Витраж

100

(франц. Vitrage, от лат. Vitrum — стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. Также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. Существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. До н. Э., а в Древнем Риме — с 1 в. Н. Э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.

В 10—12 вв. В романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260. Базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. Начала 12 в.) появились сюжетные В. Из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. Окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. Остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260).

Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. Искусство В. Получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. Всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. Плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. Выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В.

Чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. Для украшения жилища применяют «кабинетные» В. — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. Почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. Интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. Эпохи «Модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. Художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов.

С середины 1950-х гг. Получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. Составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. Из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла (См. Органическое стекло), В. Из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. Ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся.

В. Приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни. Лит. Минухин Е., Витражи, Рига, 1959. Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947. Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951. Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955. Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.

И. М. Глозман. «Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция. Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент..

Значения в других словарях
Витос Винценты

Витос (Witos) Винценты (22.1.1874, Вежхославицы, Краковское воеводство, ‒ 31.10.1945, Краков), польский политический деятель. Один из основателей и руководителей крестьянской партии «Пяст». ..

Витоша

куполообразный горный массив в Болгарии, к которому подходят южные пригороды г. София. Высота 2290 м (г. Черни-Врых). На В. Берёт начало р. Струма. Склоны преимущественно крутые. Сложен кристаллическими породами. Добыча строительного камня (витошский сиенит). Широколиственные, смешанные и хвойные леса, горные луга. У подножия — минеральные источники. В. Является народным парком-заповедником с туристическими станциями, домами отдыха, фуникулёром.. ..

Витрам

Фёдор Фёдорович [17(29).9.1854, Рига, — 1914, Петербург], русский астроном и геодезист. Астроном Пулковской обсерватории (с 1878). Профессор (с 1887) геодезического отделения Академии Генштаба. Определил разности долгот Архангельска и Пулкова, Пулкова и Потсдама. Произвёл нивелировку между Кронштадтом и Петербургом. Принимал участие в обработке градусных измерений на Шпицбергене и в экспедициях для наблюдения полных солнечных затмений 1896, 1907, 1912 и 1914. Лит. Ахматов В., Ф. Ф. Витрам. [Не..

Витрам Фёдор Фёдорович

Витрам Фёдор Фёдорович [17(29).9.1854, Рига, ‒ 1914, Петербург], русский астроном и геодезист. Астроном Пулковской обсерватории (с 1878). Профессор (с 1887) геодезического отделения Академии Генштаба. Определил разности долгот Архангельска и Пулкова, Пулкова и Потсдама. Произвёл нивелировку между Кронштадтом и Петербургом. Принимал участие в обработке градусных измерений на Шпицбергене и в экспедициях для наблюдения полных солнечных затмений 1896, 1907, 1912 и 1914. Лит.:. ..

Витраж

ВИТРАЖ (франц. Vitrage - от лат. Vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.. ..

Витраж

-а и -а́, м.. ..

Витраж

Произведение, панно, узор. ..

Витраж

М.Декоративная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет (в окне, двери и т.п.).. ..

Витраж

ВИТРА́Ж -а и -а́. М. [франц. Vitrage] Картина или орнаментальная композиция из цветных стёкол (в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно).. ..

Витраж

-а, м. Картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях). II прил. Витражный, -ая, -ое.. ..

Витраж

Заимствование из французского, где vitrage образовано от vitrer – "вставлять стекла", произведенного от vitre – "оконное стекло". См. .. ..

Витраж

        (франц. Vitrage, от лат. Vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике витражами также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла,..

Витраж

Вставленная в оконный или дверной проем, либо в самостоятельную раму декоративная композиция, выполненная из кусков (в большинстве случаев разноцветного) стекла. В современной архитектуре - обширное остекление фасада крупноразмерными стеклами, закрепленными в металлических рамах.. ..

Витраж

(франц. Vitrage, от лат. Vitrum - стекло) - орнаментальная или сюжетная композиция нэ стекла или др. Материала, пропускающего свет. Размещаются обычно в оконных проёмах, дверях, перегородках, иногда в виде самостоят. Панно (см. Рис.). В древности изготовлялись из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображения и скреплённых алебастром, с 10 в. - свинцовыми полосками (распространены в готич. Храмах), или создавались как живопись по стеклу. Совр. В. Создают также из толстого колотого сте..

Витраж

ВИТРАЖ, цветное СТЕКЛО, используемое для украшения окон. Встречаются, главным образом, в церквях. Самый старый из сохранившихся образцов витражей находится в соборе г. Аугсбурга, в Германии и датируется приблизительно 1100 г. Витражи делаются из стекла, в которое при его производстве добавляют окрашивающие металлические оксиды. Получившиеся листы цветного стекла нарезаются на небольшие кусочки необходимой формы, из которых потом выкладывают задуманный узор или картину. Эти кусочки соединяются и ..

Витраж

— декоративная орнаментальная или сюжетная композиция в окне, двери или в виде самостоятельного панно из стекла или другого прозрачного материала. Цветные В. В окнах готических соборов создают игру окрашенного света в интерьере.. ..

Дополнительный поиск Витраж Витраж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Витраж" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витраж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа