Григорий Великий

164

(Gregorius Magnus), ДВОЕСЛОВ, свт., папа Римский (540-604), последний из западных отцов Церкви. Род. В Риме, в старинной аристократич. Семье. С юных лет стремился к аскетич. Жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества и вступил на иноческий путь. В 590 Г.В. Был избран сенатом и духовенством на каф. Ап. Петра. В ту эпоху Рим формально зависел от Византии и подвергался натиску варваров. Г.В. Употребил все свои административные способности не только для того, чтобы упрочить положение Церкви, но и для внешней "пользы и безопасности паствы". Фактически он был властителем Рима и заложил основы ср.-век. Иерократич. Державы пап. Оставаясь в личной жизни строгим аскетом, Г.В.

Вынужден был много заниматься политикой, защищать Рим от нашествий, мобилизовывать войска. Его заветной мечтой было обращение в христианство варварских народов. Под руководством Г.В. Происходила христианизация вестготов, лангобардов и жителей Британии. Миссионерские приемы, разработанные Г.В., были, однако, достаточно поверхностными. Он старался насадить христианство как внешнюю систему (превращал языч. Храмы в церкви, а языч. Праздники - в дни поминовения святых), надеясь на более глубокую христианизацию следующих поколений. Г.В. Преобразовал церк. Пение (григорианские хоралы), написал много проповедей, наставлений для пастырей, вел обширную переписку (сохранилось более 800 его посланий). Самым популярным трудом были "Диалоги", в к-рых он собрал легенды об италийских подвижниках (в рус.

Пер. "Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души", Каз., 1858). Целью этой книги, стяжавшей ему прозвище Двоеслова, было доказать, что истинная вера и чудеса не иссякли в Римской земле. Память свт. Г.В. Правосл. Церковь празднует 12 марта. Библия в трудах Г.В. Не будучи ученым-экзегетом (он даже не знал греч. Яз.), Г.В. Написал ряд пояснений к Библии. "Нравственные поучения на Книгу Иова" (в 35 кн.), 22 проповеди на Кн. Прор. Иезекииля (593) и 40 Бесед на Евангелия (590-91). В чем-то эти произведения еще сохраняют связь с патристич. Традицией, но в основе своей они носят уже вполне ср.-век. Характер. В условиях вражеских нашествий, разрухи и "варваризации" Г.В. Ставил своей целью не углубление богосл. Экзегезы, а нравств.

Назидание народу. Поэтому беседы Г.В. Написаны простым, общедоступным языком и каждая тема завершается "нравственным приложением". Правда, подчас ему приходилось решать трудные экзегетич. Проблемы. Так, толкуя вопрос Крестителя, обращенный ко Христу (Мф 11:2-3), он предлагает своеобразное решение. Если *Тертуллиан считал, что сомневался сам Предтеча, а свт. *Иоанн Златоуст думал, что сомнения были лишь у его учеников, Г.В. Вкладывает в вопрос Предтечи такой смысл. "Так как Ты имел снисхождение родиться для людей, то внуши, сделаешь ли Ты снисхождение и умереть за людей ?" (Беседа на Евангелия, VI, 1). В грешнице Лк 7:36-50 Г.В. Видел Марию Магдалину. Такое толкование надолго закрепилось в зап. Традиции и *изобразительном искусстве (Беседа на Евангелия, XXXIII,1).

Эсхатологич. Пророчества Спасителя Г.В. Связывал с грозными событиями своего времени. Предсказания о гибели Иерусалима переносил на внутреннюю жизнь души. Точно так же в беседах на прор. Иезекииля Г.В. Постоянно мысленно обращается к своей эпохе с ее бедствиями, эпидемиями и войнами. Вообще Г.В. Нередко прибегал к *аллегорич. Методу толкования, но оно уже было лишено изысканности эллинистич. Мысли и отличалось большим произволом. Напр., он рассматривал Иова как прообраз Христа, его 7 сыновей как прообраз даров Св. Духа, а друзей Иова как символ "преобладающей похоти". Есть свидетельства, что Г.В. Написал нравств. Толкование на Песнь Песней. Традиция считала его автором ряда др. Экзегетич. Книг, но подлинность их отвергается наукой.

Характеризуя Г.В. Как комментатора, архиеп. Филарет (Гумилевский) замечает. "Изъяснительные сочинения его, не имея важности как толкование Писания, содержат в себе много мыслей ясных, хотя и неглубоких, о предметах нравственных". Г.В. Не считал существенным установление авторства библ. Книг, поскольку придерживался т. Зр. *вербализма. Так, оставляя открытым вопрос о происхождении Кн. Иова, он замечает. "Кто написал эту книгу, спрашивать совершенно излишне, если доподлинно известно, что автор книги - Дух Святой Кто внушил написанное, тот написал ее Было бы смешно, получив послание от великого человека, спрашивать, какою тростью оно написано". Книги Г.В. Пользовались огромным авторитетом в средние века. Они были переведены на греч., славянские, франц.

Языки. Древнейший русский их список относится к 12 в. M i g n e. PL, t.75-79. В рус. Пер. Беседы на Евангелия, кн.1-2, СПб., 1860. Беседы на прор. Иезекииля, кн.1-2, Каз., 1863. Предисловие к "Книге нравств. Поучений или толкованиям на Книгу Иова", в кн. Памятники ср.-век. Лат. Лит-ры IV-IX вв., М., 1970. В я з и г и н А.С., Папа Г.В. Как церк.-историч. Деятель, Харьков, 1908. Г о л е н и щ е в - К у т у з о в И.Н., Средневековая лат. Лит-ра Италии, М., 1972. Г р е г о р о в и у с Ф., История города Рима в средние века, пер. С нем., т.1-5, СПб., 1902-12, т.2. К о р е л и н М.С., Важнейшие моменты в истории ср.-век. Папства, СПб., 1901. НЭС, т.15. ПБЭ, т.4, с.661-69. *П е в н и ц к и й В.Ф., Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и гомилетич. Правила, К., 1871.

П о н о м а р е в А.И., Собеседования св. Г.В. О загробной жизни в их церковно-мемуарном значении, СПб., 1886. У с п е н с к и й Ф.И., Церк.-политич. Деятельность папы Григория I - Двоеслова, Каз., 1901. Архиеп.Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. Учение об отцах Церкви, СПб., 1859, т.3. NCE, v.6, p.766 ff. (там же дана иностр. Библиогр.)..

Значения в других словарях
Григорий Великий

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus) - в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540 - 604), папа Римский с 590. Способствовал становлению церковного государства ("патримоний Петра") и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его "Моральные толкования на книгу Иова" (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Память в Правос..

Григорий Великий

Папа римский (ск. 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский ..

Григорий

(GrhgТrioj) НЕОКЕСАРИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ, свт. (ок.213-ок.270), вост. Отец Церкви. Род. В понтийском г. Неокесарии, в знатной языческой семье. Рано овладел знаниями в области лит-ры и права. Для изучения философии отправился со своим братом в Палестинскую Кесарию, где познакомился с *Оригеном. Влияние последнего привело Г. К христианству. Он на всю жизнь сохранил благоговейную память об учителе, посвятив ему панегирик. Возвратившись на родину, Г. Принял деятельное участие в церк. Жизни и вскоре, н..

Григорий Богослов, Назианзин

(GrhgТrioj Р QeolТgoj ka. NazianzhnТj), свт. (ок.330-ок.390), вост. Отец Церкви, богослов каппадокийской школы. Род. Вблизи г. Назианза в М. Азии. Семья Г.Б. Отличалась высоким благочестием. Отец его был епископом. Будущий святитель любил уединение и молитву, имел чуткую, ранимую натуру, обладал большим поэтич. Даром. Он считался одним из образованнейших людей своего времени. Учился сначала в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Он равным образом блестяще..

Григорий Нисский

(GrhgТrioj Р NЪsshj), свт. (ок.335-ок.394), вост. Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, один из трех великих "каппадокийцев", младший брат свт. *Василия Великого. С юных лет находился под сильным влиянием своей семьи, в частн., брата Василия и сестры Макрины, к-рые призывали его к церковнослужению. Однако, чувствуя склонность к занятиям философией, Г. Н. Предпочел карьеру ритора. Закончив обучение, он стал преподавателем и женился. В 371 свт. Василию все же удалось убедить брата принять сан е..

Григорьев

Константин Григорьевич (1875-1925), рус. Правосл. Богослов. Окончил Каз. ДА (1901), слушал лекции на естественном ф-те Казанского ун-та. Был проф. Основного богословия в Каз. ДА. В 1904 защитил магистерскую дисс. "Социальный вопрос в понимании графа Л.*Толстого" (ПС, 1904, ч.2). Основная его работа, связанная с библ. Тематикой, направлена против критиков, к-рые утверждали, что только в Ев. От Иоанна есть учение о Христе как о Богочеловеке, а у *синоптиков этого учения нет ("Богосознание Спасител..

Дополнительный поиск Григорий Великий Григорий Великий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Григорий Великий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Григорий Великий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа