Бог

292

фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. Как о личном и сверхприродном является определяющим признаком Теизма. В противоположность этому в Пантеизме Б. Выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии Маздеизма образу светлого Б. — Ахура-мазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др.

В Индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б. Над другими. Наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях (см. Монотеизм) вера в единого и всемогущего Бога — главный религиозный догмат. При этом в христианстве (См. Христианство), в отличие от Иудаизма и Ислама, единый Бог имеет три лица (ипостаси). Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой («Святая Троица»). Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см.

Анимизм) и другие фантастические образы. Некоторые черты этих мифологических персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города. Бог Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук и др. У древних шумерийцев и вавилонян. Бог нома Эдфу — Гор, Мемфиса — Пта, Фив — Амон и др. У египтян. Бог Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий и др.

У греков. С объединением нескольких племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. Последнего становился общегосударственным, или национальным, Б., возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Б. Вавилонии, в Египте место главного Б. Попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистическом пантеоне. У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., превратился с объединением древнееврейских племён и созданием Иудейского государства в общееврейским Б., а позже — в единого Б.-творца и вседержителя. Образ христианского Б. Сложился в первые века н. Э. Основу его составил еврейский Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Б.-спасителя восточных религий (бог-сын — Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой).

У арабов в начале 7 в. Сложилась монотеистическая религия ислам. В образе мусульманского бога — Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием еврейского Яхве, трансформировались черты древних арабских племенных богов. Религия раннего Буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и многих других богов. С завершением исторического процесса формирования основных монотеистических религий возникает религиозно-философское учение о Б. (см. Теология). Б. Стал теперь не только основным предметом веры и культа, но и понятием идеалистической философии. Выдвигались специальные доказательства бытия Б. Космологическое (раз существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей.

Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.). Телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя. Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.). Онтологическое (само представление о Б. Как совершенном существе предполагает его существование. Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх основных доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность какого-либо теоретического обоснования бытия Б., но выдвинувший новое, нравственное обоснование, рассматривая Б. Как необходимый постулат практического разума. В современной буржуазной философии обращение к идее Б. Происходит либо на почве послекантовского Иррационализма, либо на основе реставрации архаических философских систем прошлого — древнеиндийской или средневековой метафизики (Неотомизм, Теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются.

Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности — французскими материалистами 18 в. И Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррациональных представлений, в том числе представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистического общества. Лит. Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1. Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 12. Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965. Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1—12, Münster, 1912—55.

Jacobi Н., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise für das Dasein Gottes, Bonn— Lpz., 1923. Söderblom N., Das Werden des Gottesglaubens, 2 Aufl., Lpz., 1926. Bertholet A., Götterspaltung und Göttervereinigung, Tübingen, 1933. Dumézil G., Les dieux des indo-européens, P., 1952. Glasenapp Н. Von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954. Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, B., 1957. Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 3 Aufl., Bd 2, Tübingen, 1958, S. 1701 — 1809. См. Также лит. При ст. Атеизм. С. А. Токарев..

Значения в других словарях
Бовшовер

Иосиф (1873, Любавичи Могилёвской губернии, — 1916, Нью-Йорк), еврейский писатель. Мальчиком бежал из дома, в 1891 эмигрировал в США. Работая на фабрике, начал писать революционные стихи. Проникнутая ненавистью к эксплуататорам, поэзия Б. Преисполнена оптимизма, пафоса борьбы. Американское издательство «Фрейе арбейтер штимме» («Freie Arbeiter Stimme») выпустило в 1911 «Избранные сочинения». В 1918 в Петрограде вышли «Избранные стихи». В 1931 в СССР — сборник стихов Б. На еврейском языке (идиш)...

Бовшовер Иосиф

Бовшовер Иосиф (1873, Любавичи Могилёвской губернии, ‒ 1916, Нью-Йорк), еврейский писатель. Мальчиком бежал из дома, в 1891 эмигрировал в США. Работая на фабрике, начал писать революционные стихи. Проникнутая ненавистью к эксплуататорам, поэзия Б. Преисполнена оптимизма, пафоса борьбы. Американское издательство «Фрейе арбейтер штимме» («Freie Arbeiter Stimme») выпустило в 1911 «Избранные сочинения». В 1918 в Петрограде вышли «Избранные стихи». В 1931 в СССР ‒ сборник стихов Б. На еврейском языке..

Богадельня

1) в дореволюционной России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду. 2) В переносном смысле — никчемное, бездеятельное учреждение или организация.. ..

Богаевский

IБогае́вский Африкан Петрович [27.12.1872 (8.1.1873) — 21.10.1934, Париж], один из главарей контрреволюции на Юге России в 1917—20, генерал-лейтенант (1918). Из потомственных дворян Войска Донского. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1892) и Академию Генштаба (1900). Во время 1-й мировой войны — начальник штаба походного атамана всех казачьих войск при Ставке. После Февральской революции 1917 командовал кавалерийской дивизией. После Октябрьской революции бежал на Дон, командовал у атама..

Бог

БОa - в религиозных верованиях сверхъестественное существо. В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога - основа всякой религии.. ..

Бог

Во всех религиях существует представление о Б. Или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о Б. Или о богах в различных религиях разнообразятся, смотря по национальности и степени культурности народа. Мы здесь не будем следить за этими частностями, которые рассматриваются в истории религий (см. ..

Бог

- Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт.1:1 , Иоан.1:1 ) имеет в ·свящ. Писании различные наименования. Таковы в особенности следующие. А) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх.3:14 ) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Отк.1:8 ). См. Иегова. Б) ·евр. Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого а неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в ·с..

Бог

-а, зват. (устар.) бо́же, м.. ..

Бог

Если Бог за вас, кто против вас. Апостол Павел — Послание к римлянам, 8, 31 Бог есть, но я в него не верю. Осип Брик Верить в Бога невозможно, не верить в него — абсурдно. Вольтер Многие верят в Бога, но немногим верит Бог. Мартти Ларни Респектабельные люди верят в Бога, чтобы только не говорить о нем. Жан Поль Сартр К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков Если Бог вездесущ, любая дорога должна вести к нему. Станислав Ежи Лец Бог, который позволил бы на..

Бог

• всесильный бог. ..

Бог

Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец.. ..

Бог

М. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь. Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает, я не знаю. Ей Богу, видит Бог, божба. Бог даст, отказ просящему подаяния. Бог заплатит, спасибо, благодарю. Под Богом, ответ на вопрос как живете. С Богом жить, прощальное пожелание молодым. Бог с тобой, с Богом, прощальное пожелание. Прощение кому вины. Н..

Бог

М.Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий миром.. ..

Бог

БОГ [бох], -а, зват. Бо́же. Мн. Бо́ги, бого́в. М.. ..

Бог

(бох), бога, м. По религиозным верованиям - верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, Как орудием угнетения трудящихся масс. Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Ленин. (Со словом бог в разг. Речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово у..

Бог

Слово этого корня имеется в ряде европейских языков, а восходит, вероятно, к древнеиндийскому bhagas – "господин" или "богатство". Религиозное значение этого слова появилось позднее.. ..

Бог

Индоевроп. Родственно др.-инд. Bhaga «господин», др.-перс. Baga «господин, бог» и др. Суф. Производное (суф. -g-) от той же основы, что и др.-инд. Bhájati «дает», тохар. A pāk «часть». Исходное значение — «дающий, оделяющий господин. Доля, счастье, богатство» (значение лица и действия или его результата сосуществуют, ср. Диал. Бой «кулачный боец, крепкий человек» и бой «битва» (рыбо)лов и лов рыбы, (скоро)ход и ход и т. Д.). Религиозное значение является вторичным. См. День, богатый.Школьный эти..

Бог

Общеславянское – bogъ (наделяющий богатством, бог).. ..

Бог

I I. Укр. Бiг, род. П. Бо́га, ст.-слав. Богъ, болг. Бог, сербохорв. Бо̑г, род. Бо̏га, словен. Bȯ̑g, чеш. Bůh, род. П. Boha, польск. Bóg, род. П. Boga, в.-луж. Bóh, н.-луж. Bog. Наряду с ним. Боги́ня, ст.-слав. Богыни (Супр.), чеш. Bohyně "богиня". Родственно др.-инд. Bhágas "одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья", др.-перс. Baga-, авест. Baɣa "господь", "бог" от др.-инд. Bhájati, bhájatē "наделяет, делит", авест. Baχšaiti "участвует", греч. Φαγεῖν "есть, пожирать". Пер..

Бог

В религиозных верованиях сверхъестественное существо. В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога - основа всякой религии.. ..

Бог

Р. См. Южный Буг. ..

Бог

— одно из основных понятий любой религии, сверхъестественное существо или нечто, обладающее высшим разумом, управляющее миром и создавшее его. В представлениях монотеизма каждый из богов имеет власть над частью мирового целого. В теизме единому Б. Принадлежит абсолютная власть над миром, всемогущество. Вера в Б. — основа всякой религии.. ..

Бог

БОa - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа. Верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Б. Свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. Исходные формы религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия..

Бог

"весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову "Бог", которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как "сверхчеловеческое или сверхприродное существо, которое управляет миром", это будет некорректно. Слово "сверхчеловеческое" неприменимо к почитанию обожествленных римских императоров, "сверхприродное" - к отождествлению Бога с Природой у Спинозы, а глагол "управляет" - к точке зрения..

Бог

Библия повествует о деяниях Божьих - прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКАА. Бог сотворил "небо и землю" (Быт 1:1)"и все, что на них" (Откр 10:6), "человека", "мужчину и женщину" (Быт 1:27). Он сотворил "мир" (Деян 17:24), "человека и животных" (Иер 27:5) и "все" устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22)и людей (ст. 28), особо в..

Бог

- Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт.1:1 , Иоан.1:1 ) имеет в ·свящ. Писании различные наименования. Таковы в особенности следующие. А) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх.3:14 ) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Отк.1:8 ). См. Иегова. Б) ·евр. Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого а неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в ·с..

Бог

Высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя людям через творение мира и участие в мировой истории. Он создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.. ..

Бог

Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей. В политеизме каждый из богов имеет верх. ..

Бог

В славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. П.). Противопоставляется небогу, обездоленному. Выступает в качестве второй части многих славянских названий богов. Велобог, Чернобог, Дажьбог, Стрибог.Лит. Меrig g i В., Stavocomune Bogu, в кн. Зборник за филологjу и лингвистику. Матица српска, t. 8, Нови Сад, 1966.В. И., В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Бог

Бухгалтеp, кассиp. ..

Дополнительный поиск Бог Бог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бог" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 3 символа