Вюрцбургская школа

102

направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в., в психологическом институте г. Вюрцбурга (Германия). Основатель и главный теоретик В. Ш. — О. Кюльпе, наиболее известные представители — Н. Ах и К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Основной тезис В. Ш. Состоит в постулировании существования особых состояний сознания — «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. Ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. Ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии (См. Феноменология) Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента.

Усовершенствовав технику самонаблюдения (См. Самонаблюдение) (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безо́бразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. Ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями. Согласно принципам феноменологии, их характерная черта — интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления.

Идеи, идеальные и реальные предметы и т.д. Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. Ш. В добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки (См. Установка), детерминирующей тенденции (Н. Ах). Собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента. Главная заслуга В. Ш. Состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В.

Ш. Оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию (См. Гештальтпсихология), а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. Ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение. Лит. Крогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн. Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914. Кюльпе О., Современная психология мышления, там же. Его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908. [Анцыферова Л. И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе, в кн. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М., 1966.

Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12. И. Н. Семёнов..

Значения в других словарях
Вюрца реакция

метод синтеза насыщенных углеводородов действием металлического натрия на алкилгалогениды (обычно бромиды или иодиды). 2RBr + 2Na → R — R + 2NaBr. B. P. Открыта Ш. А. Вюрцем. (1855). P. Фиттиг распространил В. Р. На область жирно-ароматических углеводородов (реакция Вюрца — Фиттига). C6H5Br + 2Na + ВrC4H9 → С6Н5 — С4Н9+ 2NaВr.. ..

Вюрцбург

(Würzburg) город в ФРГ, в земле Бавария, порт на р. Майн. 120,5 тыс. Жителей (1969). Важный транспортный узел. Машиностроение, в том числе автомобилестроение, производство типографских машин, электротехнического оборудования. Издательства. Университет (основан в 1582). Консерватория. Административно-хозяйственная академия. Над Майном возвышается цитадель Мариенберг (11—16 вв.) с круглой капеллой (706), замком (13—18 вв.) и Майнско-Франконским музеем (скульптура Т. Рименшнейдера и др.). Собор Сан..

Вяжущие материалы

применяются в строительстве для изготовления бетонов и растворов, скрепления (омоноличивания) отдельных элементов строительных конструкций, гидроизоляции и др. Минеральные В. М. — порошкообразные вещества, обладающие способностью при затворении (смешении с водой) образовывать пластичную массу, затвердевающую в прочное камневидное тело. В зависимости от состава, основные свойств и области применения минеральные В. М. Подразделяют на гидравлические, воздушные и кислотостойкие. Гидравлические В. ..

Вяжущие средства

вещества, которые при воздействии на слизистые оболочки или повреждённую кожу вызывают частичное свёртывание белков поверхностных слоёв тканей с образованием белковых плёнок, защищающих нижележащие ткани от влияния раздражающих агентов. При этом происходит сужение кровеносных сосудов и уплотнение их стенок, вследствие чего уменьшаются выпотевание из них жидкости и отёчность. К органическим В. С. Относятся танин, получаемый из чернильных орешков (См. Чернильный мешок), и другие вещества, содержа..

Вюрцбургская Школа

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - направление экспериментального исследования мышления в 1900-х гг., центр - психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель - О. Кюльпе, главные представители - Н. Ах и К. Бюлер. Опираясь на учение об интенциональности сознания Ф. Брентано и Э. Гуссерля и критикуя ассоциативную психологию, выдвинула тезис о несводимости мышления к содержанию чувственных представлений, его безобразном характере и т. П. Оказала влияние на гештальтпсихологию.. ..

Вюрцбургская Школа

Направление экспериментального исследования мышления в 1900-х гг., центр - психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель - О. Кюльпе, главные представители - Н. Ах и К. Бюлер. Опираясь на учение об интенциональности сознания Ф. Брентано и Э. Гуссерля и критикуя ассоциативную психологию, выдвинула тезис о несводимости мышления к содержанию чувственных представлений, его безобразном характере и т. П. Оказала влияние на гештальтпсихологию.. ..

Вюрцбургская Школа

(англ. Werzburg school) - возникшее в нач. XX в. Антисенсуалистическое направление в нем. Психологии. Возглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, Я. Ах, А. Мессер. К взглядам В. Ш. Примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. Ш. Эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. Ш. Ввела в психологию методику предъявления задач ..

Вюрцбургская Школа

Берущее свое начало от Кюльпе направление в психологии, которое выступало против сенсуализма и ассоциативной психологии и занималось экспериментальными исследованиями (Ах, Бюлер и др.), в особенности высших процессов мышления, форм суждения, представлений цели и т. Д. ..

Дополнительный поиск Вюрцбургская школа Вюрцбургская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вюрцбургская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вюрцбургская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа