Хвостова, Александра Петровна

100

— дочь Петра Матвеевича Хераскова, брата известного писателя, и Елизаветы Петровны, урожденной графини Девьер, род. В Петербурге в 1768 г., умерла в 1853 г. Воспитание получила домашнее, но очень тщательное. Уже в детстве, под надзором родителей, она основательно изучила иностранные языки и познакомилась не только с чужими литературами, но и с родной русской, что тогда в офранцузившемся русском обществе не считалось необходимостью. Вероятно еще в ранней молодости у ней проявились литературные интересы. Она ведь была родной племянницей "Российского Гомера". И "Российской де ла Сюзы", знаменитой тогда в русской литературе четы Херасковых. 20 лет от роду Х. Уже выступила в печати с небольшим переводным произведением "О тройственном пути".

Рано вступила она и в большой свет и скоро обратила здесь на себя общее внимание. Среди высшего общества она выделялась своими талантами и образованием, но, главное, — знанием родной русской жизни. Вигель, близко знавший ее, говорит, что "разговорный язык лучшего света был ей так же знаком, как и все наши простонародные поговорки. По-французски она писала разве только хуже Севинье, голос имела очаровательный и в свое время была первою в столице музыканткой и певицей". Живая, всем интересующаяся, она удивляла всех разносторонностью и гибкостью ума. Она умела говорить с одинаковою живостью и "с попом, с деревенскою барыней или с степным дворянином, как с первым государственным человеком".

"Обо всем умела она судить, правда, довольно поверхностно, но всегда умно и приятно". Немудрено, что молодая девушка пользовалась большим успехом в столичном обществе. "и придворные, и дипломаты, и писатели, и русские, и иностранцы", — все, по словам Вигеля, "были у ее ног…". Конечно, немало этим успехам способствовала ее литературная слава. В 1796 г. Х. Выпустила в свет свое небольшое прозаическое сентиментальное произведение "Камин и Ручеек", написанное прекрасным карамзинским языком. Сочинение это имело большой успех и в рукописях распространилось в обеих столицах. По словам одного современника, "во всех ученых кабинетах, во всех будуарах". Можно было встретить это сочинение в рукописи, а когда оно было напечатано, то в течение года его разошлось 2400 экземпл.

И оно было переведено на французский, немецкий и английский языки. Не так счастливо сложилась частная жизнь Александры Петровны. Родители поспешили выдать ее замуж и выдали неудачно за Дм. Сем. Хвостова, "человека, по словам Вигеля, глупого, грубого и порочного". Вскоре она была совсем брошена мужем. В это время мы видим ее хозяйкой салона, в котором собирались многие передовые люди того времени. "Почти каждый вечер, рассказывает Вигель, в сих комнатах собиралось прелюбезное общество, составленное по большей части из отборных иностранцев, из малой части молодых женщин, строгих к себе и снисходительных к другим, и из немногих русских, довольно образованных, чтобы знать цену такого дома". Среди "отборных иностранцев".

Завсегдатаями салона Хвостовой были, между прочим, известные графы Местры. Влиянию этих иностранцев, а, быть может, отчасти и семейных неудач можно приписать обстоятельство, что мистицизм, овладевший русским обществом в начале века, с особенной силой сказался у Хвостовой. С годами она становилась все упорнее в своем увлечении, стала ездить по русским святыням, тесно сошлась с целым кружком единомышленниц и играла в их среде видную роль. Под влиянием этого религиозного настроения она написала целый ряд душеспасительных рассуждений, так, в 1815 г. — "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям ее, мужу и жене". В 1816 г. — "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве".

И "Письмо к другу и завещание отца сыну". В это время она была близка с известным мистиком А. Ф. Лабзиным и сотрудничала в его "Сионском Вестнике". В конце царствования Александра I, когда открыты были гонения на мистиков, ее в 1823 г. Вместе с г-жей Крюденер и некоторыми другими единомышленницами удалили из столицы. Х. Поселилась в Киеве, где и осталась жить до самой смерти. В 1833 г. Она была выбрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным". Эта деятельность была совсем по ней. По словам людей, хорошо ее знавших, еще в молодости "сострадательность была главной чертой ее характера. Денег у нее не было, и несчастным она помогала не одними слезами, а неимоверной деятельностью.

Мучила друзей, наряжала их преследовать сильных и богатых, дабы исторгнуть у них помощь страждущим. Она была великая искусница утешать и успокоивать печальных". Понятно поэтому, что в роли председательницы благотворительного учреждения она сказалась на своем месте и вскоре заслужила общую любовь и уважение киевлян. В том же 1833 г. Она была сделана начальницей женского училища, учрежденного графиней А. В. Левашовой. Деятельность руководительницы молодого поколения точно так же подошла к характеру Хвостовой. До конца своих дней она сохранила бодрость духа и ясность рассудка. "Обращение ее, полное искреннего привета и сердечного радушия, рассказывает один из знавших ее в эту пору, было невыразимо очаровательно.

Беседа ее была исполнена необыкновенной увлекательности и прелести".Макаров. "Дамский Журнал". 1830 г., ч. 30. — "Московские Вед.", 1855 г., № 129. — Кн. Вяземский в "Росс. Родословн. Сборнике". Кн. Долгорукова, 1841, 2. — Воспоминания Вигеля, ч. II, III, VII ("Киевск. Старина", 1882 г., т. I). — "Сев. Пчела", 1849 г., № 37. — Кн. Н. Н. Голицын. "Библиограф словарь русских писательниц". — Руссов. "Библиогр. Каталог росс. Писат.".В. В. Сиповский.{Половцов} Хвостова, Александра Петровна(урожденная Хераскова, 1768—1853) — писательница. Получила тщательное домашнее образование. Как племянница Херсакова, она выросла в литературной среде. Уже в ранней молодости у нее проявились литературные интересы.

В 1796 г. Она выпустила в свет небольшое произведение в духе сентиментализма под загл. "Камин и Ручеек", написанное хорошей Карамзинской прозой и пользовавшееся огромным успехом у современников. До напечатания оно было распространено в списках, а в течение года по напечатании разошлось в числе 2400 экз., очень крупном для того времени. Оно было переведено на нем., франц. И англ. Языки. По свидетельству Вигеля, салон X. Собирал в себе все, что выдавалась образованием и талантами в тогдашнем петербургском обществе. Когда в начале XIX в. Мистическое настроение стало овладевать некоторыми слоями высшего петербургского общества, X. Сильно увлеклась этим течением, сблизилась с целым кружком мистически настроенных лиц, между прочим с А.

Ф. Лабзиным, и сотрудничала в его "Сионском Вестнике". Под влиянием этого религиозного настроения она написала ряд рассуждений. "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям, мужу и жене". (1815). "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве". (1816). "Письмо к другу и завещание отца сыну". (1816). Когда начались гонения на мистиков, X. Была выслана из Петербурга и поселилась в Киеве. Здесь она была избрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным". И состояла начальницей женского училища графини А. В. Левашевой.Ср. "Воспоминания Вигеля". ("Киевская Старина", 1882).{Брокгауз} Хвостова, Александра Петровнабеллетристка.

Р. 1767, † 1853 г.{Половцов}.

Значения в других словарях
Хвостов, Семен Борисович

Зеркальный мастер на ямбургских заводах при Анне, пенсионер Петра I за границею. Р. 1685, † 1739 г. 28 февр.{Половцов}. ..

Хвостов, Яков Семенович

Маркшейдер при Ек. II.{Половцов}. ..

Хвостова, Екатерина Александровна

(урожденная Сушкова) — дочь Александра Васильевича Сушкова и Анастасии Павловны, урожд. Кн. Долгоруковой, род. В Симбирске 18 марта 1812 г., умерла 10 октября 1868 г. В 1838 г. Вышла замуж за камер-юнкера Александра Васильевича Хвостова, впоследствии генерального консула в Венеции, Марсели и Генуе. Выросла среди членов многочисленной литературной семьи Сушковых. Принадлежа по рождению и по связям к высшим слоям общества Москвы и Петербурга, Х. Постоянно вращалась в водовороте великосветской жизн..

Хвостовы

— старинный дворянский, потом графский род. Родоначальник его — выехавший из Пруссии при великом князе Данииле Александровиче в 1267 г., "дивен муж, честию своею марграф", Аманда Басавол, крещенный с именем Василия и бывший наместником московским. То же звание носили его сын Иван, внук Герасим и правнук Петр (по прозвищу Отяев). Праправнук его Алексей Петрович, по прозвищу Хвост, был на Москве тысяцким и в 1357 г. Убит на площади "на великий день безвестно". От него и пошли Хв..

Дополнительный поиск Хвостова, Александра Петровна Хвостова, Александра Петровна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хвостова, Александра Петровна" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хвостова, Александра Петровна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 29 символа