Григорий Нисский

162

(GrhgТrioj Р NЪsshj), свт. (ок.335-ок.394), вост. Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, один из трех великих "каппадокийцев", младший брат свт. *Василия Великого. С юных лет находился под сильным влиянием своей семьи, в частн., брата Василия и сестры Макрины, к-рые призывали его к церковнослужению. Однако, чувствуя склонность к занятиям философией, Г. Н. Предпочел карьеру ритора. Закончив обучение, он стал преподавателем и женился. В 371 свт. Василию все же удалось убедить брата принять сан епископа небольшого капподокийского г. Ниссы, хотя он знал, что созерцательный по природе Г. Н. Мало способен к обществ. Деятельности. Но Василий стремился, чтобы капподокийские кафедры занимали люди, верные Православию. Во время своего епископства Г.

Н. Испытал множество нападок со стороны ариан и даже должен был предстать перед судом, но спасся бегством. Лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 Г. Н. С триумфом вернулся в Ниссы. Нек-рое время был митр. Севастийским. Г. Н. Участвовал во II Вселенском соборе (381) и был признан одним из авторитетов правоверия. По церк. Делам Г.Н. Побывал в Аравии и посещал Св. Землю. Паломничество в Иерусалим произвело на него тяжелое впечатление, он пришел к выводу, что такие путешествия мало полезны с духовной точки зрения. О последних годах жизни Г. Н. Почти ничего не известно. Мы знаем только, что после смерти свт. Василия мн. Епископы относились к Г. Н. Недружелюбно. Память свт. Г. Н. Правосл. Церковь празднует 10 января. Библейские труды. Г. Н. Был одним из самых глубоких философов среди свв.

Отцов классич. Поры, равный в этом отношении только блж. *Августину. Общий характер его богословско-филос. Построений был определен влиянием *Оригена, что впоследствии стало причиной недоверия к его взглядам. Но в конце концов авторитет Г. Н. Остался бесспорным. Среди произведений Г. Н. Есть несколько экзегетических. "О Шестодневе", "Об устроении человека", "О жизни Моисея законодателя", "О надписании псалмов", "Толкование на Песнь Песней", "Толкование на Екклесиаста", "Толкование блаженств", "Толкование молитвы Господней" и "О чревовещательнице". Нек-рые из них "являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа" (архим. Киприан Керн). В целом Г. Н. Следовал *аллегорическому методу Оригена. Так, напр., он писал о библейском Древе Познания.

"Мы уверены, что запрещенное для вкушения древо - не смоковница, как утверждали некоторые и не другое какое из плодовитых деревьев" (Толкования на Песн., предисловие). Это дерево, как и Древо Жизни, и сам Эдем, в глазах Г. Н., - символы духовных реальностей. Такой подход святитель обосновывал самим же Писанием. Он напоминал слова Господа о "закваске фарисейской", к-рые Сам Христос призывал толковать иносказательно. "В евангельских изречениях, - писал он, - можно набрать тысячи таковых мест, что в них иное представляется с первого взгляда, а к иному относится с м ы с л сказанного" (здесь и далее разм. - А. М.) (там же). Аллегорически понимал Г. Н. И события, описанные в Кн.Исход, когда комментировал жизнь Моисея. Труд евреев на стройках фараона означает рабское подчинение страстям, дочь егип.

Царя - языч. Философию, Неопалимая Купина - Богоматерь, казни египетские и смерть первенцев - умерщвление греха, медный змей - Христа, двенадцать родников в синайском оазисе - двенадцать апостолов, а семьдесят пальм - семьдесят апостолов. Руки, простертые Моисеем на молитве во время битвы с амаликитянами, - прообраз Креста Христова. Эти толкования, вошедшие в литургич. Поэзию, показывают, что Г. Н. Стремился отыскать в Библии не столько историч. Смысл, сколько смысл внутренний, духовный. Аллегорич. Метод толкования Свящ. Писания остается в Церкви непреходящим, но всякий раз его конкретные формы меняются в связи с расширением экзегетич. Кругозора. В книге о *Шестодневе Г. Н. Развивает и дополняет труд своего брата Василия Великого.

Он подчеркивает боговдохновенные истоки сказания, повествующего о временах дочеловеческих. Познать тайны миротворения Бытописатель мог лишь потому, что был просвещен Духом Божьим. Начало мира есть, по Г. Н., мгновенный акт Божественного всемогущества. Г. Н. Указывает, что перевод *Акилы снимает в данном случае хронологич. Оттенок и передает его словами (tm)n kefala...J, т. Е. Во главе (ср. Евр. Береш(т, от рош - голова). В то же время "начало" содержит в себе уже всю потенцию материального мира. "Слово "начало" чуждо понятия о всяком протяжении. Как точка - начало черты и атом - начало телесного объема, так мгновение - начало временного протяжения" (Твор., т.1, с.12). Миротворению свойственны два этапа. Первый - создание всей материи в смешении ее элементов, второй - сотворение частей мира "по самой последовательности естества в некоем порядке и стройности".

В Кн.Бытия не случайно сказано, что Бог дал имена элементам природы, в т. Ч. Светилам. Это указывает, что их появление соответствовало закономерности, предусмотренной свыше. Космогенез происходит "как бы от вложенной н е к о е й с и л ы, осеменяющей бытие Вселенной". В данном толковании ощущается влияние мысли Платона ("Тимей"), воспринятой через Филона и Плотина. "Этот святоотеческий "платонизм" показывает, что понимание творения отцами не противоречит принципу эволюции" (прот. И. Мейендорф). Говоря об Адаме, Г. Н. "придерживается библейского понимания человека" (прот. И. Мейендорф). Святитель отмечает, что не случайно имя Адама означает просто "человек". "Имя сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но к а к в о о б щ е р о д у Целое наименовано одним человеком".

Адам есть "все-человек", "Все естество, простирающееся от первых людей до последних" (Об устроении человека, XVI). Путь христ. Жизни, по Г. Н., есть путь восхождения к Богу. Этой мистич. Теме посвящены соч. "О жизни Моисея..." и "Толкование на Песнь Песней". Биография Моисея раскрывает три ступени, или три аспекта этого восхождения. Начальная ступень - это катарсис, очищение от тех "кожаных одежд", к-рые дал Бог падшему человеку. Эти одежды есть немощная плоть. Когда Моисей снял обувь перед Купиной, он отрешился от царства греха. Вторая ступень есть путь умственного созерцания, "естественного видения". Высшая же - есть "трезвое опьянение" экстаза, восхождение на вершину Синая. Ее знаменует священный мрак св. Горы, где Моисей созерцал Сущего, где он "видел незримое, слышал неизглаголанное словом".

Кн.Песни Песней, согласно Г., также есть символич. Описание пути человеческого духа, стремящегося к Возлюбленному - Господу. Любовь преодолевает препятствия и страхи, как невеста Песн. "Кто стремится душою к совершенству, тот гонит от себя страх, потому что такое расположение - не по любви оставаться при господине, но не бежать от него по страху бичей - свойственно рабу" (Толкование на Песн, I). Традиция мистич. Истолкования Песн получила начало уже в ветхозав. Экзегезе (брак Господа со Своей Церковью) и нашла развитие в богатой мистич. Лит-ре последующих веков. В небольшой гомилии о чревовещательнице Г. Н. Отвергает возможность того, что Саулу явился сам Самуил, и относит виденное к действию темных сил. В толковании на Еккл святитель продолжает развивать свои мысли о катарсисе и преодолении чувственного ослепления.

Та же идея господствует и в гомилиях "О надписании псалмов". M i g n e. PG, t. 44-46. В рус. Пер. Творения, ч.1-8, М., 1861-71. А в е р и н ц е в С.С., Г. Н., в кн. Памятники визант. Лит-ры IV-IX вв., М., 1968. Свящ.В е р г е з е П., Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Г.Н., ЖМП, 1971, №6,7. М а р т ы н о в А.В., Учение св. Григория, еп. Нисского, о природе человека, М., 1886. Е г о ж е, Эсхатология св. Г.Н., М., 1883. *Н е с м е л о в В.И., Догматич. Система св. Г.Н., Каз., 1887. *О к с и ю к М.Ф., Эсхатология св. Г.Н., К., 1914. ПБЭ, т.4, с.633-43. П о д л у ц к и й И., Эсхатология св. Г.Н., ВиР, 1914, №17. П о р ф и р и й (Попов), Св. Григорий еп. Нисский, М., 1861. С к в о р ц о в И.М., Христ. Употребление философии, или философия св.

Г.Н., ТКДА, 1863, №10. Т и х о м и р о в Д.А., Св. Г.Н. Как моралист, Могилев, 1886. D a n i №l o u J., L?tre et le temps chez Gregoire de Nysse, Leiden, 1970. Проч. Библиогр. На иностр. Яз. См. Q u a s t e n. Patr., v.3, p.254-96. См. Также библиогр. К ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Григорий Нисский

(Gregorios Nysses) (около 335, Кесария, — около 394, Ниса), церковный писатель, богослов и философ, один из виднейших представителей греч. Патристики (См. Патристика). Брат Василия Великого (См. Василий Великий), друг Григория Назианзина (См. Григорий Назианзин), входил с ними в т. Н. Каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь. С 371 епископ г. Ниса (Малая Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Философское мир..

Григорий Нисский

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394) - церковный писатель, теолог и философ-платоник, представитель патристики. Епископ г. Ниса (М. Азия). Брат Василия Великого. Разрабатывал теоретические основы христианской экзегетики. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.. ..

Григорий Нисский

Епископ (ск. 395), младший брат свт. Василия Великого. В 372 рукоположен во епископы г. Ниссы. Здесь святитель вел упорную борьбу с последователями ереси Ария, утверждавшего, что Спаситель не был сыном Божиим. За это святой немало претерпел. Его дважды отправляли в ссылку, но и здесь св. Григорий бесстрашно проповедовал веру во Христа. Когда господство еретиков закончилось, святитель был возвращен на свою кафедру и продолжал борьбу теперь уже с другими еретиками. Антикомарианами, не чтущими непо..

Григорий Нисский

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (около 335 - около 394), христианский писатель, богослов и философ, отец церкви, один из виднейших представителей греческой патристики. Епископ> города Ниса (Малая Азия>). Брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Развивал традиции христианского платонизма, выдвинул тезис> о размежевании сфер философии и богословия. В антропологии исходил из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности (полноте - "плероме" - душ).. ..

Григорий Нисский

СВ. (ок. 335 - ок. 394), отец церкви, родился в Каппадокии. Преподавал риторику, но под влиянием двух других "каппадокийцев" - своего брата, св. Василия Великого, и св. Григория Назианзина - стал монахом, а позднее, вопреки своему желанию и под влиянием того же Василия, принял сан епископа Ниссы в Каппадокии. Он регулярно проповедовал в Константинополе и участвовал в работе I Константинопольского собора (381). Не слишком умелый администратор, Григорий вместе с тем был талантливым проповедником и..

Григорий Нисский

(333—394 гг.) христианский богослов, брат Василия Великого Все в Божестве, и Оно во всем.(Иные) хотя признают верным, что изнемогшее в пороке естество посещено Божественною силою, но с неудовольствием взирают на способ посещения, по незнанию, что всякое устройство тела само по себе имеет равную цену, и ничто содействующее в нем поддержанию жизни не заслуживает осуждения как что-либо нечестивое или дурное. (…) Как прочие органы поддерживают в человеке настоящую жизнь, (…) так родотворные органы и..

Григорий Нисский

Григорий Нисский, Gregorios, святой, 333-394 гг. Н. Э., ритор, христианский греческий писатель, один из Каппадокийских Отцов. Родился в Кесарии Каппадокийской — младший брат Василия. Будучи самоучкой, еще в юности приобрел высокую философскую культуру и овладел риторическим искусством. С 372 г. В качестве епископа Ниса включается в жизнь Церкви, в которой сыграл важную роль. Богатое литературное наследие Г. Охватывает толкования, сочинения аскетические, догматические, речи и послания. С точки зр..

Григорий Нисский

(около 335 - около 394 гг.) - христианский церковный писатель, богослов, епископ города Нисса (Малая Азия). Младший брат Василия Великого. Защищал православное учение о Троице на 2-м Вселенском соборе в 381 город в Константинополе.. ..

Григорий Нисский

(Grngorios o Nussns) (ок. 331. - ок. 394) - епископ Ниссы (Каппадокия в М. Азии) с 371, один из т. Н. "отцов церкви". Получил широкое филос. Образование, изучал соч. Платона и неоплатоников. Используя антич. Филос. Мысль и подчиняя ее христ. Догматам, стремился создать стройное христ. Мировоззрение. Несколько рационализировал богословие. В 381 на Константинопольском соборе защищал никейский "символ веры". Автор многочисл. Соч. Против ересей. Г. Н. - основоположник христ. Учения о природе ("Толко..

Григорий Нисский

(род. Ок. 335, Кесария, Каппадокия – ум. Ок. 394, Ниса) – греч. Церковный писатель. Брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Входил вместе с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей, с 371 – епископ г. Ниса (Малая Азия). Часто занимал неортодоксальные позиции. Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия. Широко использовал вольные иносказательные толкования Библии. Расходясь с церковной доктриной, проповедовал временность адских мук и возмож..

Григорий Богослов, Назианзин

(GrhgТrioj Р QeolТgoj ka. NazianzhnТj), свт. (ок.330-ок.390), вост. Отец Церкви, богослов каппадокийской школы. Род. Вблизи г. Назианза в М. Азии. Семья Г.Б. Отличалась высоким благочестием. Отец его был епископом. Будущий святитель любил уединение и молитву, имел чуткую, ранимую натуру, обладал большим поэтич. Даром. Он считался одним из образованнейших людей своего времени. Учился сначала в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Он равным образом блестяще..

Григорий Великий

(Gregorius Magnus), ДВОЕСЛОВ, свт., папа Римский (540-604), последний из западных отцов Церкви. Род. В Риме, в старинной аристократич. Семье. С юных лет стремился к аскетич. Жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества и вступил на иноческий путь. В 590 Г.В. Был избран сенатом и духовенством на каф. Ап. Петра. В ту эпоху Рим формально зависел от Византии и подвергался натиску варваров. Г.В. Употребил все свои административные способн..

Григорьев

Константин Григорьевич (1875-1925), рус. Правосл. Богослов. Окончил Каз. ДА (1901), слушал лекции на естественном ф-те Казанского ун-та. Был проф. Основного богословия в Каз. ДА. В 1904 защитил магистерскую дисс. "Социальный вопрос в понимании графа Л.*Толстого" (ПС, 1904, ч.2). Основная его работа, связанная с библ. Тематикой, направлена против критиков, к-рые утверждали, что только в Ев. От Иоанна есть учение о Христе как о Богочеловеке, а у *синоптиков этого учения нет ("Богосознание Спасител..

Грисбах

(Griesbach) Иоганн Якоб (1745-1812), нем. Протестантский исследователь НЗ. Образование получил в Галле (ученик *Землера), где впоследствии вел курс Свящ. Писания НЗ (1771-75). С 1775 преподавал НЗ в Иенском ун-те. Главные достижения Г. Относятся к области *текстуальной критики. После тщательного изучения евангельских манускриптов в Англии и Франции он издал в двух томах Текстус Рецептус ("Novum Testamentum Graece", v.1-2, Halle, 1775-77) и опубликовал "Синопсис", расположив первые три Евангелия ..

Дополнительный поиск Григорий Нисский Григорий Нисский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Григорий Нисский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Григорий Нисский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа