Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих

84

(1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. Родился в Штутгарте в 1770 г. В семье чиновника. В 1788-1793 гг. Учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. Был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. И до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831). Проблемы государства и права Г. Разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области. «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года».

Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Право, а также мораль и нравственность Г. Рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. Охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. О тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. Действительное - не то же самое, что и существующее. Только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. Реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать.

Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права. Идея права - это единство понятия права и его осуществления. Право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным. Понятие «право» у Г. Имеет несколько значений. Право как свобода («идея права»), право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), право как закон («позитивное право»). Система права как реализованной свободы - это система «особых прав», переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие.

А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, «особое право». Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. «Особые права» ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. Раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое «особое право» по отношению к предыдущему «особому праву» представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным «особым правом» обладает государство. Позитивное право является одним из «особых прав». Право в себе превращается в закон посредством «законодательствования». Г. Не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов.

Не все данное в форме закона есть право. Г. Считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права. Абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали. Семья, общество, государство - к нравственности. Г. Полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею).

Поэтому Г. Подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей. Сознательное нарушение права Г. Рассматривал как преступление. Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. Приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. Субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема. Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства.

Г. Дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. Понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. У гражданского общества есть свои признаки. Система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. Связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г.

Не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство. В государстве заключена идея разума. Права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй, внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя.

Г. Соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть «гарантия публичной свободы», но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве. Г. Не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. Присоединяя свое субъективное. «Я хочу». Правительственная власть понимается Г. Как «власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее». Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г.

Считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того, чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному. При всех противоречиях Г. Все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование.

Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не властен. Г. Не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что «трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться». Г. Допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира, подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд.

Всемирная история состоит из четырех царств. Восточного, греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств. Восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Мировой дух дает право быть «носителем степени развития» какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. Считал эпохой германской нации. К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. Помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории.

Учение Г. О государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. Дала почву как для консервативных, реакционных учений, так и для критических, прогрессивных взглядов..

Значения в других словарях
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление. Качество, количество, мера. Сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), ег..

Гвинея (гвинейская Республика, С Ноября 1978 По Апрель 1984 Г. - Гвинейская Народная Республика)

- государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 22 октября 1958 г. В соответствии с результатами референдума 28 сентября 1958 г. (95,4% избирателей проголосовали против распространения на страну действия французской Конституции Пятой республики). Столица - г. Конакри. Административное деление. 8 провинций, подразделяемых на 35 префектур. По Конституции 1958 г. Г. Провозглашалась республикой во главе с Президентом, избиравшимся на 7 лет (до 1984 г. Бессменным Президентом являлся А. С..

Гвинея-бисау (республика Гвинея-бисау)

- государство в Западной Африке. Независимо с 23 сентября 1973 г. (вооруженные действия за независимость начались в 1959 г.). Столица - г. Бисау. Административное деление. 8 округов, автономный сектор Бисау, 37 районов. По действующей Конституции 1991 г. - республика. Президент избирается сроком на 5 лет. Однопалатный парламент - Национальное народное собрание - состоит из 100 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. Срок их полномочий - 4 года. В период между сессиями парламента его полномо..

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

(1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист.представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. Родился в Штутгарте в 1770 г. В семье чиновника. В 1788-1793 гг. Учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. Был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. И до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831).Проблемы государства и права Г. Разрабатывал на разных этапах своей ..

Гедонизм

- стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.. ..

Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих

(1780-1831) - великий немецкий философ-идеалист, оказавший исключительное влияние на развитие западно-европейской философии и русской общественной мысли в 40 - 60-х годах прошлого века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Бакунин). В противоположность метафизическому образу мышления, господствовавшему в научной мысли в XVIII столетии и рассматривавшему объективный мир и его отражение в человеческой психике, как систему неизменных и замкнутых в себе элементов, Гегель выдвинул диалектический метод, к..

Дополнительный поиск Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 38 символа