Владимиро-суздальская школа

98

12 — начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. Ш. Был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества (См. Владимиро-Суздальское княжество), а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. Ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера.

Искусство В.-с. Ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре. Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10—11 вв., считаться с естественной защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях (Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, 1152. Дмитров, 1154. И др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой.

Высшим достижением В.-с. Ш. В градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княжеские резиденции Боголюбова (См. Боголюбово) (1158—65), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк («белый камень»), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. Ш. От подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева начала12 в. (церковь в Кидекше (См. Кидекша), 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158—1160, достроен в 1185—89), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма.

Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включенный в целостную систему архитектурно-пластические решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (См. Романский стиль) (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде.

В храмах начала 13 в. Возрастает декоративное начало. На притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале (См. Суздаль), 1222—25. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230—34). Резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству В.-с. Ш. В 12 в. Изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церковного контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197), в отдельных сохранившихся иконах («Дмитрий Солунский» из Дмитрова, конец 12 — начало 13 вв., Третьяковская галерея) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма.

Выдающимся памятником декоративного искусства В.-с. Ш. Являются медные южные врата (1222—28) Рождественского собора в Суздале, на которых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов. Художественные достижения В.-с. Ш. Послужили в 14—15 вв. Одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель. Лит. Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков, т. 1—2, М., 1961—62. Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966. Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог. Вступ. Ст. В. И. Антоновой], М., 1967. И. М. Глозман. Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

1230—34. Часть северной стены с рельефами. Владимиро-суздальская школа. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222—25. Владимиро-суздальская школа. «Лестничная» башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158—65. Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор. Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197. Владимиро-суздальская школа. «Лев». Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122—25). Владимиро-суздальская школа. «Иоанн Предтеча». Фрагмент иконы «Деисус» (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва)..

Значения в других словарях
Владимирко Володаревич

(1104—52) князь галицкий. В 1129 овладел Перемышлем, в 1141 — Галичем. Стремился объединить под своей властью и волынские земли, но не добился успеха. Подавлял выступления горожан против княжеской власти, с 1139 вмешивался в феодальные междоусобицы на Руси и в Польше. С 1149 В. В. — союзник Юрия Долгорукого в его борьбе против киевского князя Изяслава Мстиславича, которого разбил в 1150. После этого В. В. Подвергся нападению союзника Изяслава Мстиславича венгерского короля Гезы. В 1152 заключил ..

Владимиро-Волынское княжество

русское феодальное княжество на территории верхнего и среднего течения р. Буг и правых притоков р. Припять. Сложилось в конце 10 в. На земле волынян (См. Волыняне), входило в состав Киевской Руси. Первым правителем В.-В. К. Был сын Владимира Святославича (См. Владимир Святославич)— Всеволод. На Любечском съезде князей (1097) В.-В. К. Получил князь Давид Игоревич. По решению Витичевского съезда (1100) В.-В. К. Отдано князю Святополку Изяславичу. В 1118 его захватил Владимир Мономах, который поса..

Владимиро-Суздальское княжество

крупнейшее феодальное государственное образование в Северо-Восточной Руси 10—13 вв., в междуречье Оки и Волги. До 10 в. Почти весь этот район был занят финно-угорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами, начавшаяся в конце 10 в., привела к обрусению мери и формированию здесь великорусской народности. Волга связывала край с Болгарией Волжско-Камской и странами Востока, с путём «из варяг в греки», Киевской Русью и Новгородом. В 10—11 вв. Здесь выросли гг. Ростов, Б..

Владимиров

IВлади́миров Василий Сергеевич (р.9.1.1923, деревня Дяглево Ленинградской области), советский математик, академик АН СССР (1970. Член-корреспондент 1968). Окончил Ленинградский университет (1948), с 1948 работает в Математическом институте им. В. А. Стеклова. Создал метод численного интегрирования уравнения переноса по характеристикам (1956), установил новый вариационный принцип для односкоростного уравнения переноса и вывел наилучшие граничные условия в методе сферических гармоник для выпуклых ..

Владимиро-суздальская Школа

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА (12 - нач. 13 вв.) - одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества Владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли - все 12 в.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи - одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, ок. 1197).. ..

Владимиро-суздальская школа

        одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в северо-восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII - первая половина XIII вв.). Отталкиваясь от традиций художественной культуры Киевской Руси, зодчие Владимиро-суздальской школы создали произведения, отмеченные особой утончённостью художественного облика, гармоничностью и чеканностью форм, нарядным декором. Величавая статичность масс, суровая ..

Дополнительный поиск Владимиро-суздальская школа Владимиро-суздальская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Владимиро-суздальская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Владимиро-суздальская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 27 символа