Григорий Богослов, Назианзин

159

(GrhgТrioj Р QeolТgoj ka. NazianzhnТj), свт. (ок.330-ок.390), вост. Отец Церкви, богослов каппадокийской школы. Род. Вблизи г. Назианза в М. Азии. Семья Г.Б. Отличалась высоким благочестием. Отец его был епископом. Будущий святитель любил уединение и молитву, имел чуткую, ранимую натуру, обладал большим поэтич. Даром. Он считался одним из образованнейших людей своего времени. Учился сначала в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Он равным образом блестяще знал Писание и антич. Лит-ру. После учебы Г.Б. Вернулся домой, принял крещение. Вместе со своим другом юности, будущим свт. *Василием Великим, Г.Б. Удалился в безлюдный край, где вел подвижнический образ жизни и изучал богословие (в т.ч. Труды *Оригена).

В 361 под давлением родных и друзей Г.Б. Вынужден был принять сан пресвитера, а в 372 Василий Великий, ставший к тому времени епископом, убедил его занять кафедру в г. Сасимы. Василий стремился ставить всюду своих людей, чтобы дать отпор правительству, поддерживавшему ариан. Но в Сасимах, к-рые оказались маленькой почтовой станцией, Г.Б. Служить не стал. Он вернулся на родину, чтобы помогать отцу. Однако в 379 смерть Василия Великого побудила Г.Б. Отправиться в Константинополь. Город был целиком под властью ариан и нуждался в присутствии и поддержке правосл. Епископа. С несвойственной ему энергией Г.Б. Начал действовать и создал настоящий оплот Православия в одном из храмов Константинополя. Его гомилии, посвященные сложным богосл.

Проблемам, принесли ему широкую популярность. После воцарения Феодосия I (380) арианская партия потерпела поражение, а Г.Б. Стал архиеп. Константинополя. Однако у него нашлись противники, к-рые считали учение о Триипостасной тайне новшеством (они ограничивались учением о единосущии Христа Божественному Отцу в соответствии с Никейским символом веры в его первой редакции). На II Вселенском соборе учение каппадокийцев возобладало над оппозицией "староникейцев", но конфликты среди высшего духовенства вынудили Г.Б. Покинуть столицу. С тех пор до самой кончины он безвыездно жил на родине. Г.Б. Не был ни богословом-систематиком, ни экзегетом. Большую часть его наследия составляют стихотворения, поэмы и гомилии. Но все они насыщены богатым богосл.

Содержанием. Причем богословие никогда не было для святителя теоретич. Дисциплиной. Он не отделял его от молитвенной жизни. Память свт. Г.Б. Правосл. Церковь празднует 25 января. Библия в трудах Г.Б. Мысли Г.Б. О Свящ. Писании рассредоточены в его многочисл. Трудах. Прежде всего следует отметить его веру в преемственность Заветов и постепенность их раскрытия. "В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами, и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг 2:7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона - к Евангелию Но с обоими Заветами произошло одно и то же. Что именно. Они в в о д и л и с ь н е в д р у г (здесь и далее разр. - А.М.), не по первому приему за дело.

Для чего же. Нам нужно было знать, что н а с н е п р и н у ж д а ю т, а убеждают. Ибо что непроизвольно, то и непрочно, как поток или растение ненадолго удерживаются силой. Добровольное же и прочнее, и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше Посему Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но - благодетельствовать желающим. Поэтому Он, как детоводитель и врач, иные отеческие обычаи отменяет, а другие дозволяет . Первый Завет, запретив идолов, допустил жертвы, а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отменение, те уступили и уступленное, одни - жертвы, другие - обрезание, и стали из язычников иудеями и из иудеев христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями" (Слово 31, о богословии).

Г.Б. Избегал буквального понимания первых глав Кн.Бытия. Не случайно он так много изучал Оригена. Для него пребывание первых людей в Эдеме означает дар непосредств. Богообщения (Песнопения таинственные, VII). Через непослушание Богу "пал весь Адам", т. Е. Все человечество (там же, VIII). Лествица в сновидении Иакова - образ восхождения по ступеням добродетели ("Увещательное посл. К Геллению"). Библейские Теофании Г.Б. Характеризует как "тонкую струю и как бы малый отблеск великого света" (Слово 28, о богословии). "Великая и досточтимая Пасха называется у евреев пасхою на их языке (где слово сие значит. Прехождение) - исторически, по причине бегства и переселения из Египта в Хананею, а духовно по причине прехождения и восхождения от дольнего к горнему и в земле обетования" (Слово 45, на Пасху).

Т.о., Г.Б. Не ограничивается исключительно аллегорич. И прообразовательным смыслом, но признает и исторический. Он сам свидетельствует, что избрал "середину между теми, которые совершенно грубы умом, и теми, которые слишком предаются умозрениям и парениям ума" (там же). Г.Б. Отмечал неоднородность повествования евангелистов, но объяснял это стоявшими перед ними разными задачами. "Не называем, - пишет он, - противоречащими друг другу евангелистов за то, что одни занимались более человечеством Христовым, а прочие богословием. Одни начали тем, что относится к нам, а другие тем, что превышает нас. Разделили же таким образом между собою проповедь для пользы, как думаю, приемлющих и по внушению глаголющего в них Духа" (Слово 43, надгробное свт.

Василию). Правильное понимание Библии должно, согласно Г.Б., иметь в виду, что "Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи" (Слово 30, о богословии), а также, что в нем многие "наименования берутся совместительно, так что под частию разумеется целое" Послание( к Кледонию, первое) и меняются времена глаголов (Слово 29, о богословии). В своих стихотворениях Г.Б. Часто обращается к библ. Темам, стремясь заменить языч. Поэзию новой, христианской, основанной на Писании (Двенадцать патриархов, Египетские язвы, Моисеево десятисловие, Чудеса пророков Илии и Елисея, Родословие Христово и др.). Он даже сложил небольшую поэму, в к-рой перечисляет канонич. Книги Библии. В ней он пишет. "Матфей описывал чудеса Христовы для евреев, Марк - для Италии, Лука - для Ахайи, а великий и небошественный проповедник Иоанн - для всех" (О подлинных книгах богодухновенного Писания) Примечательно, что в этом перечне отсутствует Откровение Иоанна, а из книг ВЗ признаются только 22, "равночисленные еврейским буквам".

M i g n e. PG, t.35-38. В рус. Пер. Творения, ч.1-6, М., 1843-48. Памятники визант. Лит-ры IV-IX вв., М., 1968. Архим.А г а п и т, Жизнь св. Г.Б., архиеп. Константинопольского и его пастырская деятельность, СПб., 1869. В и н о г р а д о в Н.П., Догматич. Учение св. Г.Б., Каз., 1887. Г о в о р о в А.В., Св. Г.Б. Как христ. Поэт, Каз., 1886. И в а н о в Н.П., Святительский подвиг Г.Б., ЖМП, 1959, №3. Диак.М е н ь А., Поэзия св. Г.Б., т а м ж е. ПБЭ, т.4, с.615-26. [С а л а м и н М.], Жизнь св. Г.Б., ПТО, 1843, ч.1. Архим.С е в а с т и а н (П и л и п ч у к), Св. Г.Б. О вере, надежде и любви, ЖМП, 1975, №2. [Т р о и ц к и й И.Е.], Последние годы жизни св. Г.Б., ХЧ, 1863, ч.II. Библиогр. На иностр. Яз. См. В кн. Q u a s t e n. Patr., v.3, p.236-54. См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Григорий Богослов, Назианзин

(329 — 390 гг.) — святитель, один из отцов церкви, сподвижник Василия Великого. Сын епископа города Назианза, с 362 г. — пресвитер, с 372 г. — епископ г. Сасима. Председательствовал на II Вселенском (Константинопольском) соборе (381 г.). Автор «Слов о богословии», духовных стихов и множества посланий. Создатель ортодоксального учения о Св. Троице, разработавший понятия «усии» и «ипостаси», сторонник идеи равенства ипостасей (по вопросу равенства Св. Духа Отцу и Сыну разошелся со II Вселенским со..

Григорий Богослов, Назианзин

(род. Ок. 330, Ариан, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии – ум. Ок. 390, там же) – греч. Мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. С 379 преподавал в Константинополе. Известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (Христа) и Святого Духа с Богом-отцом. Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. Востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствова..

Григор Нарекский

(Нарекаци), монах (951-1003), арм. Поэт, богослов. Род. В семье ученого-епископа. Почти всю жизнь провел в обители Нарека, где преподавал в монастырской школе. Автор мистич. Толкования на Песнь Песней (977) и многочисл. Поэтич. Произведений (в т. Ч. "Славословие апостолам"). Поэзия Г.Н. Глубоко "библеична", пронизана образами, темами и реалиями свящ. Истории. При этом ее отличает интимный, личный характер. В "Книге скорбных песнопений" (1002), как в "Великом каноне" *Андрея Критского, события и ..

Григорий

(GrhgТrioj) НЕОКЕСАРИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ, свт. (ок.213-ок.270), вост. Отец Церкви. Род. В понтийском г. Неокесарии, в знатной языческой семье. Рано овладел знаниями в области лит-ры и права. Для изучения философии отправился со своим братом в Палестинскую Кесарию, где познакомился с *Оригеном. Влияние последнего привело Г. К христианству. Он на всю жизнь сохранил благоговейную память об учителе, посвятив ему панегирик. Возвратившись на родину, Г. Принял деятельное участие в церк. Жизни и вскоре, н..

Григорий Великий

(Gregorius Magnus), ДВОЕСЛОВ, свт., папа Римский (540-604), последний из западных отцов Церкви. Род. В Риме, в старинной аристократич. Семье. С юных лет стремился к аскетич. Жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества и вступил на иноческий путь. В 590 Г.В. Был избран сенатом и духовенством на каф. Ап. Петра. В ту эпоху Рим формально зависел от Византии и подвергался натиску варваров. Г.В. Употребил все свои административные способн..

Григорий Нисский

(GrhgТrioj Р NЪsshj), свт. (ок.335-ок.394), вост. Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, один из трех великих "каппадокийцев", младший брат свт. *Василия Великого. С юных лет находился под сильным влиянием своей семьи, в частн., брата Василия и сестры Макрины, к-рые призывали его к церковнослужению. Однако, чувствуя склонность к занятиям философией, Г. Н. Предпочел карьеру ритора. Закончив обучение, он стал преподавателем и женился. В 371 свт. Василию все же удалось убедить брата принять сан е..

Дополнительный поиск Григорий Богослов, Назианзин Григорий Богослов, Назианзин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Григорий Богослов, Назианзин" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Григорий Богослов, Назианзин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 28 символа