Глиптика

93

(греч. Glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углублёнными изображениями называются Инталиями, с выпуклыми — Камеями. Древнейшие известные нам произведения Г., созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. До н. Э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции.

Многочисленные произведения Г. Месопотамии отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Вавилоно-ассирийская культура). На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тыс. До н. Э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены. Изображения отличаются непринуждённостью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора. В Г. Аккада (23 в. До н. Э.) вновь усиливаются реалистические тенденции, изображения становятся объёмными, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии (1-е тыс. До н. Э.), для которых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены охоты и войны), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности.

С традициями месопотамской Г. Связаны геммы Урарту (9—7 вв. До н. Э.) и ахеменидской Персии (6—5 вв. До н. Э.). Печати Египта имеют, как правило, форму священного жука-скарабея. На нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей. Геммы Крита (3—2-е тыс. До и. Э.) отличаются остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду с излюбленными в критской Г. Изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Критская Г. Оказала влияние на развитие Г. В микенской Греции. Высокого расцвета достигло искусство Г. В Древней Греции и Риме.

Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в античных Г. В геммах архаической Греции (6 в. — начало 5 в. До н. Э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и точной обобщенностью форм. В 5—4 вв. До н. Э., когда складываются классические формы античной Г., всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией. Печатям Дексамена Хиосского (2-я половина 5 в.

До н. Э.), сохранившим подпись мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции, тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемма с изображением летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград. Гемма с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений, но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко ввозятся многоцветные восточные минералы. Алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы. Начинают входить в моду камеи — роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигает портретная Г.

Выполненная неизвестным александрийским резчиком прославленная «камея Гонзага» с изображением эллинистического царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (3 век до н. Э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произведения искусства и предметы роскоши. С падением эллинистических центров Рим становится местом, куда устремляются мастера Г. Античная Г. Переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской Г. Были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний, став личным резчиком императора Августа, положил начало династии придворных мастеров. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римского мастера создают портретные геммы, отточенные по характеристике, и роскошные многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа», приписывается Диоскуриду, конец 1 века до н.

Э., Художественно-исторический музей, Вена. Самая крупная камея древности — т. Н. Парижская камея, 31 см × 26 см, круг Диоскурида, Национальная библиотека, Париж). На Дунае и Рейне, в Северном Причерноморье и Закавказье существовали местные школы Г., сохранявшие и своеобразно претворявшие традиции эллинистического и римского искусства. В средние века Г. Развивалась главным образом на Востоке. Сохраняющей в значительной мере античные традиции Г. Византии свойственны вместе с тем тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая со временем схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получают геммы с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая.

Г. В Западной Европе вновь возрождается в эпоху Ренессанса вместе с интересом к наследию древности и собиранием античных гемм. Ведущее место в ренессансной Г. Принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античных Г. Они создают профильные трёхчетвертные портреты современников. Широкой известности достигли мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. В 16 в. Возникает стремление к декоративной пышности, формы гемм усложняются. Миланские мастера Алессандро и Антонио Маснаго вводят в моду пёстрые полихромные камеи со сложными, динамичными сюжетными композициями. Однако произведённые Г. Постепенно утрачивают самостоятельное значение и всё чаще используются для декорировки мебели, утвари, одежды.

Новый подъём Г. Связан с эпохой классицизма (18 — начало 19 вв.), когда вновь начинает господствовать антикизирующее направление. Мастера-резчики (в Италии — семейство Пихлеров, в Германии — Л. Наттер и др.) выполняют, как правило, заказы знатных европейских коллекционеров. При французском дворе работал Жак Юэ, при русском — Карл Леберехт. К числу выдающихся мастеров этого времени принадлежат русские резчики, учившиеся в медальерном классе петербургской АХ. А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В 19 в. Г. Как вид искусства приходит в упадок. Лит. Максимова М. И., Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926. Её же, Резные камни XVIII—XIX веков, Л., 1926. Лордкипанидзе М. Н., Геммы Государственного музея Грузии, т. 1—4, Тб., 1954—67 (на груз.

И рус. Яз.). Борисов А. Я., Луконин В. Г., Сасанидские геммы, Л,, 1963. Каган Ю. О., Выставка западноевропейской глиптики XIII — XVII веков, Л., 1969. Furtwängler А., Die antiken Gemmen, [Bd] 1—3, В, — Lpz., 1900. Delaporte L., Catalogue des cylindres orientaux, v. 1—2, P., 1920—23. Vo1lenweider M. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kunstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966. О. Я. Неверов. П. Е.Доброхотов. «Меркурий, дающий Парису яблоко». 1820. Россия. Эрмитаж. Ленинград. А. Маснаго. «Язон, поражающий дракона». Камея. 16 в. Италия. Художественно-исторический музей. Вена. Агатоп. Мужской портрет. Между 2 в. До н. Э. И 1 в. Н. Э. Древний Рим. Археологический музей. Флоренция. Гемма с изображением бегущего оленя. Ок. 1600 до н. Э. Крит. Музей Ашмола.

Оксфорд. Гемма с изображением юноши с петухом. 2-я пол. 5 в. До н. Э. Древняя Греция. Эрмитаж. Ленинград. Печать с изображением Октавиана в образе Нептуна. 1 в. До н. Э. Древний Рим. Музей изящных искусств. Бостон. Гемма с изображением Горгоны. Сер. 5 в. До н. Э. Древняя Греция. Эрмитаж. Ленинград. Дексамен. «Летящая цапля». 3-я четв. 5 в. До н. Э. Древняя Греция. Эрмитаж. Ленинград. Камея Гонзага с изображением Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинби. 3 в. До н. Э. Александрия. Эрмитаж. Ленинград. Цилиндрическая печать с изображением мифологических персонажей и животных. Сер. 3-го тыс. До н. Э. Шумер. Британский музей. Лондон. Оттиск цилиндрической печати с изображением мифологических персонажей и животных. Сер. 3-го тыс. До н. Э. Шумер. Британский музей. Лондон..

Значения в других словарях
Глиоксаль

простейший диальдегид ОНС—СНО. В кристаллическом и жидком состоянии окрашен в жёлтый цвет, в газообразном — в зелёный. Tпл 15° С. Tkип 50,4°С. Плотность 1,4 г/см3 (20° С). Показатель преломления nD20,51,3826. Г. Получают дегидрогенизацией этиленгликоля НОСН2—СН2ОН над медным катализатором или действием олеума на тетрахлорэтан Cl2CH—CHCl2 с последующим гидролизом образующегося глиоксальсульфата Г. Хорошо растворим в воде, спирте и эфире. При хранении легко полимеризуется, особенно в присутствии..

Глиоксилатный цикл

последовательность биохимических превращений уксусной кислоты, промежуточным продуктом которых является глиоксиловая кислота (СНОСООН). Г. Ц. — видоизменённый Трикарбоновых кислот цикл (ТКЦ). Наблюдается у микроорганизмов, растущих на среде, содержащей в качестве единственного источника углерода уксусную кислоту, а также у плесневых грибов и некоторых растений. Г. Ц. Начинается с конденсации щавелевоуксусной кислоты с ацетил-КоА в лимонную кислоту, которая через цис-аконитовую кислоту переходит..

Глиптогенез

(от греч. Glyptos — вырезанный, изваянный и ...генез (См. …генез)) термин, предложенный в начале. 20 в. Французским геологом Э. Огом для обозначения совокупности преобразований поверхности суши экзогенными процессами (См. Экзогенные процессы). Г. Выражается главным образом в разрушении горных пород, выносе продуктов разрушения с суши и перестройке рельефа последней. Э. Ог включал в Г. И образование континентальных отложений. По его представлениям Г. Составляет одну из трёх фаз геологического цик..

Глиптодонты

(Glyptodontidae) вымершие млекопитающие отряда неполнозубых. Родственны броненосцам (См. Броненосцы). Существовали с позднего эоцена до плейстоцена. Размеры сильно варьировали, самые крупные достигали длины 2 м. Тело Г. Было покрыто костными щитками или сплошным панцирем, как у черепах. Короткие конечности имели широкие копытообразные когти. Череп небольшой. Резцы и клыки отсутствовали. Высокие призматические зубы указывают на питание жёсткой растительной пищей. Г. Были распространены главным об..

Глиптика

ГЛИПТИКА (греч. Glyptike - от glypho - вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях.. ..

Глиптика

ГЛИПТИКА (греческое glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю), искусство> резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с врезанными изображениями называется инталиями, с выпуклыми - камеями.. ..

Глиптика

См. Ваяние, а также Гемма.. ..

Глиптика

Греч., от glypho, иссекаю, вырезываю. Искусство ваять.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)искусство ваяния из камня или металла. Глипты - изваянные из камня или металла или вырезанные фигуры.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)искусство гравирования, ваяния из металла и камня. Глипты - отлитые металлические изображения, вырезанный на досках, выс..

Глиптика

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Глиптика

Ж.Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.. ..

Глиптика

ГЛИ́ПТИКА -и. Ж. [от греч. Glyptos - вырезанный].. ..

Глиптика

Глиптики, мн. Нет, ж. (искус.). Искусство художественной резьбы на твердом камне. См. Глипт.. ..

Глиптика

        (греч. Glyptike, от glэpho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимис..

Дополнительный поиск Глиптика Глиптика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глиптика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глиптика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа