Витраж
(франц. Vitrage, от лат. Vitrum — стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. Также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. Существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. До н. Э., а в Древнем Риме — с 1 в. Н. Э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.
В 10—12 вв. В романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260. Базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. Начала 12 в.) появились сюжетные В. Из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. Окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. Остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260).
Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. Искусство В. Получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. Всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. Плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. Выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В.
Чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. Для украшения жилища применяют «кабинетные» В. — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. Почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. Интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. Эпохи «Модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. Художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов.
С середины 1950-х гг. Получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. Составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. Из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла (См. Органическое стекло), В. Из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. Ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся.
В. Приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни. Лит. Минухин Е., Витражи, Рига, 1959. Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947. Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951. Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955. Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.
И. М. Глозман. «Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция. Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент..
Дополнительный поиск Витраж
На нашем сайте Вы найдете значение "Витраж" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витраж, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 6 символа