Федерация

113

(лат. Foederatio - союз, объединение) - форма политико-территориального и(или)национально-государственного устройства.представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В мире насчитывается 23 Ф., каждой из которых свойственна своя модель территориальной, национально-территориальной организации, отражающая соотношение целого (Ф.) с ее частями - субъектами Ф. (штатами, республиками, кантонами, землями, провинциями, областями и другими единицами).В отличие от конфедерациидоговорного союза независимых государств, которая, по сути, представляет международно-правовое объединение, Ф. - государственно-правовое объединение, единое суверенное государство с развитыми самоорганизацией и самостоятельностью его составных частей, множеством элементов, форм и механизмов саморегулирования (законодательством, системой властных структур и др.).

В сравнении с унитарной формой Ф. В определенных исторических условиях рассматривается как. Более демократический тип организации и ведения дел. Организационно-территориального построения государства и управления им. Форма выявления и удовлетворения многообразных интересов, стремлений, потребностей самовыражения, идентификации народов. Средство отражения национального бытия, сознания, традиций народов (гражданских, национально-этнияеских, конфессиональных и др.).Основное назначение Ф. - обеспечение сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных, национальных и иных интересов населения.Ф. Свойственны такие признаки, как:наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет Ф.

Наличие гарантий статуса играниц субъектов Ф. Конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Ф. И ее субъектами. В ряде случаев наличие единого гражданства;учреждение и конституирование общего для всей Ф. Механизма государственной власти (парламента, правительства, судов). Наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единое правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов Ф. Образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов Ф. На уровне территориальных частей Ф. Также создаются основные элементы их государственности - законодательная, исполнительная власть, в ряде случаев собственная судебная власть, правовая система и др.Большинство Ф.крупные и средние государства, среди которых США, Германия, РФ.

Канада, Австралия, Австрия, Швейцария, Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика. Эфиопия. Нигерия.По способу возникновения различаются договорные (на основе союза) и конституционные (основанные на автономии) Ф. (Германия, Индия, РСФСР (1918)). В зависимости от значения национального фактора в организации Ф. Их классифицируют на территориально-национальные (Индия, Канада, РФ и др.) и чисто территориальные (Германия, Бразилия, Мексика и др.). По структуре и в зависимости от степени равноправия составных частей различают Ф. Симметричные - с однопорядковыми субъектами (Австрия, Германия, ОАЕ и др. Юридически таковыми были СССР, СФРЮ, ЧСФР) и асимметричные - с разноста-тусными и различными видами субъектов (РФ, Швейцария).

По степени сочетания централизации и децентрализации, учету спецификации различных составных частей Ф. Их принято делить на интегративные (централизованные, например Индия) и деволюционные (относительно централизованные - США, Германия, Швейцария и др.).По форме правления подавляющее большинство Ф.республики. Ф.-монархиями являются Австралия, Канада (номинальный глава государства - английская королева), Бельгия, ОАЕ, Малайзия (13 штатов являются султанатами-монархиями, а 4 возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой Малайзии, избираемым Советом султанов.сроком на 5 лет), Статус Ф., их субъектов и составных частей (федеральных территорий, округов, ассоциированных государств) определяется конституцией Ф.

Суверенитетом обладает само федеративное государство, субъекты иногда декларируют полный суверенитет, хотя им не обладают.Конституционно-правовой статус Ф. И ее субъектов, характер федеративных отношений во многом предопределяется способами распределения власти - предметов ведения и полномочий - по вертикали. Именно в этом и состоит основное отличие федеративного устройства от унитарного.В науке и конституционной практике существуют несколько способов разграничения предметов ведения и полномочий Ф. И ее субъектов. Суть первого состоит в установлении конституцией исключительных полномочий и предметов ведения Ф., а все остальные ею относятся к ведению субъектов Ф. (США, Австрия. Швейцария). Второй способ- определение полномочий как Ф., так и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.).

При третьем способе перечисляются три сферы полномочий. Ф. Ее субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия). Четвертый способ состоит в установлении перечня предметов ведения и полномочий Ф. И с4)еры совместного ведения Ф. И ее субъектов (РФ. Пакистан, Нигерия. Статья 73 Конституции РФ устанавливает при этом, что вне предметов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти). При этом степень детализации полномочий в разных Ф.неодинакова.Число субъектов Ф. Варьируется от 2 в Танзании до 89 в РФ (в США их 50, ФРГ- 16. Мексике-31, Пакистане и Микронезии - 4, Эфиопии - 9 и т.д.). Они называются штатами, землями, провинциями. Кантонами, эмиратами, республиками.

Областями, краями, городами и т.д. По своему правовому положению субъектам ряда Ф. Присущи признаки государственности. Они имеют свою конституцию (штаты США. Мексики, республики в РФ), которую принимают сами и которая не нуждается в утверждении центральных органов. Создают свои парламенты, издают законы, формируют свои правительства, возглавля-. Емые губернаторами, президентами, главами республик (в РФ), премьер-министрами, главными министрами. Могут иметь собственную судебную систему. Вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами. В некоторых Ф. Все ее субъекты или часть из них могут иметь свое гражданство (США, РФ). Во многих Ф. Субъекты вправе иметь свои символы (герб,флаг, столицу), вступать в экономические и культурные отношения с зарубежными государствами, создавать в этих целях свои представительства, иметь своих представителей во второй палате федерального парламента,которая считается органом выражения интересов субъектов Ф.

{1 сенатора от каждого штата в США, по 3 - в Бразилии, от 3 до 6 - в ФРГ, от 1 до 34 - в Индии, 2 - в РФ и т.д.).Исторические судьбы Ф. (старейшими из них являются Швейцария, созданная в 1291 г. И США - 1777 г.), их эволюция, возрастание после второй мировой войны втрое числа федеративных государств - с одной стороны, ликвидация созданных после обретения ими независимости таких Ф., как Индонезия, Ливия. Уганда,распад и реорганизация социалистических Ф. (СССР - в 1991 г., СФРЮ - в 1992 г., ЧСФР - в 1993 г.) - с другой, свидетельствуют об ошибочных в ряде случаев подходах к принципам их построения, переоценке тех или иных характерных черт и начал (например, национального принципа их построения, права на выход из Ф.).В 90-е гг.

XX в. Идея федеративного строительства вновь стала активно вос-требоваться, о чем свидетельствует провозглашение Ф. Бельгии (1993), Эфиопии (1994). И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции. Исторический опыт, накопленный Ф., в определенной мере используется такими международными образованиями, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств.Лит. Сравнительное конституционное право/Под ред. В.Е.Чиркина.М. 1996:Конституционное право/Под ред. А.Е.Козлова. М., 1996. Федерация в зарубежных странах.М., 1993.Лучин В.О., Мойсеенко М.Г..

Значения в других словарях
Федеративный Договор

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора. Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ", и Договор "О р..

Федераты

(лат. Foederati, от foedus - союз) -1) варварские племена, несшие военную службу на границах Римской империи. Получали для поселения пограничные земли и жалованье. 2) в период Великой французской революции - добровольцы, отправлявшиеся в Париж для защиты революции. 3) во Франции в период "Ста дней" - участники добровольческих отрядов, образовавшихся для борьбы с антинаполеоновской коалицией. 4) бойцы Национальной гвардии, защищавшей Парижскую Коммуну 1871 г.. ..

Федерирование

- конституционная реформа территориальной организации государства, связанная с изменением его устройства от унитарного к федеративному. Ф., или федерализация, есть процесс становления и развития федеративных отношений, формирования соответствующих им конституционных основ (норм и принципов), а также происходящие под влиянием этого процесса изменения в структуре власти. Ф. Связано с последовательным расширением и универсальным применением на всей территории государства принципа региональной автон..

Федерирование (федерализация)

- конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последние годы Ф. Имело место в Бельгии и фактически в Российской Федерации.. ..

Дополнительный поиск Федерация Федерация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Федерация" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федерация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа