Германия

120

Федеративная Республика Германия)государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ - федерация, в составе которой 16 земель (без каких-либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - однопалатный ландтаг (в Баварии - двухпалатный) и правительство вотла-ве с премьер-министром.По форме государственного правления ФРГ - парламентская республика. Высшие органы государства - в соответствии с Основным законом 1949 г. - Федеральный президент, бундестаг и бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом - Федеральным собранием на 5 лет.

Полномочия президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует (см. Промульгация) законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов президента нуждается в обязательной контрассигнации (см. Контрасигнатура) главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность.Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат - бундестага и бундесрата. Бундестаг, в составе которого 496 депутатов, избирается прямыми выборами сроком на 4 года.

В составе бундесрата 41 человек, они являются членами правительства земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 5 голосов в зависимости от численности населения земли. Палаты избирают своих председателей, которые руководят работой депутатов, и образуют постоянные комитеты. Заседания палат, как правило, открытые, если только депутаты не примут решение о закрытии заседания. Основной закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей компетенции федерации и земель. Кроме того, ст. 75 Основного закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания.Процедура принятия ФЗ заключается в следующем.

Законопроект принимается бундестагом и сразу передается бундесрату. Если бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение 2 недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат. Если комитет предложит какие-то изменения к принятому законопроекту, он должей быть повторно рассмотрен бундестагом. Законопроект, одобренный им вторично, может быть опять отклонен бундесратом в течение недели. Тогда законопроект направляется в бундестаг в третий раз, и если за него проголосует большинство членов бундестага, он считается принятым.Бундестаг обладает также контрольными полномочиями в отношении правительства. Они проявляются в формах интерпелляций, устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства.В состав правительства входят федеральный канцлер глава правительства, вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля.

Президент выдвигает кандидатуру на пост канцлера, который избирается бундестагом (если он не получает большинства голосов членов бундестага, президент может распустить палату). Министры назначаются и увольняются президентом по предложению канцлера. Полномочия правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно сильны позиции исполнительной власти и в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом Основным законом предусматривается приоритет правительственных законопроектов перед депутатскими. В случае отклонения правительственного законопроекта бундестагом президент по предложению правительства и с согласия бундесрата может объявить в отношении этого законопроекта состояние "законодательной необходимости", и тогда для вступления закона в силу достаточно одобрения его бундесратом/ •В соответствии с Основным законом члены правительства несут ответственность только перед канцлером.Роль канцлера в государственном механизме ФРГ чрезвычайно велика.

Фактически он определяет основную линию всей внутренней и внешней политики страны. В случае отставки канцлера в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия - в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).Общая характеристика. Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. Ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский союз, ставший затем, а1871 г. Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований.

Законодательство воссозданного в XIX в. Общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства Германской империи оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс (УК) 1813 г. И более ранние баварские Судебный кодекс и Гражданский кодекс (ГК) 1753 и 1756 гг..саксонский ГК 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) 1850 г. И другие акты, часть из которых была результатом переработки законов германских государств. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных наполеоновской армией, сохраняли силу введенные в тот период ГК Франции 1804 г.

(см. Кодекс Наполеона) и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, представлявшего собой сложное переплетение норм римского и канонического права, а также правовых обычаев древних германцев.С образованием Северо-Германского союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866г. И Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процес-суальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. И лишь в 1896 г.

- Германское гражданское уложение (ГГУ). (Названные кодексы именуются уложениями, согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии.)Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать в ФРГ - с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919-1933) и после образования в 1949 г. Федеративной Республики Германии. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов периода нацистской диктатуры в Г. (1933-1945), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного контрольного совета, которому принадлежала вся полнота власти в Г.

В 1945-1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ. В целом же в общем объеме действующего законодательства ФРГ по-прежнему значительное место занимают законы и иные нормативные акты, изданные в предшествующие периоды существования общегерманского государства, правопреемником которого объявила себя ФРГ (в частности, в названиях некоторых актов сохраняется термин "Имперский закон").В 1990 г. Произошло объединение Г. Путем присоединения ГДР к ФРГ. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу с 1 июля 1990 г. Согласно данному договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него на территории ГДР вводились законы, действующие в этих сферах в ФРГ.

31 августа 1990 г. Был подписан второй государственный договор - о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. Произошло воссоединение Г. В ходе объединительного процесса на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. • . - •Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной закон) ФРГ 1949 г. В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в ФРГ 16 земель - субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель приходятся вопросы, относящиеся к образованию и культуре,деятельности местных органов власти,управления,полиции и др.

Согласно ст. 73 Основного закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст.74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель, а исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована.При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль.

Судебная практика в Г. Традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенна, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи по существу утратили роль источников права.В период 1958-1963 гг. Было опубликовано "Собрание федерального права"-собрание действующего законодательства ФРГ,систематизированное по 9 "главным областям права". Государственное и конституционное право;управление. Правосудие. Гражданское и уголовное право. Оборона. Финансы. Хозяйственное право. Трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны.

Связь, пути сообщения, водный транспорт. • •. •• •• •'Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ остается ГГУ 1896 г. Которое в свое время оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства во многих странах. ГГУ - результат продолжавшейся более двух десятилетий подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих положений, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии.

В известном смысле ГГУ соперничает по своему значению и влиянию с французским ГК 1804г.В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую (§ 1-240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности,волеизъявлению, исчислению сроков давности,и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских юристов. Это проявилось, в ча-CTHOL :'и. В раздельной трактовке вопросов обязательственного правая права собственности.

Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (§ 241- 853), книга третья - вещному праву (§ 854- 1296). Книга четвертая - семейному праву (§ 1297-1921) и книга пятая - наследственному праву (§ 1922- 2385). В разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего, а в разделе об обязательствах - римского права.К настоящему времени ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании гражданско-правовых отношений участвуют и некоторые дополняющие его акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь, и Конституция 1949 г. Содержит нормы, существенные для гражданского права.

В частности, она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила в качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных прав, в том числе равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.В книге второй ГГУ ("Обязательственное право") изложены как общие правила, относящиеся к любым договорам, к их заключению и исполнению, так и нормы, регулирующие конкретные виды договоров (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения "общественной и коммерческой морали".В книге третьей ("Вещное право") подробно разработаны институты собственности, владения и сервитутов - прав на пользование чужой недвижимостью.

''"•.В области брачного и семейного права положения первоначальной редакции ГГУ. Допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием Конституции 1949г., в частности Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права 1957 г. И Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд в ряде своих решений также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области сохранили значение не столько поли/кения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г.

С последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. И в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г.Заключение брака по действующему законодательству ФРГ должно происходить в ходе гражданской церемонии, а расторжение брака - в судебном порядке, причем одним из оснований для иска о разводе при возражении другой стороны признается факт раздельного проживания супругов в течение 3 лет. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака.Наследование в настоящее время регулируется в основном нормами книги пятой ГГУ. Законодательство ФРГ предусматривает наследование по закону и по завещанию. Очередность наследования по закону.

Потомки наследода-теля, его родители и их потомки, его дедушка и бабушка и их потомки и т.д. Особо оговорены права пережившего супруга, признаваемого одним из наследников первой очереди. Допускаются различные формы завещания. Нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам.Торговое право ФРГ регулируется ныне комплексом законодательных актов, важнейший из которых - Германское торговое уложение (ГТУ) 1897 г., сменившее Общегерманское торговое уложение 1861 г. В связи с принятием ГГУ 1896 г. Хотя ГТУ выступает в качестве дополнения к ГГУ, оно оказало известное влияние на развитие торгового законодательства в ряде стран.

Принципиальное значение для этого акта имеет понятие "коммерсант", поскольку предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами.ГТУ состоит из 4 книг. В книге первой содержится детальное определение понятий коммерсанта, торговой 41ирмы, торговых представителей и правила ведения торговых книг. Книга вторая содержит общие положения о торговых товариществах. Книга третья посвящена торговым сделкам (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.). Книга четвертая регулирует морское право, включая вопросы торговли, транспорта и страхования.Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили свое значение в связи с принятием новых законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права.

Среди них важное место занимает Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из 5 книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей идолжностныхлиц. Действуют также Законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. И о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г., Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г. Закон об общих условиях продажи 1976 г. И другие акты.В регулировании трудовых правоотношений наряду с законодательными актами федерации важное значение имеют нормы конституций земель, а также - решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г.

В который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений. Закон о минимальных условиях труда 1952 г. И Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контро-. Ле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г. Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. И многие другие нормативные акты.За время существования' ФРГ был принят ряд актов, предусматривающих участие работников в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов совета, а один представитель -входить в совет управляющих (Законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг.

И другие акты). В ФРГ провозглашен принцип "свободы коллективных договоров", позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами заключившего его профсоюза).Право на образование профсоюза в целях "охраны и улучшения условий труда и экономических условий", как и соответствующее право предпринимателей на создание своих объединений, закреплено в Основном законе. В свою очередь, право трудящихся на забастовки лишь выводится из положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституциях некоторых земель).

Критерии. По которым определяется законность, правомерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организаторов и участников, установились в ФРГ главным образом на основании решений Федерального суда по трудовым делам. Эти решения признают незаконными забастовки, подрывающие "общее благо", политические забастовки,стачки солидарности,забастовки государственных служащих и др. Существенным элементом регулирования трудовых отношений в ФРГ являются "запреты на профессию", установленные в правительственных постановлениях 1972 и 1976 гг. И в Совместном заявлении федерального канцлера и премьер-министров земель. Они предусматривают отказ в принятии на государственную службу и увольнение с нее для лиц.

Принадлежащих к партиям, которые преследуют "антиконституционные цели".В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени путем удержаний из заработной платы работников (имеются и иные. Менее существенные источники пополнения этих фондов).Законодательство ФРГ предусматривает выплату различного рода пособий по безработице.содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Предусматривается выплата пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельским хозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве.

Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, нередко весьма обширный, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г. (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе законодательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, состоящий из десяти книг, вступивших в силу в 1975-1982 гг.

Сохраняют также самостоятельное значение Законы о социальном обеспечении, о федеральном пособии на детей, о социальной помощи и другие акты.За последние десятилетия в ФРГ весьма активно развивается движение в пользу защиты окружающей среды от загрязнения, вызываемого прежде всего выхлопными газами автомобилей и отходами промышленного производства. Под влиянием сторонников этого движения возникла (как самостоятельная отрасль законодательства) система нормативных актов, направленных на защиту окружающей среды (большинство этих актов - федеральные). Согласно принятому в 1974 г. Закону учреждено федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями законодательства об охране окружающей среды.

Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу "кто больше загрязняет природу, больше и платит". Среди природоохранных законов преобладают акты. Направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду. Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 г., Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 г., Закон о защите от шума самолетов 1971 г., Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вредных влияний 1974 г., Закон о предупредительной защите населения от вредных излучений 1986 г. Закон о сточных водах и Закон об охране природы 1976 г., который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны.Уголовное право.

Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском УК 1871 г. (в истории права его принято именовать Германским уголовным уложением). В основу проекта этого кодекса было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. В принципе соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права. Он декларировал формально-демократические принципы буржуазной законности и тщательно регламентировал институты Общей и Особенной частей уголовного права. В нем закреплен принцип, согласно которому подлежали наказанию только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все преступные деяния подразделялись на преступления, проступки и нарушения в зависимости от тяжести предусмотренных за них по закону наказаний.

Система наказаний включала в себя смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах. Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, кодексом 1871 г. Не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием кодекса вводилась на всей территории Германской империи (приговор исполнялся отсечением головы).До установления фашистской диктатуры в Г. Не раз создавались комиссии с целью реформы УК 1871 г. Ими было подготовлено 8 проектов нового кодекса, ни один из которых не был реализован.

Однако в период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919- 1933) в текст кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Г. Во времена фашистского господства и частично включенные в УК, служили всего лишь обоснованием созданного в стране режима беззакония, репрессий и террора, осуществлявшегося в массовых масштабах. После разгрома фашизма в силу Потсдамских соглашений и постановлений Союзного контрольного совета, осуществлявшего верховную власть в стране в период ее оккупации, на всей территории Г. Отменялось в принципе действие уголовных законов, принятых с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие УК в редакции до 1933 г.Практически уже вскоре после образования в 1949 г.

Федеративной Республики Германии началась подготовка реформы УК. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные изменения и дополнения в Особенную часть кодекса. Осуществляется его общая модернизация, "расчистка" от устарелых положений и т.п. Для более радикальных изменений, затрагивающих основные институты уголовного права, вопросы карательной политики, систему наказаний и иных мер репрессии, в ФРГ использовалась иная правовая форма - так называемые законы о реформе уголовного права. С 1954 г. Развернулась работа образованной бундестагом комиссии по подготовке "большой реформы". Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на усиление роли тюремного заключения.

В противовес этому документу группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. Свой альтернативный проект, предлагавший более гибкую карательную политику и более либеральную трактовку задач уголовного законодательства (широкое применение условного отказа от назначения наказания, идеи ресоциализации заключенных и др.). Созданный в 1966 г. Специальный комитет бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс путем устранения наиболее реакционных положений проекта 1962 г. И принятия некоторых требований авторов альтернативного проекта, в частности о применении условного осуждения и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части кодекса.

В ряде законов о реформе уголовного права, принятых начиная с 1969 г. (вступление их в силу не раз откладывалось), была одобрена новая редакция Общей части УК и внесены изменения в статьи Особенной части УК 1871 г., оставленной в силе. Необходимость приведения в соответствие двух разнородных частей кодекса привела к изданию в 1974 г. Насчитывающего 326 статей Вводного закона к УК самого большого по объему из всех ранее принятых в ФРГ законов. В результате реформы с 1 января 1975 г. В ФРГ стал действовать УК, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи кодекса 1871 г., пусть и подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки.

После осуществления "большой реформы" в ФРГ были изданы отдельные акты, направленные на пресечение некоторых наиболее опасных преступлений, в частности законы о борьбе с экономической преступностью (первый - в 1976 г., второй - в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г., а также большое число иных законов об изменении уголовного права. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. Была издана новая редакция УК ФРГ.Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний - по подсчетам западногерманских юристов, относящиеся к ним предписания содержатся, помимо УК, еще более чем в 400 законах. Важная новелла Общей части УК, действующей с 1975 г., - отказ от прежней трехчленной классификации преступных деяний.

Отныне все преступные деяния делятся только на преступления - те, за которые грозит как минимум лишение свободы на 1 год, и на проступки - за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается "нарушений" - наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до 6 недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные нарушения (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. С последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок.

В 1984 г. Сфера административных нарушений была существенно расширена.Действующее уголовное законодательство ФРГ предусматривает так называемую дуалистическую систему уголовных санкций. Наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от "степени представляемой правонарушителем опасности". К числу собственно наказаний относятся лишение свободы и штраф (основные наказания), а также запрещение управлять автотранспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев (дополнительное наказание). Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г., что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет).

Вопросы, связанные с отбыванием наказания, с переводом из одного карательного заведения в другое и т.п., решаются не судом, вынесшим приговор, а судебными палатами по исполнению наказаний при судах земель. Приговор к лишению свободы на срок до 6 месяцев может быть вынесен лишь при наличии "особых обстоятельств", учитывая вредное воздействие заключения. Штраф назначается в "дневных ставках" в размере от 5 до 360 ставок с суммой одной ставки в пределах от 2 до 10 тыс. Марок в зависимости от имущественного положения (как правило, от чистого дохода) осужденного.В предусмотренную действующим законодательством ФРГ систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы.

Помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или "интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет, осуществляемое в дополнение к лишению свободы в отношении опасных преступников. В качестве мер исправления и безопасности, не связанных с лишением свободы, действующий УК ФРГ предусматривает установление надзора за лицами, отбывшими наказание, лишение водительских прав, "запрет на профессию" и др. В качестве дополнения к YK ФРГ в 1976 г. Был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и "социально-терапевтических" и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.Конституция ФРГ относит область уголовного права и наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует своих соответствующих прав.

Ныне федеральным законодательством охвачены все сколько-нибудь существенные вопросы уголовного права и исполнения наказании, так что на долю законодательства земель остаются только постановления, конкретизирующие ответственность за административные нарушения.Процессуальное законодательство. Вскоре после издания УК 1871 г. В Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. И Уголов-но-процессуальный кодекс (УПК) 1877 г. Оба акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений. Закон о судоустройстве, в который наиболее важные изменения последнего времени были внесены в 1975 г..распределяет компетенцию между судами различных систем,определяет юрисдикцию судов общей компетенции соответствующих инстанций, регулирует организацию их деятельности, правила совещания и голосования судей и другие вопросы.

УПК 1877 г., подготовленный в значительной мере под влиянием французского УПК 1808 г., предусматривал бесправное положение подозреваемого в ходе дознания, проводимого полицией, но предоставлял обвиняемому некоторые права, в том числе участие защитника на предварительном следствии, проводимом прокуратурой, а также состязательную форму судебного разбирательства с предоставлением значительных дискреционных полномочий председательствующему. В период фашистской диктатуры в Закон о судоустройстве и УПК 1877 г. Были внесены изменения, отменявшие большинство процессуальных гарантий для обвиняемого, по существу оправдывавшие произвол судей и учреждавшие специальные суды для расправы над противниками нацистского режима (Верховный народный суд, особые суды низшего уровня и др.).После свержения фашизма по решению Контрольного совета на всей территории оккупационных зон стали действовать Закон о судоустройстве и УПК в редакции 1924 г.

С момента образования ФРГ в УПК было внесено значительное число изменений и дополнений, некоторые из которых имели демократическую направленность, в частности Закон о малой реформе уголовного процесса 1964 г. Он расширял права обвиняемого на защиту. Некоторые из этих изменений и дополнений в целях борьбы с террористами и другими опасными преступниками ограничивали процессуальные права обвиняемых. За последние десятилетия было издано несколько редакций УПК 1877 г. - в 1950, 1964,1975 гг. Наконец, в 1987 г. Наряду с новой редакцией УК была опубликована и новая, ныне действующая редакция УПК, все еще называющегося УПК 1877 г. Существенные коррективы в текст кодекса внесены Законом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими проявлениями организованной преступности 1992г.ГПК, принятый одновременно с названными выше Законом о судоустройстве и УПК в 1877 г., подвергался за время своего существования сравнительно небольшим изменениям, связанным главным образом с изданием ГГУ 1896 г.

И ГТУ 1897 г. И с реформами в судоустройстве. В 1950г. Была опубликована новая редакция ГПК, учитывающая предшествующие изменения.СУДЕБНАЯ СИСТЕМАКонституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов.

Он находится в г. Карлсруэ и состоит из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В Верховном федеральном суде имеются также судебные следователи, которые зани.

Значения в других словарях
Германия

(лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально — страна немцев, от Deutsche — немец и Land — страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939—45. I. Исторический очерк. Первобытнообщинный строй. Археологические данные свидетельствуют, что на территории Г. Человек появился за 500—300 тыс. Лет до н. Э., в эпоху нижнего палеолита (см. Гейдельбергский человек). В Южной Г. Обнаружены останки неандертальца (См. Неандертальцы). В перехо..

Германия

I — союз государств или союзное государство [Мы не останавливаемся решительно ни на одном из этих терминов (Staatenbund. Bundesstaat), потому что Герм. Империя, как будет объяснено ниже не подходит вполне ни под тот, ни под другой] в средней Европе, между 47°16' и 55°53' с. Ш. И 5°52' и 22°42' в. Д. От Гринвича. Пространство — 540519 кв. Км (выключая заливы — Haffe — Балтийского и Северного морей и нем. Часть Констанцского озера), что составляет 1/18 всей Европы, 1/250 материка и 1/850 всего зем..

Германия

Федеративная Республика Германия (ФРГ), государство в Центральной Европе, которое с 3 октября 1990 объединило все территории, разделенные между двумя германскими государствами после Второй мировой войны. На суше граничит с Данией на севере, с Нидерландами, Бельгией, Люксембургом и Францией на западе, Швейцарией и Австрией на юге, Чешской Республикой и Польшей на востоке и юго-востоке. По численности населения Германия занимает второе место в Европе (после России), а по площади - шестое (после Ро..

Германия

Немецкое государство, получившее свое название от имени полководца Германа (Herman, Heriman), разбившего римские легионы в Тевтобургском лесу.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Германия

Неметчина, ФРГ, третий рейх. ..

Германия

        (Deutschland), государство в Центральной Европе, существовавшее до конца второй мировой войны 1939-45. На территории Германии найдены памятники искусства палеолита (резные женские статуэтки, фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегаллитические сооружения, свайные постройки), бронзового и железного веков (см. Германцы, Кельты, Иллирийцы, Славяне). В I в. Н. Э. Появились древнеримские лагеря и города с каменными постройками. В 1-м тысячелетии в изобразительном ис..

Германия

(Федеративная Республика Германия). ..

Гербовый Налог

- налог на документы, оформляющие различного рода сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг, акций, облигаций, соглашение об опеке, посредничестве, представительстве.. ..

Гербовый Сбор

Налог, взимаемый государством за совершение различного рода операций, составление документов, регистрацию сделок и пр. В РФ до недавнего времени Г.с взимался при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, а также с каждого участника сделки с ценными бумагами, но впоследствии этот вид Г.с. Был заменен налогом на операции с ценными бумагами. Г.с., в прошлом взимавшийся при выдаче лицензии на ведение биржевой деятельности, ныне заменен единовременно взимаемым лицензионным сбором. В настоящее время..

Германия (федеративная Республика Германия)

- государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ - федерация, в составе которой 16 земель (без каких-либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - однопалатный ландтаг (в Баварии - двухпалатный) и правительство во главе с премьер-министром. По форме государственного правления ФРГ - парламентская республика. Высшие органы государства - в соответствии с Основным законом 1949 г. - Федеральный президент, бундестаг ..

Германское Гражданское Уложение (ГГУ)

(Гражданский кодекс (ГК) 1896 г.) - первая в истории Германии единая для всей страны кодификация гражданского права, оказавшая значительное влияние на законодательство других стран. В Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Создание в 1871 г. Единой Германии не повлекло автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития. Низкий уровень торгового оборота, невысокая интенсивность экон..

Германия

(лат. Germania, нем. Deutschland) - roc-во в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца 2-й мировой войны 1939-45.История освоения минеральных ресурсов. Древнейшие свидетельства использования камня в Г. Для изготовления орудий датируются эпохой ниж. Палеолита примерно 700-500 тыс. Лет назад (костные останки архантропа около г. Гейдельберг). В эпоху палеолита широко использовались кремень, кварцит, сланец, для ритуальных целей употреблялись охры. С 5-го тыс. До н.э. (в эпоху неолит..

Германия

(лат. Germania, нем. Deutschland) - roc-во в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца 2-й мировой войны 1939-45.История освоения минеральных ресурсов. Древнейшие свидетельства использования камня в Г. Для изготовления орудий датируются эпохой ниж. Палеолита примерно 700-500 тыс. Лет назад (костные останки архантропа около г. Гейдельберг). В эпоху палеолита широко использовались кремень, кварцит, сланец, для ритуальных целей употреблялись охры. С 5-го тыс. До н.э. (в эпоху неолит..

Германия

(Deutschland), Федеративная Республика , гос-во в Центр. Европе. На С. Омывается Северным и Балтийским морями. Пл. 356,7 тыс. Км², разделена на 16 земель. Столицей с июня 1991 г. Объявлен Берлин. Местопребывание правительства – Бонн. Глава государства – федеральный президент. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из бундестага и бундесрата. Исполнительная власть закреплена за федеральным правительством во главе с канцлером. Как территория, заселённая германскими..

Германия

Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос-во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. До н. Э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим. Провинций, затем Вост.-Франк, гос-ва. В 1871 г. В результате объединения ряда герм, гос-в Центр. Европы возникла Германская империя или Германия. В 1949 г. На большей части Германии образована Федеративная Республика Дойчланд (Bundesrepublik Deutschland, B..

Германия

(нем. Deutschland).-***-***-***-Исторический очеркВ истории Г. Можно выделить след. Осн. Периоды. 1) первобытнообщинный строй на терр. Г. И начало зарождения классового общества (до 6 в. Н. Э.). 2) Раннефеодальный период (6-11 вв.), в котором различаются. Время зарождения феод. Отношений и вхождения герм. Терр. В состав Франкского гос-ва (6-9 вв.) и время завершения процесса феодализации, образования самостоятельного Герм. Государства, начала завоеват. Политики герм. Феодалов, создания "Священно..

Германия

(Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос-во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. Км2. Нас. 78,7 млн. Чел. (кон. 1990). Столица — Берлин.Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и предназначались для послушников. С 9 в. Помимо этих «внутренних» школ действовали «внешние», где наряду с будущими церковнослужителями могли учиться представители ср. Сословий. Школы имелись и при жен. Монастырях. Значит, влияние на формирование нем. Культуры оказал..

Германия

1. (Deutsches Reich) - гос-во в Центр. Европе, существовавшее до конца 2-й мировой войны. Развязавшая 2-ю мировую войну Г., в кот. В 1933 к власти пришли фашисты во главе с Гитлером, была разгромлена антигитлеровской коалицией при решающем участии СССР. Тер. Г. Была разделена на сов., амер., англ, и франц. Зоны оккупации. Позднее на тер. Г. Были созданы 2 герм, гос-ва - ГДР и ФРГ, а также самостоятельная политическая единица - Зап. Берлин. Единая почт, служба на тер. Г. Создана в 1871, а единые ..

Дополнительный поиск Германия Германия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Германия" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Германия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа