Пророк

174

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. Слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. В евр. Яз. Словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. Пер. - "прозорливец", 1Цар 9:9. 1 Пар 9:22. 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2Цар 24:11. "провидец", Aм 7:12. Оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1Цар 2:27 и след. 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. Служения.II. ПРОРОК В ВЗ. 1) вряд ли можно говорить о едином образе П. В ВЗ. В истории Израиля П. Должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7).П.

Надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории пророч. Служения стало вавил. Пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. Деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде. Перед пленом же П. Редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это. а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6 и след.). Б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. Жизни (напр., Ис 7:1-9). В) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8.

Мих 2:1 и след.). По поручению Господа П. Предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7. 4:1-4. Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Т.о., П. - это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. Служении отразилось избрание Израиля (см. Избрание, избранность, избирать), его особая роль среди других народов. Предназначение П. Заключается именно в том, чтобы вновь и вновь - в словах милости и в словах гнева - высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;2) к числу П.

Относятся авторы пророч. Книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. Ветхозаветных П. См. Авраам (Быт 20:7), см. Моисей (Втор 18:15-18. 34:10), см. Аарон (Исх 7:1), см. Самуил (1Цар 3:20), см. Гад (1Цар 22:5), см. Нафан (2Цар 7:2), см. Ахия (3Цар 11:29), см. Самей (3Цар 12:22), см. Иуй (3Цар 16:7. 2 Пар 19:2), см. Илия и см. Елисей, см. Михей (3Цар 22:9), а также см. Иоанн Креститель (Мф 3:7-11. Ср. 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы. См. Мариамь (Исх 15:20), см. Девора (Суд 4:4), - Алдама (4Цар 22:14) (см. Олдана) и см. Анна (Лк 2:36). В Ис.в:3 под словом "пророчица" подразумевается жена Исаии;3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10. 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38-41. 6:1) существовали т.наз."школы П." - служение и тесное общение нескольких пророков.

Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), к-рые, по кр. Мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких "сынов пророческих" (3Цар 20:35 и след.) Господь говорил с Ахавом. Но во многих случаях такое "пророчество", хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10. 19:20-24);4) подобных П. Собирал Ахав (3Цар 22:6. Ср. Ст. 22 и след., где эти П. Названы "его пророками"), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. При святилище (Ис 28:7. Иер 6:13. 8:1. 14:18. 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7 и след.

3 Цар 13:7 и след. 4 Цар 8:8 и след.),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит. Отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14. 8:11. Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16. 23:17,25-27,32. 27:10,14 и след. Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. Посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14;23:25-27. Иез 13:6 и след.

22:28). Именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32. Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22 и след.). 5) суть пророч. Служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. Виде. Знаменат., что в начале пророч. Служения каждого П. Стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. Силы (Ис 6. Иер 1. Иез 1-3. Ам 7:15. Иона 1:1 и след.). Бог также дает П. Опред. Поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. Становился "рабом Божиим" (Иер 7:25);Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. И в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1.

Ис 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. Устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. Конфликт (Иер 20:7 и след. Ос 1). Для народа Израиля П. - это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. - это служение стража (Иез 3:17. 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 и след. Иер 7. Ос 4:1 и след.) и возвещение суда (Ис 5:1 и след. Ам 2:4 и след.), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17 и след.). В результате П. Живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц.

Должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. Периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П. III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:1) слова П. Всегда строго связаны с теми историч. Моментами, в контексте которых они произносятся (Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. Возвещали одну и ту же весть. Каждый П. Должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. Слово;2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. Нередко начинали свою речь словами "так говорит Господь" (еяр.неум яхве, "речение Яхве".

Ис 1:24;Иер 29:11 и др.);3) во многих случаях весть П. - это призыв к обращению (см. Обращение, обратить, обратиться) от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники. Ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1 и след. 9:8 и след. Иер 21:4 и след. 28). Ист. Катастрофы - это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. Состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12 и след. Ср., однако, Ис 44:24 - 45:7);4) пророч. Слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ.

Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. Речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (см. Остаток. Ср. Ниже, 111,8). Так П. Становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;5) Божье послание может быть передано по-разному. Через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1 и след.) или произнесенную речь (Иер 7:1 и след.). Слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16. Агг 2:2 и след.) или через символич. Действие (Ис 20. Иер 28. 32. Ос 4-12). Нередко П. Получают Божье откровение в видениях (Зах 1-6. См. Также Иез), но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.

"И было ко мне слово Господа...". Сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (см. Пророчество, II). Письм. Изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь "протоколирует" действия пророка;6) в.пророч. Слове явной становится и "всеобщность" Бога. Слово П. Обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд (Ис 13-23. Иер 46 и след.;Иез 25-32. Ам 1:3 - 2:3). Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;7) пророч. Слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. Истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного.

Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);8) пророч. Слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6 и след. 11:1 и след. 53. Иер 23:5 и след. Зах 9:9). Т.о., так или иначе все П. Говорили об одном - о Божьем Новом Завете (Иер 32:32 и след.).IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ. НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. Слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Евр 1:1 и след.). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5 и след. 3:3. 21:4 и след. Рим 14:9-11). В 1Пет 1:10-12 новозаветный взгляд на П. Представлен наиб.

Полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.V. ПРОРОКИ В НЗ. Пророч. Служение существует и в НЗ. Как церк. Служители, новозаветные П. Упоминаются сразу вслед за апостолами Кор 12:28. Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1 Кор 14:37. 2 Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20. 3:5). Как в ВЗ слово П. Служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42. См. Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. Откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. Служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16)..

Значения в других словарях
Пророк

Провозвестник воли Божией. Библейские пророки предсказывали будущее, воспитывали в народе веру и благочестие, совершали чудеса, составляли книги Священного Писания, приготовляли людей к пришествию Спасителя.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Пророк

Библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю", а перев. Греческое προφήτης — того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае — Бога. В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются ..

Пророк

• великий пророк. ..

Пророк

См. Предсказатель.... ..

Пророк

И пр. См. Прорекать.. ..

Пророк

М.1) а) Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий).б) перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л.2) Предсказатель будущего.. ..

Пророк

ПРОРО́К -а. М.. ..

Пророк

-а, м. 1. В религии. Избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории — прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа). 2. Перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-н. 4- Нет пророка в своём отечестве (книжн.) — о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать прор..

Пророк

Пророка, м. 1. По воззрениям различных религий - провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. Лермонтов. 2. Предсказитель будущего. Не нужно быть пророком, чтоб отгадать последствия сего необдуманного поступка. Загоскин.. ..

Пророк

Это заимствованное из старославянского языка слово является калькой с греческого prophetes и состоит из префикса про в значении "заранее, перед" и рок – "тот, кто изрекает". К этой же основе восходит и существительное речь.. ..

Пророк

Заимств. Из ст.-сл. Яз. Словоооразбват. Калька греч. Prophētēs. Пророк буквально — «говорящий будущее». См. Речь.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Пророк

Проро́к род. П. -а, др.-русск., ст.-слав. Пророкъ προφήτης (Супр.). Калька греч. Προφήτης (Сандфельд, Thomsen-Festschr. 168). От про- и реку́.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пророк

Группа образовалась 27 ноября 1996 года. В состав вошли. Алексей Зайцев (ударные), Алексей Горшков (соло), Михаил Старостин (ритм), Сергей Горшков (бас), Илья Тищенко (вокал). В феврале 1997 года произошли изменения в составе - И. Тищенко занялся еще и басом, появился помощник в аранжировках Илья Голубев. Далее в конце 1997 года на басу стал играть И. Голубев, а А. Горшков ушел из группы. На соло перешел И. Тищенко. Весной 1998 года на бэк-вокал приходит Екатерина Киевская. А уже в сентябре 1998..

Пророк

-глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно. Вестник, оратор, поэтому пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом. В Писании упомянуты по именам следующие пророки. Аарон (Исх 7.1), Аввакум (Авв 1.1), Авдий (не назван..

Пропитание

I.см. Трапеза (III).II. Ученики Господа не должны отягощать своих сердец заботами о еде (Лк 21:34), поскольку Отец Небесный, питающий птиц, позаботится и о пропитании Своих детей (Мф 6:26. Лк 12:24). Иисус учит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования (1Кор 9:14). Aп. Павел ссылается здесь на (Лк 10:7).. ..

Проповедь, проповедовать, проповедник

Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. Его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.I. В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. Слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс 21:32), Божьего града (Пс 86:3), мира (Ис 52:7). В ВЗ часто используются ..

Пророчество, пророчествовать

I. Под П. Библия понимает см. Откровение, данное человеку посредством Духа Божьего. В НЗ П. Причислено к дарам Духа (см. Дар, дарование ), о к-рых должны "ревновать" все верующие (1Кор 14:1,5,39). Хотя "орудием" П. Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать. "Дух Святой сказал..." (Деян 13:2), "Дух Святой свидетельствует..." (Деян 20:23) или "...Дух говорит церквам" (Откр 2:29). Речь идет о Божьих откровениях, к-рые невозможн..

Просвещение

См. Сияние, сиять.. ..

Пророк

Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения, по особому внушению ·св. Духа (1Кор.14:3 ). И, о трудах и изречениях которых мы знаем из ·свящ. Писания, суть следующие. Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анани..

Пророк

Провозвестник воли Божией.. ..

Дополнительный поиск Пророк Пророк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пророк" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пророк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа