Венецианская школа

104

IВенециа́нская шко́ла живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший расцвет во 2-й половине 15—16 вв., в эпоху Возрождения (См. Возрождение), когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, нашло в живописи В. Ш. Яркое художественное выражение. В. Ш. Выделяют преобладание живописных начал, совершенное владение пластически-выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Начало развития В. Ш. Относится к 14 в., когда для неё характерно переплетение византийской и готической художественных традиций. Произведениям Паоло и Лоренцо Венециано присущи плоскостность изображений, отвлечённость золотых фонов, декоративная орнаментальность.

Однако уже их отличает праздничная звучность чистых красок. В середине 15 в. В В. Ш. Появляются ренессансные тенденции, усиленные проникавшими через Падую флорентийскими влияниями. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в.) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёма. Традиционные религиозные сюжеты становятся поводом для увлечённого подробного рассказа о красочной повседневной жизни Венеции. Особое место занимает декоративно-утончённое готизирующее искусство К. Кривелли. В творчестве Антонелло да Мессина, принесшего в Венецию технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается переход к искусству Высокого Возрождения.

Наивная повествовательность уступает место стремлению к созданию обобщённой, синтетической картины мира, в которой полные этической значительности, величественные человеческие образы выступают в естественной гармонической связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графическая сухость живописи середины 15 в. Сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная), основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классические формы ренессансной алтарной композиции. В. Ш. Достигает своей вершины в 1-й половине 16 в. В творчестве Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художественного завоевания венецианских мастеров 15 в.

В произведениях Джорджоне находит классическое выражение тема гармонического единства человека и природы. В его исполненных лирической созерцательности жанрово-пейзажных станковых композициях идеально-прекрасные, гармонические образы людей, мягкая светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность композиционных ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувственной полноты бытия. В многогранном, полном мужественного жизнеутверждения творчестве Тициана находят наиболее полное выражение свойственные В. Ш. Красочное полнокровие и жизнерадостность образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным бурной жизненной динамикой религиозным и мифологическим композициям, пейзажам присуще исключительное богатство ясной и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, гармонически объединённой тёплым золотистым тоном.

Особое место занимают портреты Тициана со свойственной им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных человеческих характеров. Взятие турками Константинополя в 1453 приводит к постепенному падению торгового могущества Венеции. С середины 16 в. Наступление распространившейся по Италии феодально-католической реакции вызывает кризис жизнеутверждающего ренессансного мировоззрения. В поздних произведениях Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологических конфликтов. Исполненная скрытого внутреннего горения сумрачная цветовая гамма, свободная, экспрессивная, пастозная манера живописи приобретают исключительную силу эмоциональной выразительности. Однако в ещё сохраняющей свою независимость и богатство Венецианской республике традиции искусства Возрождения удерживаются дольше, чем в др.

Частях Италии. В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я половина 16 в.) виртуозность воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматическим ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной стихийными космическими силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс (огромные по размерам декоративные полотна и фрески Паоло Веронезе, циклы картин Якопо Тинторетто). В сценах сельской жизни крупнейшего мастера венецианской Террафермы (прилегающих к Венеции областей материка) Якопо Бассано утверждаются красота и значительность трудового быта крестьян. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключительное многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний (богатая тончайшими переливами красок, изысканно-холодная серебристая гамма Веронезе, драматически суровый колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака напряжёнными вспышками звонких цветовых пятен, сочная материальность и звучность цветовых сочетаний Я.

Бассано). В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й половины 16 в. Складываются новые художественные формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европейского искусства 17 в., зарождаются новые жанры — историческая, батальная и жанровая живопись, групповой портрет. В 17 в. В. Ш. Переживает период творческого спада. В религиозных и жанровых композициях работавших в Венеции Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии живописи Барокко, отдельные реалистические наблюдения и влияние Караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. На рубеже 17 и 18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных динамики и драматизма пейзажах М.

Риччи проявляется связь с «романтическим» искусством С. Розы и А. Маньяско. Новый расцвет В. Ш. Относится к 18 в., когда сохраняющая свою государственную самостоятельность Венецианская республика становится одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. С этим временем связан расцвет венецианской монументально-декоративной живописи, сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность с барочной пространственной динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной искусству Рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтической приподнятости у Дж. Б. Пьяццетты, острой жизненной наблюдательности и лёгкой иронии у П. Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества Л.

Карлевариса архитектурный пейзаж (так называемая ведута), тонко и документально точно передающий своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто). Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие своеобразную поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес венецианских художников 18 в. К проблемам изображения световоздушной среды предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в. Лит. Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, М., 1965. Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964.

Колпинский Ю. Д., Искусство Венеции. XVI век, М., 1970. Pallucchini R. La pittura veneziana del cinquecento, v. 1—2, Novara, 1944. Его жe. La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956. Его же. La pittura veneziana del settecento, Venezia — Roma. [1960].IIВенециа́нская шко́ла творческие направления в музыке, сложившиеся в Венеции в 16—18 вв. Наиболее характерные для В. Ш. Жанры — крупные вокально-инструментальные сочинения и опера. Основоположник школы — А. Вилларт, виднейшие представители — Дж. Габриели (конец 16 — начало 17 вв.), К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести и Дж. Легренци (17 в.), А. Вивальди и Б. Галуппи (18 в.). См. Италия, раздел Музыка..

Значения в других словарях
Венециановская школа

группа русских живописцев 2-й четверти 19 в., учеников художника А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известные из них. Н. С. Крылов (1802—31), А. В. Тыранов (1808—59), Е. Ф. Крендовский (1810 — после 1853), Л. К. Плахов (1810—81), А. А. Алексеев (1811—78), А. Г. Денисов (1811—34), С. К. Зарянко (1818—70), Г. В. Сорока (1823—64). Следуя принципам учителя, мастера В. Ш. Изображали жизнь демократических кругов общества («Матросы в сапожной..

Венецианская низменность

восточная, наиболее низкая и плоская часть Паданской равнины (См. Паданская равнина) на С.-В. Италии, прилегающая к Адриатическому морю высотой менее 100 м. Сложена преимущественно глинистыми и илистыми отложениями. Пересекается р. По и множеством более мелких рек. Почти сплошь распахана. Земледелие, главным образом, зернового направления. Садоводство. Густая сеть мелиоративных каналов. Крупные города — Венеция, Падуя, Верона.. ..

Венецианская школа (живопис.)

Венецианская школа живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший расцвет во 2-й половине 15‒16 вв., в эпоху Возрождения, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, нашло в живописи В. Ш. Яркое художественное выражение. В. Ш. Выделяют преобладание живописных начал, совершенное владение пластически-выразительными возможностями масля..

Венецианская школа (направления в музыке)

Венецианская школа, творческие направления в музыке, сложившиеся в Венеции в 16‒18 вв. Наиболее характерные для В. Ш. Жанры ‒ крупные вокально-инструментальные сочинения и опера. Основоположник школы ‒ А. Вилларт, виднейшие представители ‒ Дж. Габриели (конец 16 ‒ начало 17 вв.), К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести и Дж. Легренци (17 в.), А. Вивальди и Б. Галуппи (18 в.). См. Италия. ..

Венецианская Школа

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - 1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. И Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др.2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Ви..

Венецианская Школа

ВЕНЕЦИАНСКАЯ школа> в музыке, 1) полифоническая школа>, сложившаяся в Венеции в 16 - 17 вв. Отличается монументально-декоративным стилем вокальной полифонии. Основоположник - А. Вилларт, главные представители - А. И Дж. Габриели. Развивали жанры мадригала и канцоны, многохорных концертов и месс, органного ричеркара, токкаты и др. 2) Оперная школа> 17 - начала 18 вв., традиции которой заложены в поздних сочинениях К. Монтеверди>. Главные представители - Ф. Кавалли, М.А. Чести>. Пышное музыкально-..

Венецианская Школа

1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. И Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др. 2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.. ..

Венецианская школа

        одна из основных живописных школ Италии. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (вторая половина XV-XVI вв.), когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. В живописи Венецианской школы нашло художественное выражение осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное ренессансному мировоззрению. Для Венецианской школы характерно преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностям..

Венецианская школа

Назв. Нескольких направлений муз. Творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 вв. Центром В. Ш. В 16 - нач. 17 вв. Был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все осн. Представители школы. Первыми капельмейстерами собора были. П. Де Фосис (в 1491-1527), А. Вилларт (в 1527-62), К. Де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565-90), Б. Донато (в 1590-1603), Дж. Кроче (в 1603-09), Ч. Мартиненго (в 1609-13), К. Монтеверди (в 1613-43). Первыми органистами - Дж. Армонико (в 1516-51), А. Падов..

Дополнительный поиск Венецианская школа Венецианская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венецианская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венецианская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа