Вюрцбургская школа
направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в., в психологическом институте г. Вюрцбурга (Германия). Основатель и главный теоретик В. Ш. — О. Кюльпе, наиболее известные представители — Н. Ах и К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Основной тезис В. Ш. Состоит в постулировании существования особых состояний сознания — «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. Ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. Ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии (См. Феноменология) Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента.
Усовершенствовав технику самонаблюдения (См. Самонаблюдение) (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безо́бразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. Ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями. Согласно принципам феноменологии, их характерная черта — интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления.
Идеи, идеальные и реальные предметы и т.д. Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. Ш. В добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки (См. Установка), детерминирующей тенденции (Н. Ах). Собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента. Главная заслуга В. Ш. Состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В.
Ш. Оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию (См. Гештальтпсихология), а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. Ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение. Лит. Крогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн. Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914. Кюльпе О., Современная психология мышления, там же. Его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908. [Анцыферова Л. И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе, в кн. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М., 1966.
Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12. И. Н. Семёнов..
Дополнительный поиск Вюрцбургская школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Вюрцбургская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вюрцбургская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 18 символа