Бог
Библия повествует о деяниях Божьих - прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКАА. Бог сотворил "небо и землю" (Быт 1:1)"и все, что на них" (Откр 10:6), "человека", "мужчину и женщину" (Быт 1:27). Он сотворил "мир" (Деян 17:24), "человека и животных" (Иер 27:5) и "все" устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22)и людей (ст. 28), особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, - Ноя (Быт 9:1), Авраама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35:9 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22.
Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29,30. 9:3), одежду (Втор 10:18. Ср. Мф 6:25 и след.), детей (Быт 33:5. Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Еккл 5:18) и успех (Быт 39:3,23).Б. В подобных деяниях "Бог неба и земли" (Быт 24:3,7. Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4. Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3. 48:3). "Он творит все, что хочет" (Пс 113:11), для Него "нет ничего невозможного" (Иер 32:17. Лк 1:37) - воистину "Бог силен и из мертвых воскресить" (Евр 11:19), но при этом Он "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22:32). В отличие от "богов", "которые не сотворили неба и земли" (Иер 10:11), Он - живой Бог (Втор 5:26. 4Цар 19:4. Пс 41:3. Деян 14:15. 1Фес 1:9), "присносущий" (т.е. Существующий вечно) (Дан 6:26. Ср.
Быт 21:33. Ис 40:28. Рим 14:25), и поэтому Он - "единый истинный Бог" (Ин 17:3. 1Фес 1:9. Ср. 1Ин 5:20), "великий, сильный и страшный", "Бог богов и Владыка владык" (Втор 10:17. Ср. Пс 85:10. 94:3. 95:4), "всевышний" (Пс 46:3. Ис 14:14. Деян 7:48). И "все воинство небесное" (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4Цар 23:5. Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6. Лк 2:13,14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1. Пс 32:6. Ис 40:26). "Господь Саваоф (т.е. Владыка воинств) - имя Ему" (Иер 31:35. Ср. Пс 88:6-9), "Господь всей земли" (Нав 3:11).В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все "угодное" Ему и "предначертанное" Им (Ис 44:24 и след. 46:10,11. Ср. Иов 37:5. Ис 22:11).
Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать. "Я сделаю, и кто отменит это?" (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для "новой твари" (2Кор 5:17). "И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1Кор 12:6), а именно "в нас, верующих по действию державной силы Его" (Еф 1:19. 3:20. 1Фес 2:13). "Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению" (Флп 2:13. Ср. Деян 19:11. Кол 1:29). "мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела..." (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус. "без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5). II. ПОВЕЛИТЕЛЬВ ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету. А.
Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9. 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку. "И заповедал Господь Бог человеку..." (Быт 2:16. Ср. Ст. 17). В Исх 19:7 Десять заповедей названы "словами, которые заповедал ему (народу) Господь". Ср. Исх 34:10. Втор 4:5. Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, к-рые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2. Ср. Пс 118:15. Иер 43:1. Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар 16:11. Ср. 4Цар 18:25. "будешь делать все, что Я повелел тебе" (2Пар 7:17. См. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии. "О, человек. Сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь..." (Мих 6:8.
Ср. Втор 10:12,13).Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов. 1) в ВЗ наряду с формулой "И пришел Бог, и сказал" (Чис 22:9), к-рая может дополняться словами "ночью" (ст. 20) и "во сне" (Быт 20:3. 31:24), часто встречается формула "И явился Бог (Господь), и сказал" (Быт 12:7. 17:1. 26:2. 35:9. 48:3 и др.), также с добавлением слов "ночью" (Быт 26:24. 2Пар 1:7)и "во сне" (3Цар 3:5). Вместо "Бог пришел" в Библии часто встречается выражение "было слово Господа" (2Цар 7:4. 24:11. 3Цар 16:1. 17:2. 19:9 и др.), относящееся, кроме 3Цар 6:11, исключит. К призванию пророков, ср. Иер 1:2. Иез 1:3. Ос 1:1. Иоил 1:1. Иона 1:1. Мих 1:1. Соф 1:1. Зах 1:1 и др.;2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит.
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне..." (Евр 1:1,2). Это подтверждает евангелист Иоанн. "Слово было Бог...", "Слово стало плотию и обитало с нами..." (Ин 1:1,14. Ср. 12:49,50).В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. Предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях. "Вот, Я поставляю завет Мой с вами..." (Быт 9:9. Ср. 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1-14). "...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя". "соблюди завет Мой...". Соотв. Фраза звучит и при заключении завета на Синае. "Я Господь, Бог твой" (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия.
"Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов" (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете. Вы "будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез 36:27), "будете Моим народом, и Я буду вашим Богом". Так же будет и при "новом завете" (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил = "с нами Бог", см. Мф 1:23). "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям. "Итак идите . Уча их соблюдать все, что Я повелел вам.
И се, Я с вами во все дни до скончания века..." (Мф 28:19 и след.). III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬТаким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам. А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. Непослушания. В рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. Не соответствует человеч. Представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6:6 и далее часто звучит в Библии. "и восскорбел в сердце Своем". "Бог с небес призрел на сынов человеческих" (Пс 52:3), Он "увидел, что велико развращение человеков на земле" (Быт 6:5). Он "есть Бог ведения" (1Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. Грехи (Пс 68:6).
Он сетует. "Но ты грехами твоими затруднял Меня. Беззакониями твоими отягощал Меня" (Ис 43:24). Слово, ставшее "плотию" (см. Выше, п. II,Б), Иисус, говорит. "Душа Моя скорбит смертельно" (Мф 26:38). "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк 22:44).Б. Страдая от человеч. Грехов, Бог никого "не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов..." (Чис 14:18), потому что Он - "Бог ревнитель" (Исх 20:5. Ср. Наум 1:2) и даже - "огонь поядающий" (Втор 4:24. Евр 12:29). "Он Бог святой" (Нав 24:19. Ср. Ис 6:3. Откр 4:8). Его присутствие заставило Исаию воскликнуть. "Горе мне. Погиб я!" (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с 42:10 и след.), что воспето в псалме.
"Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Пс 102:9, 10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5. "...наказание мира нашего было на Нем", исполнилось наконец в Том, Кто был "сделан грехом вместо нас" (2Кор 5:21) и "умерщвлен" (1Пет 3:18). "Дитя", Которое Бог наказал за всю "вину отцов" (ср. Исх 20:5), - Его собственный Сын, "не пощаженный Им", а "преданный" за всех нас (Рим 8:32).В. Бог совершил это, "дабы нам получить усыновление" (Гал 4:5). "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1Ин 3:1). "...вы . Приняли Духа усыновления, которым взываем. "Авва, Отче" (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ. "Ты будешь называть Меня отцом твоим" (Иер 3:19).
"...ибо Я - отец Израилю..." (Иер 31:9. Ср. Втор 32:6. Мал 2:10. 2Кор 6:17,18). И пусть даже "...кого любит Господь, того наказывает", Он все равно "благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч 3:12. Ср. Евр 12:6), и "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс 102:13). Ведь "щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс 102:8. Ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано. "Он избавит Израиля от всех беззаконий его" (Пс 129:8. Ср. Мф 1:21. Ин 8:36), непреложным стало исповедание. "Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твое. "Искупитель наш" (Ис 63:16). IV. ТРИЕДИНСТВО А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах - Отце, Сыне и Св.
Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17,18. 15:16,30. 1Кор 12:4-6. 2Кор 1:21,22. 13:13. Еф 1:17. 2:19-22. 3:5-7,14-17. Тит 3:4-6. 1Пет 1:2. Евр 9:14. Иуд 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом "трезвучии" деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. Существа, а о различных ипостасях, в к-рых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. Послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч.
Разуму тайна, к-рую "не видел . Глаз, не слышало ухо" и к-рая "не приходила . На сердце человеку" (1Кор 2:9). Т.к. Исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. Слова, за к-рыми всегда стоят определ. Представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. Расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. Сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. Свидетельств в их совокупности. См. Исповедание (II).Б. В 2Кор 5:19 ап. Павел пишет. "Бог во Христе". Это свидет-вует о совершенной Божеств. Сущности Христа, Сына, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9). Он был "образом Божиим" (Флп 2:6). В Нем Бог примиряет с Собой (2Кор 5:19) и судит человечество (ст.
10). Он - "сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. "Слово было Бог" (Ин 1:1). Через это Слово "создано все" (ст. 3. Кол 1:16,17. Евр 1:2), и в Нем "все начало быть" (Ин 1:3). Видевший Христа видел Отца (Ин 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа (ст. 6), Он - в Отце, а Отец - в Нем (ст. 11), поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откр 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует. "Господь мой и Бог мой" (Ин 20:28). См. Иисус Христос.В. Библия свидетвует о Божеств. Сущности как Сына, так и Св. Духа. "Бог есть дух" (Ин 4:24). Это свидет-во есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1:2 говорится. "И Дух Божий носился над водою".
Если в Библии гово-рится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар 10:10. 16:13. Ср. Ис 59:21. Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2Кор 3:17 сказано. "Господь есть Дух". Человек, в к-ром живет Божий Дух, - это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Кор 3:16,17. 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3,4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1Пет 1:10,11).
О Духе Св. Говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16,26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26). Через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5. Иоил 2:28). "Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия" (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем - основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях. В каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. Взаимоотношениях. Важнейшие свидет-ва по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви..
Дополнительный поиск Бог
На нашем сайте Вы найдете значение "Бог" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бог, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 3 символа