Суббота
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) евр. Глагол шават означает "прекращать какие-либо действия", "отдыхать от чего-либо", "соблюдать субботу". Сущ. Шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. На см. День очищения (Лев 16:31. 23:32). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С. 2) в Вавилоне существовало понятие ша пату = "(день) середины", обозначавшее 15-й день месяца, к-рый отмечался как "день успокоения сердца (богов)", т.е. Был своего рода днем покаяния и молитвы. Кр. Того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ.
Виды деят-сти. Это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. Связи с неделей. Соотв., несмотря на нек-рое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах. II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ 1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ. С. Как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. Была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11. 31:12-17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным.
Из библ. Текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4. 8:10,12). Свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28). 2) ПРЕДПИСАНИЯ. Каждый 7-й день (Исх 23:12), С., был днем святого покоя (Исх 16:23. 31:15. 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10. 31:14). Это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. Запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3). Необходимую для С. Пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в "день перед субботой" (Мк 15:42. Исх 16:23). В С. Нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27-29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Амос упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет "носить ношу" (Иер 17:21 и след.).
Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15. 35:2. Чис 15:35). Но основополагающий смысл С. Заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в к-рый израильтяне собирались вместе (Лев 23:3. Ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8). III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫСубботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему покою (см. Покой, почить, успокоиться). Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2 и след.)и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11.
31:17), т.е. Выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, к-рых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в егип. Рабстве (Втор 3:20. Нав 1:13-15), С. Стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13. Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10-13) была распространена на см. Субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. Приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕНа соблюдение заповедей о С. И субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32).
Этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем 13:15-22). Раввины знали, что С. "дана для наслаждения, а не для боли", но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. Значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. Работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 и след.), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим.
1 км. См. Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате. На седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы т.о. Предпринять поездку "на воде", что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) ИИСУС И СУББОТАУ Иисуса было собств. Понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1-14. Мк 2:23 - 3:6. Лк 13:10-17. Ин 5:1-18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9 и след.), не оскверняя себя, совершали определ.
Виды деят-сти, к-рые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. Сделать человеку обрезание (Ин 7:22 и след.), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был "больше храма" (Мф 12:6), а вместе с тем и "господином субботы" (ст. 8. Мк 2:28). Он знал, что С. Была создана для человека (ст. 27), поэтому и в С. Творил добро (Мф 12:12. Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23 и след. 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29). 2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ. а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь.
Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. Дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. Как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11. 5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христ. Писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан). Б) днем христ. Богослужения вместо С. Стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2). Возм., первый день недели подразумевается под "днем Господним" в Откр 1:10, хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (см.
День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как "дня Господня", впоследствии появилось другое его обозначение - "день солнца", восходящее к названию соотв. Языч. Праздничного дня. В) но не только пере-несением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. У иудеев. Очень важно, что у христ. Праздника отсутствует самый заметный признак иуд. Праздничного дня - отдых от работы, соблюдая к-рый иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. Времени для богослужения, к-рое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. Окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям.
Только в 321 г. Имп. Константин объявил гос. Праздником день, к-рый у христиан считался Господним, а у язычников - священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. Праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. Ограничили в воскресный день и частные виды деят-сти..
Дополнительный поиск Суббота
На нашем сайте Вы найдете значение "Суббота" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суббота, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа