Суббота

142

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) евр. Глагол шават означает "прекращать какие-либо действия", "отдыхать от чего-либо", "соблюдать субботу". Сущ. Шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. На см. День очищения (Лев 16:31. 23:32). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С. 2) в Вавилоне существовало понятие ша пату = "(день) середины", обозначавшее 15-й день месяца, к-рый отмечался как "день успокоения сердца (богов)", т.е. Был своего рода днем покаяния и молитвы. Кр. Того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ.

Виды деят-сти. Это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. Связи с неделей. Соотв., несмотря на нек-рое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах. II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ 1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ. С. Как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. Была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11. 31:12-17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным.

Из библ. Текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4. 8:10,12). Свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28). 2) ПРЕДПИСАНИЯ. Каждый 7-й день (Исх 23:12), С., был днем святого покоя (Исх 16:23. 31:15. 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10. 31:14). Это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. Запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3). Необходимую для С. Пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в "день перед субботой" (Мк 15:42. Исх 16:23). В С. Нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27-29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Амос упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет "носить ношу" (Иер 17:21 и след.).

Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15. 35:2. Чис 15:35). Но основополагающий смысл С. Заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в к-рый израильтяне собирались вместе (Лев 23:3. Ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8). III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫСубботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему покою (см. Покой, почить, успокоиться). Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2 и след.)и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11.

31:17), т.е. Выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, к-рых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в егип. Рабстве (Втор 3:20. Нав 1:13-15), С. Стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13. Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10-13) была распространена на см. Субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. Приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕНа соблюдение заповедей о С. И субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32).

Этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем 13:15-22). Раввины знали, что С. "дана для наслаждения, а не для боли", но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. Значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. Работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 и след.), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим.

1 км. См. Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате. На седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы т.о. Предпринять поездку "на воде", что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) ИИСУС И СУББОТАУ Иисуса было собств. Понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1-14. Мк 2:23 - 3:6. Лк 13:10-17. Ин 5:1-18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9 и след.), не оскверняя себя, совершали определ.

Виды деят-сти, к-рые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. Сделать человеку обрезание (Ин 7:22 и след.), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был "больше храма" (Мф 12:6), а вместе с тем и "господином субботы" (ст. 8. Мк 2:28). Он знал, что С. Была создана для человека (ст. 27), поэтому и в С. Творил добро (Мф 12:12. Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23 и след. 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29). 2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ. а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь.

Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. Дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. Как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11. 5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христ. Писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан). Б) днем христ. Богослужения вместо С. Стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2). Возм., первый день недели подразумевается под "днем Господним" в Откр 1:10, хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (см.

День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как "дня Господня", впоследствии появилось другое его обозначение - "день солнца", восходящее к названию соотв. Языч. Праздничного дня. В) но не только пере-несением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. У иудеев. Очень важно, что у христ. Праздника отсутствует самый заметный признак иуд. Праздничного дня - отдых от работы, соблюдая к-рый иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. Времени для богослужения, к-рое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. Окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям.

Только в 321 г. Имп. Константин объявил гос. Праздником день, к-рый у христиан считался Господним, а у язычников - священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. Праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. Ограничили в воскресный день и частные виды деят-сти..

Значения в других словарях
Суббота

Еженедельный праздник древних евреев. Моисей, называя С. Знаком завета избранного народа с Иеговой (Исх. XXXI, 13, 16), настаивает с особенной силой на хранении субботних законов и определяет смертную казнь за их нарушение (Исх. XXXI, 14—15. XXXV, 3). Еврейские раввины в соблюдении правил о С. Усматривали сущность всего закона. Овидий, Ювенал, Сенека, Тацит видят в праздновании седьмого дня отличительную особенность иудейства. Марциал в одной из своих эпиграмм называет евреев именем "sabbatarii"..

Суббота

(англ. Saturday, нем. Samstag, фр. Samedi), шестой (если считать с понедельника) или седьмой (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре - dies Saturni, "день Сатурна", римского бога земледелия. В английском календаре это единственный день, название которого происходит от имени древнеримского божества. Названия остальных дней связаны с англосаксонской традицией. У многих древних народов день Сатурна был первым днем семидневной недели, каждый день которой находился под..

Суббота

Кормная суббота. Курск. Суббота перед 26 октября, в которую было принято кормить нищих. СРНГ 14, 338.. ..

Суббота

(греч. Sabbaton - день покоя, от евр. Schabath - покой, отдых). Древнейший еврейский праздник в воспоминание сотворения мира. По ветхому завету, седьмой праздничный день недели, по церковному счислению так и остался седьмым, а во гражданскому шестой.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Sabbaton, от евр. Schabath, покой, отдых, араб. Sebt. Последний день в неделе.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в р..

Суббота

См. День.... ..

Суббота

Субота, или церк. Суббота ж. Евр. По Ветхому Завету, седьмой, праздничный день недели (откуда и наше шабаш, шабашить), а затем и | всякий ветхозаветный праздник, иудейский праздничный день. День седьмый суббота, Исход. Субботы моя сохраните, Левит | Со времени празднованья воскресения Христова, новозаветная суббота обратилась в канун недельного праздника. По церковному счисленью, она осталась седьмым днем, седмицу начинают воскресеньем, а по гражданскому - шестым, воскресенье же седьмой день, не..

Суббота

Ж.1) Название шестого дня недели, предшествующего воскресенью.2) Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели.. ..

Суббота

СУББО́ТА -ы. Ж. [от др.-евр. - šabbāt из šābat - отдыхать] Шестой день недели, предшествующий воскресенью (согласно Библии, праздник субботы установлен Богом. Сотворив мир за шесть дней, Бог в этот день отдыхал. Суббота - день покоя, религиозный праздник в иудаизме и в некоторых христианских сектах). Отдыхать в субботу. Свадьба в субботу. Пригласить гостей в субботу. Сделать все домашние дела к субботе. Великая с. (религ. Шестой день страстной недели, когда христиане вспоминают о казни и смерти ..

Суббота

-ы, ж. Шестой день недели, перед воскресеньем. Родительские субботы (у верующих. Субботние дни, в к-рые по установлению церкви совершается поминовение умерших). II прил. Субботний, -яя, -ее.. ..

Суббота

(субота), субботы, ж. (др.-евр.). Название последнего, перед воскресеньем, дня семидневной недели.. ..

Суббота

Это слово, заимствованное их старославянского, восходит к греческому (sabbaton), заимствованному из древнееврейского. Любопытно, что это слово имеет тот же корень, что и шабаш. Хотя в иудаизме суббота – день отдыха, но средневековыми христианами иудейские традиции воспринимались как нечто чуждое, отсюда, видимо, переход значения. Шабаш – "сборище ведьм".. ..

Суббота

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где оно восходит к греч. Sabbaton, в свою очередь заимств. Из др.-евр. Яз. Корень тот же, что в слове шабаш (. ..

Суббота

Суббо́та укр., блр. Субо́та, др.-русск. Субота, ст.-слав. Сѫбота (Зогр., Ассем., Савв., Супр.), болг. Съ́бота, сербохорв. Су̀бота. Наряду с этим – ст.-слав. Собота (Мар., Рs. Sin., см. Вондрак, Aksl. Gr. 13), чеш., слвц., польск., н.-луж. Sоbоtа, полаб. Sübǘta. Формы на *sо- происходят из ср.-лат. Sabbatum (Мелих, Jagić-Festschr. 213 и сл.), формы на sǫ-, напротив, – из ср.-греч. *σάμβατον, мн. -α (ср. Цаконск. Samba, отрантск.-греч. Sámba) или из балканск.-лат. *sambata (рум. Sâmbătă, эн..

Суббота

— шаббат — день покоя, религиозный праздник в иудаизме и некоторых христианских сектах (субботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. Установлен Богом. Сотворив мир в 6 дней, Бог почил в 7-й день, благословил и освятил его. На самом деле праздник С. Связан с культом пуны, который был распространен среди народов Древнего Востока. Праздник С. Являлся древневавилонским Шаббату — «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам двух ме..

Суббота

СУББОТИН СУББОТА СУБОТИНРебенка, родившегося в предвоскресный день, родители нередко нарекали мирским именем Суббота. (Ф). ..

Суаль

Суаль см. Шуал (1).. ..

Суах

Суах (евр. "сметающий"), сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36).. ..

Субботний год

Субботний год (год отпущения) I. Господь предписал в Законе, чтобы израильтяне обрабатывали свою землю шесть лет подряд, а на седьмой давали ей отдохнуть. Тогда земля должна была праздновать субботу (см. Суббота) своему Господу, т.е. И земля участвовала в Божьем покое. В этот год пищей израильтянам, их рабам, поденщикам, пришельцам и бедным, скоту и зверям полевым могло служить лишь то, что вырастало само собой, без участия человека (Исх 23:10 и след. Лев 25:1-7). Но для того чтобы возместить от..

Субботний путь

Субботний путь см. Меры длины, площади, объема и веса (I,2).. ..

Суббота

Этим словом означается седьмой день недели, в который Иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая все время этого дня богоустановленному покою (Исх.20:10 , Исх.31:13 , Исх.34:21 , Исх.35:2 , Чис.15:32 ). Празднование субботы долженствовало напоминать Евреям сотворение мира и освобождение из Египта Праздничный день этот, как и все священные дни Евреев, начинался и оканчивался вечером, от вечера пятницы до вечера субботы. Строгость субботнего покоя простиралас..

Дополнительный поиск Суббота Суббота

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суббота" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суббота, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа