Меры длины, площади, объема и веса

121

Меры длины, площади, объема и веса. В Лев 19:35 и Втор 25:13-16 говорится о том, что израильтяне должны блюсти "верные" весы, гири, сосуды для измерения жидкостей и т.д. Поскольку "деньги" (слитки драг. Металлов, употреблявшиеся при расчетах) в ту эпоху взвешивались (ср. Быт 23:16), то мог иметь место обман при купле и продаже, что и порицается в Ам 8:5. Подобное же осуждение "уменьшенной меры и неверных весов" содержится и в Притч 11:1. 20:10,23. Мих 6:10-13. I. МЕРЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ 1) МЕРЫ ДЛИНЫ. Общепринятой единицей измерения длины был ЛОКОТЬ (см., напр., Быт 6:15. Исх 25:10. Чис 35:4. 3Цар 6:2. 4Цар 14:13. Ин 21:8). Надпись, найденная в Силоамском туннеле, определяет длину туннеля в 1200 локтей (525 м). Отсюда следует, что один локоть составлял 525:1200 = 0,4375 м, т.е.

Около 45 см. Локоть делился на ПЯДИ - ок. 22,5 см (Исх 28:16. 1Цар 17:4. Ис 40:12. Иез 43:13. Мф 6:27. В последнем случае в Синод. Пер. - "локоть"), ЛАДОНИ - ок. 7,5 см (Исх 25:25. 3Цар 7:26. Пс 39:6) и ПАЛЬЦЫ - ок. 1,9 см (Иер 52:21). Т.о., соотношения были след.:1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;1 пядь = 3 ладони = 12 пальцев;1 ладонь = 4 пальца.Наряду с приведенной существовала и ДРУГАЯ МЕРА ЛОКТЯ, к-рая была на 1 ладонь длиннее обычной и, след., равнялась прим. 52,5 см (Иез 40:5). 6 таких локтей составляли ТРОСТЬ (3,15 м), упоминание о к-рой есть только в Книге пр. Иезекииля при описании размеров храма и земельных наделов (Иез 40:5. 42:16-20). В НЗ эту единицу измерения, возм., имеет в виду Иоанн (Откр 21:15,16). Во 2Пар 3:3 говорится об измерении в локтях "по прежней мере", вероятно, и здесь имеется в виду более длинный локоть.

Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. Системы мер с шумеро-аккад., применявшейся и за пределами Месопотамии. В Вавилонии и Египте, помимо обычного, был известен "царский" локоть (его размеры неизвестны). Егип. Меры длины соответствовали др.-евр., в то время как вавил. Локоть составлял от 49,5 до 55 см. В Деян 27:28 в качестве меры длины, применявшейся мореходами, упоминается САЖЕНЬ, составлявшая ок. 1,8 м;2) ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ. Гораздо менее определенны встречающиеся в Библии меры пройденного пути. "шаг" (2Цар 6:13). "вержение камня" (т.е. Расстояние, к-рое пролетает брошенный камень, Лк 22:41). "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой, Быт 21:16).

"день пути" (Быт 30:36. 31:23. Исх 3:18 и др. Лук 2:44. Имеется в виду прим. 7-8 часов пешего хода). Возм., что все эти обороты речи, а также и выражение "некоторое расстояние" (евр. Киврат-эрец, "мера земли", Быт 35:16. 48:7. 4Цар 5:19) обозначают вполне определ., но неизвестные нам расстояния. Греч. СТАДИЙ (СТАДИЯ) - мера пути, названная в честь стадиона в Олимпии и равная 600 футам = ок. 185 м (Лк 24:13. Ин 6:19. 11:18. Откр 14:20. 21:16). Только в Мф 5:41 встречается греч. Слово МИЛИОН, восходящее к рим. Миллиариум - МИЛЯ (от лат. Милле, "тысяча". В Синод. Пер. "ПОПРИЩЕ") и означающее единицу измерения пути = 1,478 км. СУББОТНИЙ ПУТЬ (Деян 1:12) является расстоянием, к-рое, согл. Толкованию иуд. Книжниками Исх 16:29, было разрешено проходить в субботу.

Субботний путь составлял 2000 локтей, т.е. Около 1 км. Он был установлен на ос-новании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне (Нав 3:4), а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам (Чис 35:5);3) МЕРЫ ПЛОЩАДИ. Земельный участок, площадь к-рого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня, назывался ПОЛЕМ (1Цар 14:14. Ис 5:10. В последнем случае в Синод. Пер. - "участок"). В др.-евр. Оригинале 1Цар 14:14 употреблено слово МААНА - "борозда" (в Синод. Пер. Не передано), обозначавшее, возм., меру площади. Смысл слова здесь не вполне ясен. Кр. Того, размер площади определялся необходимым для ее засева объемом зерна. Употребленное в связи с этим в 3Цар 18:32 слово САТА (евр.

Сеа. Арам. Сата - "мера зерна") обозначало меру, содержавшую 1 мешок (или короб) зерна. В Лев 27:16 размер земельного участка определялся числом хомеров (мер) ячменя, необходимых для его засева. II. МЕРЫ ОБЪЕМА 1) МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ. ХОМЕР (соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк", иначе КОР) был наибольшей мерой сыпучих тел, содержавшей 10 еф (Иез 45:11). Он упоминается в основном как мера зерна (Лев 27:16. 3Цар 5:11. 2Пар 27:5. Езд 7:22. Иез 45:13. Ос 3:2), иногда также как мера жидкости (при измерении количества елея - 3Цар 5:11. Иез 45:14). Половина хомера именовалась ЛЕТЕХ (только в Ос 3:2. В Синод. Пер. - "полхомера"). Наиб. Употребит. Мерой сыпучих тел была ЕФА (Суд 6:19. Руфь 2:17 и др.), к-рая, по Иосифу Флавию, соответствовала прим.

36 л. В то же время существует и другое ее определение, принадлежащее А.Сэгру. Егип. Папирус 289 г. До Р.Х. Содержит сведения, что объем муки мелкого помола в Палестине определялся мерой, соответств. Егип. Артаба = 21,83 л. Эту палест. Меру Сэгр отождествляет с ефой, к-рая в таком случае содержала ок. 22 л, а летех и хомер - соотв. 110 и 220 л. Археол. Открытия в Лахише подтвердили соответствие объема БАТА (к-рый, согл. Иез 7:45, тождествен ефе) выводам Сэгра (см. Ниже). Ефа содержала 3 САТЫ (см. Выше, пункт I,3. Быт 18:6. 1Цар 25:18. 4Цар 7:1. В двух последних местах в Синод. Пер. - "мера"), каждая из к-рых, в свою очередь, равна ок. 7,3 л. Горсть как мера объема составляла прим. 0,25 КАБА, что сост. Ок. 0,5 л (4Цар 6:25). Наряду с этим применялась такая мера объема, как ГОМОР (Исх 16:36), или ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ЕФЫ (Лев 5:11.

Чис 5:15), часто называемая также "ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ" (евр. Асирит, Чис 15:4,6,9), содержащая ок. 2,2 л. Итак, основными мерами были:1 хомер, или кор = 10 ефам = 30 сатам (сеа) = 180 кабам;1 ефа = 3 сатам (сеа) = 18 кабам;1 сата (сеа) = 6 кабам;1 ефа = 10 гоморам.В Синод. Пер. НЗ греч. Слово модиос, соотв. Лат. Модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л), переведено как "сосуд" (Мф 5:15. Мк 4:21. Лк 11:33). Словом "мера" иногда переводится др.-евр. Ефа (Ам 8:5. Мих 6:10), а также сата (1Цар 25:18. 4Цар 7:1). В Откр 6:6 упоминается греч. Мера зерна ХИНИКС, равная прим. 1,1 л;2) МЕРЫ ЖИДКОСТЕЙ. Наиб. Употребит. Мерой жидкостей был БАТ (3Цар 7:26. 2Пар 2:10. 4:5. Езд 7:22. Ис 5:10. Лк 16:6. В последнем случае в Синод. Пер. - "мера"), к-рый, как и ефа, содержит 0,1 хомера (Иез 45:11,14).

При раскопках в Лахише был найден разбитый сосуд с надписью. Bt l-mlk (бат ле-мелех, "царский бат"). Такой сосуд вмещал ок. 22 л. Благодаря этой находке ученые смогли определить емкость бата в период перед вторжением Синаххериба (библ. Сеннахирим) в 701 г. До Р.Х. Она составляла ок. 22 л. Этот вывод подтверждается тем, что, согл. Заключению А.Сэгра, такую же вместимость имела ефа (см. Выше). Бат содержал 6 ГИНОВ (Исх 29:40. 30:24. Иез 4:11. 45:24. Лев 19:36), каждый из к-рых был равен, след., прим. 3,66 л. Гин, в свою очередь, вмещал 12 ЛОГОВ (Лев 14:10-24), каждый по 11/36 л. Итак, существовали след. Меры жидкостей:1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;1 бат = 6 гинам = 72 логам;1 гин = 12 логам.В Синод. Пер., в Ин 2:6, словом "мера" передано греч.

Метретес (букв. "измеряющий"). В Древней Греции большие сосуды определ. Формы служили эталонами при измерении жидкостей. В связи с этим они рассматривались как мерные объемы установленной емкости, поэтому само слово, обозначавшее "сосуд", почти исчезло из обихода. Такой измерит. Сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2:6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. Упомянутым выше, т.е. Порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л. III. МЕРЫ ВЕСАИзраильтяне использовали для взвешивания товара весовые чаши и гири, к-рые носили с собой в "кисе" - небольшой суме, кошельке (Втор 25:13. Притч 16:11. Мих 6:11). Такие гири, как правило, каменные, были найдены при раскопках. На части из них оказались надписи с указанием их веса.

Чаще всего в Свящ. Писании говорится о весе металла или денег (см. Деньги). Кр. Того, указан вес каждой из составных частей елея помазания (Исх 30:23,24). Дважды упоминается взвешивание волос (2Цар 14:26. Иез 5:1). Др.-евр. Мерами веса были ТАЛАНТ (евр. Кикар, "круг", "круглый кусок металла"), МИ-НА (евр. Мане, мана, "часть", "доля"), СИКЛЬ (евр. Шекель, "вес"), БЕКА (евр. "отрубленная") и ГЕРА (евр. "зерно"). Согл. Исх 30:13,14, каждый мужчина-израильтянин, "поступающий в исчисление" народа, должен был внести в качестве выкупа за свою душу 1/2 сикля серебра. Это составляет, при совокупной численности 603550 мужчин-израильтян, 301775 сиклей. В Исх 38:25,26 общее количество серебра определено в 100 талантов и 1775 сиклей. Отсюда следует, что 1 талант равен 3000 сиклей (в противоположность вавил.

Таланту, к-рый составляли 3600 вавил. Сиклей). Из Иез 45:12,13 следует (если придерживаться версии текста Септуагинты. "Пять сиклей должны считаться пятью, а десять сиклей должны считаться десятью, а пятьдесят сиклей должны составлять одну мину"), что МИНА состояла из 50 сиклей. А это означает, что ТАЛАНТ должен был состоять из 3000:50=60 мин. СИКЛЬ, в свою очередь, делился на полусикли, именуемые БЕКА (Быт 24:22. Исх 38:26. В Синод. Пер. - "полсикля"). Это название (подтверждаемое также надписями, обнаруж. При археол. Раскопках) происходит от др.-евр. Глагола со значением "разрубать", что указывает на то, что кусок металла весом в сикль (ср. Рус. "рубль") разрубали пополам. Минимальный вес - 1/20 сикля - именовался ГЕРА (Исх 30:13.

Иез 45:12). Итак, существовали след. Единицы веса:1 талант = 60 минам = 3 000 сиклей = 6 000 бек = 60 000 гер;1 мина = 50 сиклям = 100 бекам = 1 000 герам;1 сикль = 2 бекам = 20 герам;1 бека = 10 герам.В ВЗ талант являлся единицей веса золота, серебра, меди, железа (1Пар 29:7) и свинца (Зах 5:7. Др.-евр. Слово кикар - "талант", употребленное здесь, в Синод. Пер. Передано как "кусок"). В минах исчисляется вес золота (3Цар 10:17) и серебра (Езд 2:69). Сикль упоминается при взвешивании золота, серебра и меди (Исх 38:24-29), благовоний (Исх 30:23-24) и волос (2Цар 14:26). В НЗ талант являлся единицей веса драг. Металлов, содержащихся в монетах (Мф 18:24. 25:15. Откр 16:21). Мина упоминается в Лк 19:13. (см. Деньги, III,3). Греч.

Слово литра (Ин 12:3. 19:39. В первом случае в Синод. Пер. - "фунт") соответствует лат. Либра. Это рим. Единица веса = 327,45 г. Еще одна единица веса, составляющая, вероятно, 2/3 сикля, стала известна ученым после того, как при раскопках были найдены семь каменных гирь с др.-евр. Надписью пим. Эти находки позволили истолковать место в 1Цар 13:21, ранее непонятное, как "И была плата в 1 пим за сошники и заступы, и 1/3 сикля за топор или за починку рожна". Кр. Того, вес в четверть сикля упоминается в 1Цар 9:8. Чтобы соотнести др.-евр. Единицы веса с совр., следует исходить из веса сикля, само название к-рого (см. Выше) определяет его как исходную единицу веса. Др.-евр. Сикль неоднократно пытались отождествить с вавил. Сиклем, вес к-рого равен 16,37 г.

Однако находки древних весовых гирь в Палестине (к-рые, в свою очередь, довольно-таки значит. Различаются между собой по весу) это не подтвердили. Различные наборы каменных гирек свидет-вуют о колебании в весе сикля. Он мог равняться 11,17 г, 11,5 г и 12,2 г. С этой оговоркой о различиях в весе сикля, для нас трудно объяснимых, попытаемся все же установить соответствия между др.-евр. И совр. Мерами веса. Об этом дает приблизит. Представление след. Таблица:1 талант. 33,510 кг - 36,600 кг;1 мина. 558,5 г - 610 г;1 сикль. 11,17 г - 12,2 г;1 бека. 5,59 г - 6,1 г;1 гера. 0,92 г - 1,01 г..

Значения в других словарях
Мертвечина

I. БУКВАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) под словом "М." подразумевается труп животного, не умерщвленного для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естеств. Или насильств. Смертью, но без пролития крови. В Деян 15:20 это понятие передано как "удавленина". 2) израил. Обрядовый закон содержал в отношении М. Следующие установления. Труп даже признаваемого чистым павшего животного был нечист, и прикосновение к нему, а тем более употребление его в пищу, исключало израильтянина из общения с Бог..

Мертвое море

Мертвое море см. Солёное море.. ..

Месопотамия

Месопотамия (греч. "(страна) меж двух рек", "междуречье"). Словом "М." уже в Септуагинте передается др.-евр. Название Арам-Нагарайим - "(Страна) Арам двух рек" (Быт 24:10. Втор 23:4. Суд 3:8. 1Пар 19:6. Пс 59:2). "Две реки" - это либо см. Евфрат и см. Тигр, либо Евфрат и Хабур (библ. Хавор, 4Цар 17:6). Т.о., в Библии М. Названа лишь сев.-зап. Часть той тер., к-рую называет М. Историч. Наука. В то же время название "Арам-Нагарайим" может обозначать и область, прилегающую к см. Харрану. Греч. И ри..

Мессия

I. В др.-евр. Оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее "помазанник". Соотв. Ему арам. Слово мешиха приняло в греч. Произношении форму "Мессиас", а в греч. Пер. - "Христос". В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах - "священник-помазанник" (в Синод. Пер. - "священник помазанный", см. Лев 4:3,5,16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. Елеем (Исх 40:13-15. 1Цар 10:1. 16:13), поэтому ..

Дополнительный поиск Меры длины, площади, объема и веса Меры длины, площади, объема и веса

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Меры длины, площади, объема и веса" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Меры длины, площади, объема и веса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 34 символа