Финансовое Право

106

Отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.Ф.п. Имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п. Всегда' связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.По методу правового регулирования Ф.п.

На первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности.Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении.В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.В нормах Ф.п. Жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности.

Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.Ф.п. Не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства;в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчет-ной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля - "контроля рублем" за всей деятельностью государства.

Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.Ф.п. Базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. "ж", "з" ст.71;п."и" ст. 72. П. 3 ст.104;п.3, ст. 106 и др.).Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита,страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п. Они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве.

Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государст-воведческим. Обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.Ф.п. Состоит из двух частейОбщей и Особенной.К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений.

Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. Несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятсятакже централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды,но и верно их направить и израсходовать.

Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов. Сюда относится бюджетное финансирование,банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите,который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. Входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы.

Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности.государства представительных органов власти перед исполнительными.Вторым является принцип федерализма. Он состоит в том,что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней,вплоть до бюджетов местного самоуправления.Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. - общеправовой принцип законности.Источниками Ф.п. Являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции.

В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п. - Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазои для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п.только разрабатывается.Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.

Нормы Ф.п. Содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. И подлежат безусловному исполнению.Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.Горбунова О. Н..

Значения в других словарях
Финансовое Обеспечение

- сумма средств на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о Ф.о. Обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно.. ..

Финансовое Оздоровление Банка

Под финансовым оздоровлением банка понимаются процедуры по изменению договорных и иных обязательств, реструктурирования баланса, оказанию финансовой поддержки со стороны акционеров (участников), кредиторов или иных инвесторов ("Положение о порядке применения Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия к банкам и небанковским финансовым организация", утв. Протокол Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.12.97 г. N 28.3). ..

Финансовое Резервное Обязательство

Финансовое резервное обязательство (Financial Standby) обеспечивает исполнение обязательства по оплате денежных средств, включая любой финансовый инструмент, предполагающий возврат заемных средств. ("Инструкция о банковских операциях по международным расчетам (документарные аккредитивы, гарантии, инкассо)", утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь от 25.08.1998 г. N 15.3). ..

Финансовое Состояние

- уровень обеспечения экономического субъекта денежными средствами для осуществления хозяйственной деятельности, поддержания нормального режима работы и своевременного проведения расчетов.. ..

Дополнительный поиск Финансовое Право Финансовое Право

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Финансовое Право" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Финансовое Право, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа