Синагога
I. Греч. Слово сюнагоге в Синод. Пер. Чаще всего передается как С., но иногда и как "собрание" (Иак 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв. "в синагогу вашу"). Иногда словом С. Именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9. 3:9 - в Синод. Пер. - "сборище сатанинское"). В новозаветное время С. Были как в Палестине (Мк 1:21. Лк 4:33), так и в рассеянии (см. Рассеяние) (Деян 13:5. 17:17), и вообще "по всем городам" (Деян 15:21). В Септуагинте под С. Также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. Пер. - "сыны пророческие"). Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод.
Пер. - "скопище"), а Иак 2:2 относит и к христ. Собранию (в Синод. Пер. - "собрание").II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. Толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возм., что С. Стали возникать после вавил. Плена, т.к. В изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. Учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возм., свою роль в возникновении С. Сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар 23:8 и след. В Синод. Пер. Здесь евр. Коганим - "священники" передано как "жрецы").
"Места собраний Божиих", о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм., были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. Ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. Скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. Укоренились не в Палестине. Существование одной из С. В Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. До Р.Х.). В сир. Антиохии С. Существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг.
До Р.Х.). Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. До Р.Х.). Рим. Авторы пишут без дополнит. Пояснений о "местах молитвы" (греч. Просеухэ), т.е. О С. Два процесса сделали С. Основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. От Иерусалимского храма. После разрушения Иерусалима (70 г. По Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. Традиции, поскольку С. Оставались единств. Религ. Учреждением. Во-вторых, институт С. Помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. Необходимостью. В результате С. Приобрела статус религ., духовного и обществ. Центра иуд. Общины. Служение в С. Было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С.
В рассеянии (см. Рассеяние), чье относит. Свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам., а затем греч. Вместо евр., т.е. Применялся яз. Мировой культуры), на толковании свящ. Текстов (на к-рое также оказала влияние греч. Культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С. Диаспоры).III. О строит-ве и устройстве С. Существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. Состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины. Часто при С. Находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении - в нише или в особом шкафчике или ларце ("ковчег") - на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона).
Кр. Того, в С. Должны стоять два семисвечных см. Светильника (ср. Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой. Несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. Песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа - умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4. Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. Иск-ва вообще, к-рые встречаются относит. Часто, напр. Известная настенная роспись по библ. Сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в.
По Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. На колесницу, возм., рельеф воссозд. Возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след.).Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред. Месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто - восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины - на хорах или в отгорож. Стенами, решетками или завесами помещении.
Мужчины и женщины приходят в С. С покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. Собрание проходит под руководством начальника С. (Деян 13:15), кантора и раввина.IV. Синагогальное богослужение состоит из благодарств. И покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел - Пс 112-117). Богослужение в С. Всегда носило народный характер. Каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой. Кульминац. Моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль - "Слушай, Израиль", состоящая из Втор 6:4-9.
11:13-21. Чис 15:37-41. Она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (см. Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем - сво-его рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. После разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. Служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23. Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф 10:17. Мк 13:9. Лк 12:11).V. Как и Иисус (Мк 1:39. Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср.
Деян 6:9). Павел регулярно ходил в С. (Деян 9:20. 13:5,14 и след. 14:1. 17:1,10, 17. 18:4,19. 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45 и след. 17:5 и след. 18:6. 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. См. Учебные занятия см. Училище..
Дополнительный поиск Синагога
На нашем сайте Вы найдете значение "Синагога" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синагога, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа