. И других демократических концепций.
Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. Был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан. В области уголовной политики Б. Придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. Призывал к проведению «экономной» уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства.
Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть «излечено» денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. Предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. Предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться «устрашения» и даже «исправления» преступников - для этого он разработал проект «образцовой» тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его «рабочего места». В целом Б. Оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве.
Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. Были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский. Соч. Бентам И. Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867. Лит. Решетников Ф.М. «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. М.,1985. Решетников Ф.М..
Дополнительный поиск Бентам (bentham) Иеремия
На нашем сайте Вы найдете значение "Бентам (bentham) Иеремия" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бентам (bentham) Иеремия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 24 символа