Сотериология Библейская

124

Библ. Учение о спасении тварного мира, т.е. О приобщении его к высшему Бытию, предначертанному Божественным Домостроительством. "Религии спасения" и Библия. Вплоть до 1-го тыс. До н.э. В древних религиях С. Фактически отсутствовала, поскольку мир воспринимался языческим сознанием как нечто статичное, неизменное, данное раз и навсегда. Единственной зачаточной формой С. Являлась вера в возможность высших сил избавлять человека от конкретных бедствий в посюстороннем бытии. В египетской и др. Религиях эта вера простиралась и на *посмертное бытие. Египтяне надеялись, что загробный суд может освободить праведного человека от возмездия и дать ему блаженное существование в царстве Осириса. В 1-м тыс. До н.э., когда впервые зарождается мысль о несовершенном состоянии мира, возникают т.н.

"религии спасения" (см. Ст. Сравнительно-религиозное изучение Библии). Важнейшие среди них - буддизм и *маздеизм. Согласно буддизму, злом является само преходящее бытие. Человек собственными силами может освободиться от "жажды жизни". С помощью особых приемов он способен развить в себе отрешенность и достичь Нирваны, конечной цели всего существующего. Нирвана определяется буддизмом апофатически. Но главное в ней - это "угасание" временного бытия и растворение в непостижимом Сверхбытии. Иной представляется С. Маздеизма, к-рый исходит из *мифологемы о противостоянии двух извечных божественных начал. Мазды (полюс Света и Добра) и Ангра-Майнью (полюс Мрака и Зла). Человек призывается принять участие в их борьбе на стороне Мазды.

Маздеизм содержит сотериологич. *эсхатологию. Он провозглашает, что придет время, когда Мрак будет побежден и во Вселенной воцарится вечный Свет. С. Библейская радикально отличается от С. Буддизма, поскольку тварное бытие в Библии признается не злом, а созданием Божьим. Из древних религий к библ. Учению ближе всего стоит маздеизм, однако его богословский *дуализм, к-рый видит источник зла в самом Божественном Бытии, несовместим с *монотеизмом Свящ.Писания. Библия разделяет с др. "религиями спасения" мысль о том, что мир находится в недолжном болезненном состоянии. При этом она учит, что в принципе творение Божье прекрасно и создано для блага (Быт 1:31. Ср.Прем 1:13-14. 2:23-24). Препятствием этому служат тенденции, зародившиеся в недрах самой твари (см.

Ст. Теодицея в Библии). Но в конечном итоге вселенский замысел Создателя будет полностью осуществлен в Царстве Божьем. Преодоление противящихся Творцу сил неотделимо от тайны богочеловеческого *мессианизма. Два аспекта, или две стадии ветхозав. С. Наиболее раннее свидетельство о грядущем спасении толкователи усматривают в *Первоевангелии (Быт 3:15). Прикровенное указание на него содержится также в пророчестве, данном Аврааму (Быт 12:3, "благословятся в тебе все племена земные"). Однако в эпоху *патриархов и Моисея в ВЗ еще господствует древнейшее представление о спасении как избавлении от опасности и бедствий (Бог охраняет избранных людей. Он освобождает их из рабства и приводит в "землю обетованную"). Позднее эта элементарная форма библ.

С. Была истолкована превратно. Спасение стали понимать как земное торжество Израиля (ср. Обличительную речь прор.Амоса о Дне Господнем, 5:18 сл.). Только у *пророков-писателей со всей ясностью открывается духовный, эсхатологический, мессианский смысл библ. С. Явление Мессии-Избавителя будет торжеством Божьего замысла над силами зла (Ис 51:9 сл.) и возвращением всей природы в состояние гармонии, рождением нового Эдема (Ис 11:6 сл.). Эта ветхозав. С. Тесно связана не только с верой в явление Мессии, но и с верой в явление миру Самого Бога (Ис 64:1 сл. Авв 3), к-рое через вселенскую катастрофу приведет творение к совершенству. Оба указанных аспекта библ. С. Существовали параллельно, питая как политич., так и мистич. Мессианизм.

После *пророков эта двойственность особенно ярко проявилась в *апокалиптической литературе. Новозав. С. В тайне Иисуса Христа исполнились оба пророчества. О Помазаннике-Мессии и о Богоявлении. Богочеловек возвестил наступление Царства Божьего (Мф 4:17) и посеял первые семена этого Царства на земле. Оно одновременно является и реальностью сегодняшнего дня (Лк 17:21), и реальностью грядущего (см.*Малый Апокалипсис) Благая Весть Евангелие( открывает миру любовь Божью, новое отношение между Творцом и тварью, новое состояние души человеческой, в к-рой воцаряется Бог. Спасение есть не растворение мира в Боге, а личностное единение с Ним через "венец творения", человека. Это единение личности человека с личным Божеством возможно только через Иисуса Христа (Мф 11:27 сл.

Ин 14:6). В отличие от буддийской С., евангельское учение не рассматривает спасение как индивидуальный путь. Спасение осуществляется в Церкви, в общении верных, знаком к-рого является крещение (Мф 28:19. Ин 3:5). В жизни и смерти Иисуса Христа Бог соединился со страданиями мира, и Его страдания стали залогом и вратами спасения для людей. Восстание Спасителя из гроба возвело Его "одесную Бога", дало Ему "всякую власть на небе и на земле" (Мф 28:18. Мк 16:19). Иными словами, с этого момента Богочеловек обретает Славу Предвечного. Его присутствие становится универсальным, вселенским. В библ. С. Человеческим ответом на призыв Божий является в е р а, т.е. Абсолютное доверие Господу, вручение Ему всего себя. Этот подвиг веры уже в ВЗ приобретает центр.

Значение (Быт 15:6) (см. Ст. Павла св. Ап. Послания, раздел 7, п. Д). О спасительной силе веры говорит и Сам Христос (Мк 5:34. Лк 7:50). Ап.Павел говорит о вере в Иисуса Христа как о необходимом звене, связующем человека с Богом. Она есть одновременно и направленность духа человеческого, и дар свыше. Человек спасается, т.е. Приобщается к Богу, только тогда, когда он вверяет себя Спасителю, как некогда Авраам вверил себя Богу (Рим 3). Издревле *жертвоприношения были *прообразами союза с Богом, единения с Ним. Воплощение и страдания Христовы реально осуществили это единение. Поэтому они искупают мир, т.е. Приобщают его к Сущему, делают уделом Божьим. Сотериологич. Мистика ап.Павла основана на отождествлении верующего со Христом.

С Ним и в Нем он живет, умирает и воскресает. Однако явление Христа на земле было лишь первым актом сотериологич. Мессианства. Завершается оно в *Парусии и всеобщем преображении твари (Рим 8:19 сл. Откр 21). Толкования библ. С. *Святоотеческая экзегеза понимала спасение полисемантично. Она учитывала как первичный смысл библ. С., так и эсхатологический. Спасение от бедствий св.отцы понимали духовно, прежде всего как спасение от грехов. "Мы, - говорил св.*Иустин Философ, - как будто выхвачены из огня, потому что избавлены от прежних грехов" (Диалог с Трифоном, 116). В то же время спасение мыслилось отцами и в плане космич. Эсхатологии, "теозиса", т.е. О б о ж е н и я, твари. По выражению свт.*Афанасия, Слово Божье "вочеловечилось, чтобы мы обожились" (Слово о воплощении, 54).

Однако позднее в ср.-век. Схоластич. Богословии библ. С. Стала истолковываться в свете юридических понятий вины и возмездия, заслуг и удовлетворения. Добрые дела стали толковаться как факт, к-рый автоматически дарует спасение (там, где их оказывалось недостаточно, прибегали к понятию об искупительных заслугах Христа). Попытка преодоления юридизма была предпринята в *протестантской экзегетике, к-рая, однако, впала в противоположную крайность, умалив участие человека в тайне спасения. В новое время возрождение святоотеч. Толкования библ. С. Связано с именем патр.*Сергия (Страгородского), к-рый в своем труде "Православное учение о спасении" утвердил идею "теозиса" как центральную для церк. С., основанной на Библии и патристич.

Предании. Митр.*А н т о н и й (Храповицкий), Об искуплении, М., 1917. *А р с е н ь е в Н.С., О жизни преизбыточествующей, Брюссель, 1966. *Б е р д я е в Н., Спасение и творчество, "Путь", 1926, ( 2. Е г о ж е, Философия свободного духа, Париж, 1928. *Б о г о с л о в с к и й М.И., Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете, Каз., 1887. *Г а р н а к А., История догматов, в кн. Общая история европ. Культуры, СПб., 1910, т.6. Архиеп.*И н н о к е н т и й (Борисов), Иисус Христос - Искупитель человеческого рода, Соч., СПб.-М., 1877, т.11. Л е с к в и в и т К., *Г р е л о П., Спасение, СББ. Митр.М а к а р и й Булгаков( Православно-догматич. Богословие, т.1-2, СПб., 18955. *M e л и о р а н с к и й Б., Из лекций по истории и вероучению древней христ.

Церкви, СПб., 1910-13, вып.1-3. Свящ.Т р о х и н П., Надежда и спасение в Свящ. Писании НЗ, ЖМП, 1984, ( 6. Т р у б е ц к о й Е., Смысл жизни, М., 1918. Ф л о р о в с к и й Г., О воскресении мертвых, в кн. Переселение душ, Париж, 1935. *C e r f а u х L., Le Christ dans la theologie de Saint Paul, P., 1951 (англ. Пер. Christ in Theology of St.Paul, N.Y., 1959). *D а n i №l о u J., Approches du Christ, P., 1960 (англ. Пер. Christ and Us, L., 1961). D u r r w е l l F.X., La Resurrection du Christ, myst-re de salut, P., 1956 (англ. Пер. The Resurrection. А Biblical Study, L.-N.Y., 1960. *G e l i n А., Son and Saviour, L., 1962. *S t а n l e у D.M., The Conception of Salvation in Primitive Christian Preaching, CBQ, 1956, ( 18. Проч. Иностр.

Библиогр. См. В HTG, Вd.2, S.264. LTK, Bd.9 и в ст. Богословие библейское..

Значения в других словарях
Солярский

Павел Федорович, прот. (1803-90), рус. Правосл. Богослов. Род. Во Владимирской губ. Окончил СПб.ДА (1829). Рукоположен в 1835 и с этого времени до 1880 служил в Университетской церкви. Параллельно С. Преподавал в ряде средних и высших учебных заведений Петербурга, в частн., в главном Педагогич. Ин-те, где, будучи орд. Проф. (1850-59), вел курс богословия, логики и психологии. Ученик прот.*Павского, С. Был глубоким знатоком евр. Языка. Плодом его многолетних исследований явился "Опыт библейского ..

Сотворение Мира

См. Креационизм библейский. Природа и Библия. Шестоднев. Эволюционизм естественнонаучный и Библия.. ..

Соучек

(Soucek) Йозеф Богумил (1902-72), чеш. Протестантский библеист. Род. В Праге. Образование получил в ун-тах Базеля, Парижа, Абердина. Был пастором и проф. НЗ евангелич. Богосл. Фак-та им. Я.Коменского. Составитель библ. *симфонии, участник работы над "Би6лейским словарем" (1956, т.1-2. Ред.А.Новотный) и новейшего чеш. Комментир. Перевода Свящ.Писания. Автор комментированной *гармонии евангельской "Страсти Господа по евангелиям" (1951. 1983) и толкований на Флп, Кор, Кол. Посмертно вышла его моног..

Софонии Пророка Книга

Канонич. Книга ВЗ, входящая в сборник *Малых пророков. Состоит из 3-х глав. Написана стихами. Древнейшая *рукопись С.п.К. Найдена в *Кумране. Она датируетсм 2-1 вв. До н.э. Пророк и его время. Судя по длинной родословной, приведенной в С.п.К., прор. Софония (евр.Цефания) происходил из знатной семьи. Среди его предков назван Езекия, возможно, иудейский царь 8 в. Надписание книги относит время деятельности Софонии к царствованию Иосии (640-609 до н.э.). Из содержания пророчеств явствует, что Софон..

Дополнительный поиск Сотериология Библейская Сотериология Библейская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сотериология Библейская" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сотериология Библейская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 23 символа