Чаша

312

1) словом "Ч." в Синод. Пер. Библии передается ряд евр. Слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах к-рых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. Прикладного иск-ва при изготовлении Ч. Стали применяться драг. Камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. Самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. И рим. Влияние. Глиняные Ч. И кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3Цар 7:26). Ч. Могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (Езд 1:10). 2) Ч. В Синод. Пер. Назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда (евр.

Агган) для жидкости (Исх 24:6. Песн 7:3). 3) большое блюдо (евр. Мизрак), к-рое использовалось при богослужении в скинии и храме (Чис 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Чис 7:13) и крови (Зах 9:15. 14:20). Подобные Ч. Делались из полированного золота, серебра и меди (Исх 27:3. Чис 7:84. 3Цар 7:45,50). Из таких Ч. Пили вино (Ам 6:6). 4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. Во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (Мф 10:42). Существовали специальные Ч., в к-рых разбавляли вино для повседневного употребления (Ис 65:11. Притч 23:30). У высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из к-рых пили только они (Быт 40:11 и др.), у людей же бедных, согл.

2Цар 12:3, была всего одна Ч., из к-рой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. Воды (Мф 10:42). Наполнением Ч. И раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.Если к.-л. Сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Ис 22:24). В Библии говорится, что Ч. Использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Быт 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. Лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. Камни или капали воск и, следуя определ. Правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. Упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Чис 7:84. 1Пар 28:17. Езд 1:10. 8:27), во время к-рых они служили для самых различных целей.

Напр., Ч. Использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исх 25:29. 37:16. Чис 4:7. См. Также Пс 115:4). В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Исх 24:6). В Исх 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась "чаше благословения", вероятно, третьей Ч. В ходе пасхальной вечери, к-рую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу. Ап. Павел называет эту Ч. "чашей благословения, которую благословляем" (1Кор 10:16). В ст. 21 она называется "чашей Господней", потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, к-рые Он претерпел ради нашего спасения (Лк 22:17-20. 1Кор 11:23-25). "Чаша Господня", являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена "чаше бесовской", связанной, вероятнее всего, с языч.

Жертв. Пиршествами (1Кор 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску "чаш и блюд". Обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Мф 23:25 и след.). 5) часто слово "Ч." употребляется в Библии в метафорич. Значении. С Ч. Сравнивали судьбу человека (Пс 10:6. 15:5. 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Пс 10:6. 15:5. 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. Утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Иер 16:7 и след.). Ч. Спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Пс 115:4), а словосочетание "чаша ярости" служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Ис 51:17,22.

Иер 25:15-18. Откр 14:10. 16:19). Ч. Гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Пс 74:9 - "даже дрожжи ее будут выжимать и пить..."). Ч. Опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Ис 51:17,22. Зах 12:2. См. Также Пс 59:5. 74:9. Иер 25:15-18. Авв 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что "открылась его срамота", так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. Опьянения (Авв 2:16. См. Также Плач 4:21. Иез 23:31-33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. Опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иер 51:7. Откр 17:4. 18:6). Но Ч. Страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание.

Бог подносит ее и к устам невинных (Иер 49:12. Мф 20:22. 26:39,42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. Также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Мф 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его "чаша сия" (Ч. Страдания и смерти, Мф 26:39,42. Ин 18:11), если будет на то воля Отца..

Значения в других словарях
Чаша

IЧа́ша сосуд круглой формы, с широким верхом и узким низом (для вина и других напитков). Ч. Обычно называют сосуды, лишённые ножки, с туловом, которое непосредственно соединяется с подставкой. Чаша (работы московских мастеров). Золото, эмаль, драгоценные камни. 1-я пол. 17 в. Оружейная палата. Москва.IIЧа́ша (лат. Crater) созвездие Южного полушария неба, наиболее яркая звезда 3,6 визуальной звёздной величины (См. Звёздная величина). Наилучшие условия для наблюдений в марте, видно в центральных ..

Чаша

ЧАША (лат. Crater) - созвездие Южного полушария, в средних широтах России видно зимой и весной.. ..

Чаша

Да минует меня чаша сия. Книжн. Пусть не коснется меня это горе, несчастье. ШЗФ 2001, 59. БТС, 544. /em> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 617.. ..

Чаша

См. Судьба. ..

Чаша

Ж. Сосуд полушаром или около того. Братина. Миса. Иже напоит единаго от малых сих чашею студеной воды, Матф. *Чаша заздравная, прощальная, стакан вина. *Пить горькую чашу, мыкать горе, бедовать. Чаша, море Соловецкое, пить здоровье молодецкое. Дом как полная чаша. Дом - чаша-чашей. Мы с ним из одной чаши кашу едим. Хороша кашка (бражка), да мала чашка. Какову чашу другу налил, такову и самому пить. Не твоя чаша, не тебе и пить. Эко счастье - на мосту с чашкой. Над двором, стоит чаша с молоком (м..

Чаша

Ж.1) а) Старинный пиршественный сосуд для вина в форме полушария.б) Количество жидкости, вмещающееся в такой сосуд.2) Употр. Как символ меры чего-л. Испытываемого, переживаемого.3) Употр. Как символ участи, судьбы (обычно тяжелой, несчастной).. ..

Чаша

ЧА́ША -и. Ж.. ..

Чаша

-и, ж. 1. В старину. Округлый сосуд для вина. Серебряная ч. Пить горькую чашу (перен. Испытывать несчастья. Высок.). Испить смертную чашу (перен. Умереть. Высок.). 2. Вообще округлый сосуд. Деревянная ч. 3. Перен. -Большой естественный или искусственный водный резервуар (спец.). Ч. Бассейна. Ч. Озера. * Чаша терпения переполнилась (высок.) — невозможно больше терпеть. Чаша весов склоняется в какую сторону, в чью пользу (книжн.) — принимается то или другое решение, берёт верх тот или другой. Дом ..

Чаша

Чаши, ж. 1. Старинный сосуд для питья в форме полушария (истор.). Не скоро ели предки наши, не скоро двигались кругом ковши, серебряные чаши с кипящим пивом и вином. Пушкин. || Пиршественный сосуд для вина (поэт. Ритор.). Стукнем чашу с чашей дружно. Д. Давыдов. Вы чашу круговую наполните блистательным вином. Языков. Кто любит видеть в чашах дно, тот бодро ищет боя. Жуковский. Вчера был Вакха буйный пир, при кликах юности безумной, при громе чаш, при звуке лир. Пушкин. Всюду со мной. И ночью, и ..

Чаша

Общеслав. Исходное *kesja обычно объясняют как суф. Производное (суф. -j-, ср. Чаща) от той же основы, что др.-прус. Kiosi «кубок». Более предпочтительным кажется толкование *kesja >. Чаша как суф. Образования от *кесати >. Чесать в значении «чесать, отделять, резать, долбить». В таком случае чаша буквально — «деревянная выдолбленная или вырезанная посуда» (такое значение еще отмечается в диалектах сербохорв. Яз.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дроф..

Чаша

Ча́ша ча́шка, укр. Ча́ша, блр. Ча́ша, др.-русск. Чаша, ст.-слав. Чаша ποτήριον (Еuсh. Sin., Супр.), болг. Ча́ша, сербохорв. Ча̏ша "кубок", словен. Čášа – то же, чеш. Číšе, слвц. Čаšа, польск. Сzаszа, полаб. Соsó. Праслав. Čаšа, по-видимому, родственно др.-прусск. Kiosi "кубок" из балт. *ki̯ōsē или *ki̯āsē. См. Мейе, RS 2, 66 и сл. МSL 9, 373. Траутман, Арr. Sprd. 358. Во всяком случае, др.-прусск. Слово не могло быть заимств. Из слав., вопреки Брюкнеру (AfslPh 20, 490), Бернекеру (I, 137). Мл..

Чаша

        сосуд для питья круглой формы, с широким верхом и узким низом. Чашами обычно назывались сосуды, лишённые ножки, с туловом, которое непосредственно соединяется с подставкой. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Чаша

(лат. Crater)созвездие Южного полушария, в средних широтах России видно зимой и весной.. ..

Чаша

ЧАША (Crater), небольшое созвездие в южной части неба, прилегающее к созвездиям Гидры и Ворона. Самые яркие его звезды имеют четвертую звездную величину.. ..

Чаша

-во многих местах означает. Участь, мера, достояние (Пс 10.6. 15.5. 22.5. 74.9. 115.4. Ис 51.17. Плач 4.21. Иез 23.31,32. Авв 2.16. Мф 20.22. 26.39. 1Кор 10.21).. ..

Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы

Этими словами переводятся два евр. Слова. 1) хартуммим - чародеи при дворе фараона. Эти "волхвы Египетские" имитировали чудеса, творимые Моисеем (Исх 7:11,22. 8:3). В Быт 41:8,24 это же слово переведено как "волхвы", а в Дан 1:20. 2:2 - как "тайноведцы". 2) мехашшефим или кашшефим - это тоже чародеи (Дан 2:2), чье идолопоклонство и прорицательство осуждались Законом (Втор 18:10 и след.). Тем не менее эти чародеи обитали среди израильтян во все времена (Иер 27:9), иногда их численность была очен..

Час

I. В новозаветный период как день, так и ночь делили на 12 Ч., т.е. 12 Ч. От восхода солнца до заката (ср. Ин 11:9) и 12 от заката до следующего восхода. Из этого следует, что летний дневной Ч. Был длиннее 60 минут, а ночной короче, зимой же - наоборот. Поэтому, когда мы читаем в НЗ. Третий или десятый Ч., то необходимо, помимо этого, знать, в какое время года происходило данное событие. Конец шестого Ч. Падает на полдень, а третий Ч. Соответствует середине временного отрезка от восхода солнца д..

Человек

I. В Библии Ч. Рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах. Он не мыслится "разделенным" на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу "части". Ч. Как целое является "душею живою" (Быт 2:7), а не "обладает" этой душой. Про-тивоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека - плотской и духовной. И в этом случае Ч. Также воспринимается как единое целое (Рим 8:5-9). Дух (см. Дух, Святой Дух), см. Душа и см. Тело - это разные ..

Человек Божий

В 1Тим 6:11 Павел, обращаясь к Тимофею, называет его "человеком Божиим", т.е. Человеком, чья жизнь принадлежит Богу (ср. 2Тим 3:17).. ..

Чаша

И в прежних своих рождениях Великосущный стремился к благу мира Однажды, озирая мир, увидел он царя Сарвамитру, вконец опустившегося от употребления опьяняющих напитков и поведшего весь свой народ по этому же зыбкому и порочному пути Долго думал бодхисатва, как направить царя и народ к истине и добру, и наконец принял решение, обратившись в брахмана Во дворце Сарвамитры пир еще не начался, но стол был накрыт Слуги уже наливали в бокалы суру, сидху, майрею и другие опьяняющие напитки И в это вре..

Дополнительный поиск Чаша Чаша

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чаша" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаша, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 4 символа