Эпос

130

(греч. Éżpos — слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла, Роман, Очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий (см. Сюжет) в жизни Персонажей. Специфическая же черта Э.— в организующей роли повествования (См. Повествование). Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с Диалогами и Монологами персонажей.

Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи. То обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Э. Во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Э. Сохраняется временная дистанция. Эпический поэт рассказывает «. О событии, как о чем-то отдельном от себя...» (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45). Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего.

Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. «Дух повествования» часто бывает «. Невесом, бесплотен и вездесущ...» (Манн Т., Собр. Соч., т. 6, М., 1960, с. 8). Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого. Эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. Е. Субъекту повествования, или «образу повествователя» (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского). Э. Максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т.

Е. Картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер в первых главах «Войны и мира» Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с Э. Способно соперничать лишь киноискусство. Арсенал литературно-изобразительных средств используется Э. В полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. П.), что придаёт образам иллюзию пластической объёмности и зрительно-слуховой достоверности.

Изображаемое может являть собой и точное соответствие «формам самой жизни» и, напротив, резкое их пересоздание. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», т. Е. Повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы «выдаёт» вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого. Эпическая форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты Ф.

М. Достоевского), в других — ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера). По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы — существенная черта эпического рода литературы в целом. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен — от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов («Махабхарата» и «Илиада», «Война и мир» и «Тихий Дон»). Э. Может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы и видам искусства (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы).

При этом повествовательная форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпического отображения используются не во всех произведениях, со словом Э. Связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и миросозерцаний. В природе Э. — универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы (См. Литература) и искусства (См. Искусство) в целом. «Локализующие» характеристики содержания эпических произведений (например, определение Э. В 19 в. Как воспроизведения господства события над человеком или современное суждение о «великодушном» отношении Э.

К человеку) не вбирают всю полноту истории эпических жанров. Э. Формировался разными путями. Лиро-эпические (см. Лиро-эпический жанр), а на их основе и собственно эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений (см. Синкретизм). Становление прозаических жанров Э., в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (см. Мифология). На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания. В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос (см. Ниже). Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода.

Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. Для героического эпоса характерно «абсолютизирование» дистанции между персонажами и тем, кто повествует. Повествователю присущ дар невозмутимого спокойствия и «всеведения» (недаром Гомера уподобляли богам-олимпийцам), и его образ — образ существа, вознёсшегося над миром,— придаёт произведению колорит максимальной объективности. «. Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости...» (Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966, с.

399). Но уже в античной прозе дистанция между повествователем и действующими лицами перестаёт абсолютизироваться. В романах «Золотой осёл» Апулея и «Сатирикон» Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В литературе последних трёх столетий, отмеченных преобладанием романических жанров (см. Роман), доминирует «личностное», демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, всеведение повествователя охватывает мысли и чувства персонажей, не выраженные в их поведении. С другой — повествователь нередко смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо в «Пармской обители» Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски. Автор как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий Л.

Толстому, Достоевскому, Чехову, Г. Флоберу, Т. Манну, Фолкнеру). Такое совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев, скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также способ повествования, при котором рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя («Последний день приговоренного к смерти» В. Гюго, «Кроткая» Достоевского, «Падение» А. Камю). Внутренний монолог как повествовательная форма абсолютизируется в литературе «потока сознания» (См. Поток сознания) (Дж. Джойс, отчасти М. Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают разные герои, и каждый в своей манере («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Иметь и не иметь» Э.

Хемингуэя, «Особняк» Фолкнера, «Лотта в Веймаре» Т. Манна). В монументальных образцах Э. 20 в. («Жан Кристоф» Р. Роллана, «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова) синтезируются давний принцип «всеведения» повествователя и личностные, исполненные психологизма формы изображения. В романной прозе 19—20 вв. Важны эмоционально-смысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придаёт художественность речи внутреннюю диалогичность. Текст произведений запечатлевает совокупность разнокачественных и конфликтующих сознаний. «Голоса» разных лиц могут либо воспроизводиться поочерёдно, либо соединяться в одном высказывании — «двуголосом слове» (см.

М. М. Бахтин, Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с. 324). Повествовательное многоголосие не характерно для канонических жанров давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон которому высказывались и герои. В литературе же двух последних столетий, напротив, широко представлены внутренняя диалогичность и многоголосие речи, благодаря которым осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними. 2) В более узком и специфическом смысле слова — героический Э. Как жанр (или группа жанров), т. Е. Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. Жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. Бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э.

Имеют фольклорные истоки. Сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. Часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. Имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. Баллады (См. Баллада), исторические предания (См. Предание) и песни, народный роман и т. П. Могут считаться героическим Э. Лишь с существенными оговорками. Героический Э. Дошёл до нас как в виде обширных эпопей (См. Эпопея), книжных («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», «Беовульф») или устных («Джангар», «Алпамыш», «Манас», так и в виде коротких «эпических песен» (русские Былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей (См.

Эдда Старшая)), отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний [саги (См. Сага), Нартский (нартовский) эпос (См. Нартский эпос)]. Народный героический Э. Возник (на основе традиций мифологического Э. И богатырской сказки, позднее — исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического Э. Изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма. В архаических формах Э. (карельские и финские Руны, богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, Нартский эпос, древнейшие части вавилонского «Гильгамеша», Эдды Старшей, «Сасунци Давид», «Амираниани») героика выступает ещё в сказочно-мифологической оболочке (богатыри владеют не только воинской, но и «шаманской» силой, эпические враги выступают в облике фантастических чудовищ).

Главные темы. Борьба с «чудовищами», героическое сватовство к «суженой», родовая месть. В классических формах Э. Богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Э.). «Эпическое время» здесь уже — не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены — «Илиада», Киевское государство князя Владимира — былины, государство четырёх ойротов — «Джангар») выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Э. Воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам.

Иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие — историческое (Троянская война в «Илиаде», битва на Курукшетре в «Махабхарате», на Косовом Поле — в сербских юнацких песнях), реже — мифическое (борьба за Сампо в «Калевале» (См. Калевала)). Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир — в былинах, Карл Великий — в «Песне о Роланде» (См. Песнь о Роланде)), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл — в «Илиаде», Илья Муромец — в былинах).

Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике — к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Э. Рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Э. Соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих. Цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах. Лит. Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971. Веселовский А.

Н., Историческая поэтика, Л., 1940. Теория литературы. Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964. Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975. Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968. Friedemann К.,. Die Rolle des Erzählers in der Epik, Lpz., 1910. Flemming W., Epik und Dramatik..., Bern, 1955. Scholes R., Kellogg R., The nature of narrative, N. Y., 1966. Grundzüge der Literatur-und Sprachwissenschaft, Bd I, Literaturwissen-schaft, Münch., 1974. Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М. — Л., 1962. Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963. Его же, Народный эпос, в кн. Теория литературы. Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964. Гринцер П. А., Эпос древнего мира, в сборнике.

Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971. Текстологическое изучение эпоса, М., 1971. Lord A., The singer of tales, Camb. (Mass.), 1960. В. Е. Хализев (Э. Как род литературный), Е. М. Мелетинский..

Значения в других словарях
Эполеты

(франц., ед. Ч. Épaulette, от épaule — плечо) наплечные знаки различия военнослужащих, преимущественно офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах. В России Э. Были введены взамен погон в 1807 на два плеча для офицеров и нижних чинов уланских полков. Э. (с 1856 оставались только для парадной формы одежды) представляли собой погоны, заканчивающиеся с наружной стороны кругом, на котором размещались знаки различия (с 1827 в виде металлических звёздочек). У штаб-офицеров ..

Эпопея

(греч. Epopoiїa, от épos — слово, повествование и poiéo — творю) монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. На ранних стадиях словесности — преобладающая разновидность нар. Эпоса (см. Эпос, раздел 2-й). Изображала наиболее существенные (по Гегелю — «субстанциональные») события и коллизии жизни. Или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов. Древние и средневековые Э. — большие стих..

Эпоха

IЭпо́ха (от греч. Epoche, буквально — остановка) продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. Д. Качественно новый период развития.IIЭпо́ха («Эпо́ха»,) русский ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1864—65 М. М. И Ф. М. Достоевскими взамен их же журнала «Время». В «Э.» публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. ..

Эпоха геологическая

промежуток времени геологической истории Земли, в течение которого отложилась толща горных пород, образующих Отдел геологический. Э. Т. Разделяются на века геологические (См. Век геологический). Две или три Э. Г. Составляют Период геологический. См. Также Геохронология.. ..

Эпос

ЭПОС (греч. Epos - слово - повествование),..1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины)2)] Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. Ведущий жан..

Эпос

ЭПОС (греческое epos - слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины>). 2) Род литературный> (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие> в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка>, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. В..

Эпос

В обычном словоупотреблении совокупность эпических произведений, с точки зрения теории поэзии, непрерывно повторяющийся в нас психический процесс претворения образов внешнего мира в формы художественного повествования. Наука о поэзии (поэтика, см.) имеет целью уяснение его механизма, в зависимости от различных условий индивидуальной организации и среды в широком смысле слова. Такова задача будущего, не выполненная еще научным анализом, ограничивавшимся до последнего времени почти исключительно п..

Эпос

(греч. От еро - сказывать) произведения эпической поэзия.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[гр. Epos - слово, рассказ, песня] - лит. Повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). Основные прозаические жанры э. Роман, повесть, рассказ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)вид поэтических произведений, отличающихся тем, что в них рассказывается о действии,..

Эпос

Сущ., кол-во синонимов. (13). ..

Эпос

М. Эпопея ж. Греч. Поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противопол. Драматическое и лирическое. Эпик, эпический поэт.. ..

Эпос

М.1) Повествовательный - в отличие от драмы и лирики - род литературы.2) Совокупность произведений народного творчества. Народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.3) перен. Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.. ..

Эпос

Э́ПОС -а. М. [от греч. Epos - слово, повествование]. ..

Эпос

-а, м. 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики) (спец.). 2. Произведения народного творчества — героические сказания, песни. Народный героический э. Богатырский э. М прил. Эпический, -ая, -ое. Э. Жанр. Э. Стиль.. ..

Эпос

Эпоса, мн. Нет, м. (греч. Epos - слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. П. Былевой эпос. Гомеровский эпос. Сербский эпос. Животный эпос. (см. Животный).. ..

Эпос

Э́пос см. Эпи́ческий.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Эпос

- (от греч. Epos - слово, повествование, рассказ). ..

Эпос

– слово, повествование – то же, что эпопея, а также древние исторические песни, например бьь лины. Кроме того, литературный род, наряду с лирикой и драмой, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Э. Схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До XVIII в. Ведущий жанр литературы Э. –..

Эпос

Героический (от греч. Epos - слово, повествование, рассказ). Дошел в виде как обширных эпопей ("Илиада", "Рамаяна", "Беовульф", "Джангариада", "Манас" и др.), так и коротких песен (исторические песни, рус. Былины, южнослав. Юнацкие песни и др.), отчасти сгруппированных в определенные циклы, в стихотворно-песенной, смешанной и реже прозаич. Форме (напр., нартские сказания, ирландские саги). Э. Как жанр фольклора сформировался еще в устной традиции, и мн. Памятники книжного Э. Сохранили следы устн..

Эпос

В древней Индии - "Махабхарата" и "Рамаяна ", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. С VI-V вв. До н. Э. По IV-V вв. Н. Э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. Сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями - Кауравами и Пандавами, завершающейся "великой битвой", всеинд. По своим масштабам. В ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным исто..

Эпос

Тематически примыкают к ведической литературе эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», отделенные от нее значительным промежутком времени. Они являются памятником индуизма, победившего буддизм и поэтому о них приходится говорить после буддийской литературы (Бонгард-Левин, 1993, 125 и сл.). «Махабхарата» (санскр. «Сказания о битве Бхаратов»), первая из эпических поэм Индии, видимо, сначала состояла всего лишь из 8800 строк (джайя), затем расширилась до 24 000 строк (Бхарата), а впоследствии ра..

Дополнительный поиск Эпос Эпос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 4 символа