Семирадский Генрих Ипполитович

114

Семирадский (Генрих Ипполитович) - исторический живописец, родился в 1843 г., близ Харькова. (Умер в Риме, в 1902 году, профессор живописи.) Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова . В 1860 г. Семирадский поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством того же Бесперчия. Будучи выпущен из университета со степенью кандидата, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской Академии Художеств, из которых, два года спустя, перечислился в академисты.

В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями, между прочим за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы. "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя в ад" и "Гибель Содома" (все три находятся в музее академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину. "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени. В качестве пенсионера академии, Семирадский отправился в заграничное путешествие в 1871 г. И остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К.

Пилоти и написал картину. "Римляне блестящих времен империи" (находится в Александровском дворце, в Царском Селе). Затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы графа А.К. Толстого . В Санкт-Петербург, на академической выставке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (находится ныне в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге). После нее из-под кисти Семирадского вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874. Принадлежит г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московского храма Христа Спасителя, между прочим колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде.

Сцены из античного быта. "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона.

Тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде - в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведений Семирадского укажем на "Древний танец между мечами" (находится у К. Солдатенкова , в Москве), "Оргию времен Тиверия на острове Капри" (у него же), "Искушение" (у великого князя Константина Константиновича ), две большие стенные картины, украшающие собой московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (находится в музее Александра III, в Санкт-Петербурге) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у князя Радзивилла").

В 1889 г. Устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение святого Иеронима", а остальные - сцены из древнегреческой жизни. "Перед купанием", "У фонтана", "По примеру богов" (находится в Александровском дворце в Царском Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (находится в музее императора Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника. Оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента французского института. Наконец, после весьма удачной картины. "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую Семирадский получил золотую медаль на Мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столько значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение - "Дирцея на римском цирке", выставленная в Санкт-Петербурге в 1898 г.

Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но при всей своей внешней привлекательности, картины Семирадского грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.

А. С-в..

Значения в других словарях
Сементовский Николай Максимович

Сементовский (Николай Максимович, 1819 - 1879) - писатель. Воспитанник Нежинского лицея. Его произведения. Беллетристические - "Нищий", драма ("Маяк", 1843), "Баронесса Флагсберг", роман ("Пантеон", 1848), "Потемкин", историко-археологические - "Киев и его достопримечательности" (Киев, 1852), "Запорожская рукопись о кладах" (Киев, 1856), "Сказание о ловах великих князей киевских", "Галерея киевских достопамятных видов и древностей", "Киев, его святыня, древности и достопамятности" (Киев, 1864). ..

Семивский Николай Васильевич

Семивский (Николай Васильевич) - автор интересного сочинения. "Новейшие любопытные и достоверные повествования о Сибири, из чего многое доныне не было всем известно" (Санкт-Петербург, 1817).. ..

Семиров Александр

Семиров (Александр) - самозванец. Будучи рядовым гренадерского полка и проживая в Малороссии, принял имя царевича Алексея Петровича , но вскоре был схвачен и казнен (1725). Ср. "Чтения Московского Общества Истории и Древностей" (160, № 1, стр. 141 - 146).. ..

Семполовский Антон Людвигович

Семполовский (Антон Людвигович, родился в 1847 г.) - известный деятель в области научного сельского хозяйства в Привислинском крае, специалист по сельскохозяйственному семяноведению. Слушал лекции по научному и прикладному естествознанию в Галльском и Лейпцигском университете. В 1874 г., будучи доктором философии, занял место преподавателя и заведующего опытным полем высшей сельскохозяйственной школы в Жабикове (около Познани). Одна из главных заслуг Семполовского - устройство нескольких контрол..

Дополнительный поиск Семирадский Генрих Ипполитович Семирадский Генрих Ипполитович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Семирадский Генрих Ипполитович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Семирадский Генрих Ипполитович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 30 символа