Совесть
1) С. - это данное человеку Богом второе "я" (греч. Сюнейдесис, "совесть", "сознание"), к-рое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. Порядка. С. Человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Быт 3). 2) С. Может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24). С. Может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6 и след.). И, наконец, С. Может наказывать человека за уже совершенное преступление.
Нек-рые грехи оставляют в сердце человека след, к-рый не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2). Проснувшаяся С. Может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние. "Наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт 4:13). 3) если человек совершил неправый поступок, то С. "укоряет" (Иов 27:6), "беспокоит" (см. 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14. 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян 24:16). Человек не в состоянии самостоят. Успокоить пробудившуюся С. - ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14). Только кровь Христа очищает человеч. Сердце от "мертвых дел", от "порочной совести" (Евр 9:14. 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С.
(в ВЗ. "сердце"). Вначале С. Может быть "немощной" (1Кор 8:12), но "испрашивание у Бога доброй совести" (так в греч. Тексте. В Синод. Пер. - "обещание Богу доброй совести" - 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может "осудить" ее (см. Рим 14:1. Кол 2:16. 1Тим 4:1-5). С. Не чужда и падшему человеку. Об этом свидетвует осознание своей греховности как евр. Народом, так и язычниками (Иер 17:1. Ин 8:9. Ср. Рим 2:15). Так как человеч. С. Может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь "чистую совесть". С., сердце могут ошибиться. С. И ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь "проникает" в человеч. Сердце (Иер 17:9 и след.), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С.
Обычно же С. Свидет-вует человеку "в Духе Святом" (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидет-вом С., непорочной пред Богом (1Ин 3:21). 4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие "С.", в этом значении здесь употребляется слово "сердце". В соотв. С подобным словоупотреблением в 1Тим 1:5 говорится о любви "от чистого сердца и доброй совести"..
Дополнительный поиск Совесть
На нашем сайте Вы найдете значение "Совесть" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Совесть, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа