Пророк
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. Слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. В евр. Яз. Словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. Пер. - "прозорливец", 1Цар 9:9. 1 Пар 9:22. 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2Цар 24:11. "провидец", Aм 7:12. Оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1Цар 2:27 и след. 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. Служения.II. ПРОРОК В ВЗ. 1) вряд ли можно говорить о едином образе П. В ВЗ. В истории Израиля П. Должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7).П.
Надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории пророч. Служения стало вавил. Пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. Деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде. Перед пленом же П. Редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это. а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6 и след.). Б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. Жизни (напр., Ис 7:1-9). В) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8.
Мих 2:1 и след.). По поручению Господа П. Предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7. 4:1-4. Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Т.о., П. - это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. Служении отразилось избрание Израиля (см. Избрание, избранность, избирать), его особая роль среди других народов. Предназначение П. Заключается именно в том, чтобы вновь и вновь - в словах милости и в словах гнева - высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;2) к числу П.
Относятся авторы пророч. Книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. Ветхозаветных П. См. Авраам (Быт 20:7), см. Моисей (Втор 18:15-18. 34:10), см. Аарон (Исх 7:1), см. Самуил (1Цар 3:20), см. Гад (1Цар 22:5), см. Нафан (2Цар 7:2), см. Ахия (3Цар 11:29), см. Самей (3Цар 12:22), см. Иуй (3Цар 16:7. 2 Пар 19:2), см. Илия и см. Елисей, см. Михей (3Цар 22:9), а также см. Иоанн Креститель (Мф 3:7-11. Ср. 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы. См. Мариамь (Исх 15:20), см. Девора (Суд 4:4), - Алдама (4Цар 22:14) (см. Олдана) и см. Анна (Лк 2:36). В Ис.в:3 под словом "пророчица" подразумевается жена Исаии;3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10. 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38-41. 6:1) существовали т.наз."школы П." - служение и тесное общение нескольких пророков.
Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), к-рые, по кр. Мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких "сынов пророческих" (3Цар 20:35 и след.) Господь говорил с Ахавом. Но во многих случаях такое "пророчество", хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10. 19:20-24);4) подобных П. Собирал Ахав (3Цар 22:6. Ср. Ст. 22 и след., где эти П. Названы "его пророками"), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. При святилище (Ис 28:7. Иер 6:13. 8:1. 14:18. 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7 и след.
3 Цар 13:7 и след. 4 Цар 8:8 и след.),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит. Отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14. 8:11. Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16. 23:17,25-27,32. 27:10,14 и след. Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. Посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14;23:25-27. Иез 13:6 и след.
22:28). Именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32. Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22 и след.). 5) суть пророч. Служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. Виде. Знаменат., что в начале пророч. Служения каждого П. Стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. Силы (Ис 6. Иер 1. Иез 1-3. Ам 7:15. Иона 1:1 и след.). Бог также дает П. Опред. Поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. Становился "рабом Божиим" (Иер 7:25);Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. И в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1.
Ис 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. Устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. Конфликт (Иер 20:7 и след. Ос 1). Для народа Израиля П. - это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. - это служение стража (Иез 3:17. 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 и след. Иер 7. Ос 4:1 и след.) и возвещение суда (Ис 5:1 и след. Ам 2:4 и след.), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17 и след.). В результате П. Живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц.
Должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. Периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П. III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:1) слова П. Всегда строго связаны с теми историч. Моментами, в контексте которых они произносятся (Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. Возвещали одну и ту же весть. Каждый П. Должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. Слово;2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. Нередко начинали свою речь словами "так говорит Господь" (еяр.неум яхве, "речение Яхве".
Ис 1:24;Иер 29:11 и др.);3) во многих случаях весть П. - это призыв к обращению (см. Обращение, обратить, обратиться) от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники. Ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1 и след. 9:8 и след. Иер 21:4 и след. 28). Ист. Катастрофы - это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. Состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12 и след. Ср., однако, Ис 44:24 - 45:7);4) пророч. Слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ.
Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. Речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (см. Остаток. Ср. Ниже, 111,8). Так П. Становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;5) Божье послание может быть передано по-разному. Через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1 и след.) или произнесенную речь (Иер 7:1 и след.). Слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16. Агг 2:2 и след.) или через символич. Действие (Ис 20. Иер 28. 32. Ос 4-12). Нередко П. Получают Божье откровение в видениях (Зах 1-6. См. Также Иез), но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.
"И было ко мне слово Господа...". Сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (см. Пророчество, II). Письм. Изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь "протоколирует" действия пророка;6) в.пророч. Слове явной становится и "всеобщность" Бога. Слово П. Обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд (Ис 13-23. Иер 46 и след.;Иез 25-32. Ам 1:3 - 2:3). Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;7) пророч. Слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. Истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного.
Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);8) пророч. Слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6 и след. 11:1 и след. 53. Иер 23:5 и след. Зах 9:9). Т.о., так или иначе все П. Говорили об одном - о Божьем Новом Завете (Иер 32:32 и след.).IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ. НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. Слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Евр 1:1 и след.). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5 и след. 3:3. 21:4 и след. Рим 14:9-11). В 1Пет 1:10-12 новозаветный взгляд на П. Представлен наиб.
Полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.V. ПРОРОКИ В НЗ. Пророч. Служение существует и в НЗ. Как церк. Служители, новозаветные П. Упоминаются сразу вслед за апостолами Кор 12:28. Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1 Кор 14:37. 2 Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20. 3:5). Как в ВЗ слово П. Служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42. См. Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. Откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. Служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16)..
Дополнительный поиск Пророк
На нашем сайте Вы найдете значение "Пророк" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пророк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа