Станиславский

78

Станиславский (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) - один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Родился в Москве, 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых. Мать С. Была француженка, бабушка с материнской стороны - известная в свое время артистка в Париже. Образование С. Получил в Лазаревском институте восточных языков. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Коммиссаржевского , вместе с которым и с Федотовым (XLI, 887) основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он сделался режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Здесь вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни.

В 1898 г. С. Вместе с драматургом Влад. Ив. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества искусства и литературы, уже работавших под руководством С., а также к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А. Толстого "Царь Феодор". Первые два года успех его был очень средний. Новая эпоха для М. Х. Т. Началась в 1900 г., после того как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом больного в то время Чехова . Сотрудничество театра Немировича-Данченко и С. С Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер. Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург.

Успех его в Германии и Австрии превзошел ожидания. Немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В.И. Немировича-Данченко, и талант режиссера, С. Лучшие современные драматурги в Западной Европе - Метерлинк, Гауптман и другие - присылают свои пьесы в рукописях в М. Х. Т., считая его постановки образцовыми. Такова история театра, созданная совместной творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко и С. Его понимание сценического искусства связано с реалистическим театром, каков, например, театр Антуана в Париже или Deutsches Theater в Берлине. Стремление создать иллюзию живой действительности доведено в театре С.

До идеального совершенства. Дом, в котором происходит действие, весь живет. Художник-режиссер восполняет автора. Сцена в постановках С. Совершенно отделена от зрительного зала, в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к публике. Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой. Особенность постановок С. И заключается в этой закулисной жизни. Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги С. И созданного им театра, в своем отстаивании старой условности и сценической рутины, сводят все новаторство С. К "сверчкам и паутине" в чеховских драмах. Это совершенно неверно. С. - прежде всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей, воплощающих для глаз и для слуха душевные состояния людей.

Важно не то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные из них, и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений. Его постановки - вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм. Огромное достоинство С. Заключается и в уменье вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные роли. Защитники старого, условного театра упрекают С. В уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически. Театр С. Дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают Качалова , Москвина, Книппер и других.

Вместе с тем С. Умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой и служит полемическим материалом для врагов М. Х. Театра. С наибольшим совершенством режиссерский талант С. Выразился в постановках Чехова и отчасти Горького. Московский художественный театр - преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царят нежность и грусть. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, идут "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил Крамер" Гауптмана. Как актер, С. Обнаруживает сильно выраженную индивидуальность. Далеко не все роли одинаково удаются ему. Героизм Шекспира не находит отклика в его художественном темпераменте.

Его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет. Он весь - в колеблющихся оттенках нового искусства. Его сила - в уменье изображать скрытый душевный мир. Его лучшая роль - доктор Астров в "Дяде Ване" Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм - только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь С. С неподражаемой художественностью. Другая сторона его таланта - уменье рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека, - сказывается в его "Докторе Штокмане". Он превращает внешний недостаток Штокмана - его близорукость - в символизацию его внутреннего мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста. Из множества других ролей С. Наиболее выделяется Вершинин в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе Горького.

"На дне". Зин. Венгерова..

Значения в других словарях
Станевич Евстафий Иванович

Станевич (Евстафий Иванович, 1775 - 1835) - писатель. По происхождению грек, воспитанник московского коммерческого училища, директор училищ Курской губернии. В "Собрании сочинений в стихах и прозе" (1804) обнаружил симпатию к идеям известного Шишкова и сразу стал во враждебные отношения к карамзинистам. Особенно резко нападали на него Каченовский и Воейков , справедливо указавшие на отсутствие у автора поэтического дарования. В 1808 г. Станевич напечатал. "Способ рассматривать книги и судить о н..

Станиславская Анастасия Яковлевна

Станиславская (Анастасия Яковлевна) - в "Русском Вестнике" (1859) поместила статью "Сравнение царя Иоанна Васильевича с Петром Великим". С 1864 г. Сотрудничала в "Страннике".. ..

Станиславский Антон Григорьевич

Станиславский (Антон Григорьевич, 1817 - 1870) - профессор энциклопедии и русского государственного права с 1842 г. В Казани, а с 1857 г. В Харькове. В первом своем труде "Об актах укрепления прав на имущества" (Казань, 1842) обнаружил склонность к философским построениям в области права и выведению его начал из природы человека ("предметом действия воли может быть или собственно лицо человека - его я, или предметы вне его существа лежащие - не-я и т. Д."), хотя и находил необходимым идти средни..

Станиславский Артур Оскарович

Станиславский (Артур Оскарович) - сибирский публицист (1845 - 1897), уроженец Царства Польского. В 1863 г. Принял участие в польском восстании, был ранен и, подвергнутый военному суду, бежал сначала в Германию, потом во Францию, где окончил курс в парижском институте путей сообщения. По возвращении в Россию, служил на каменноугольных копях в Екатеринославской губернии, на Урале, на Алтае и в томской контрольной палате. В молодые годы принимал деятельное участие в издававшейся его отцом "Encyclop..

Дополнительный поиск Станиславский Станиславский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Станиславский" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Станиславский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа