Город
крупный населённый пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Г. Обычно административный и культурный центр окружающего района. Основными критериями отнесения населённого пункта к категории Г. Служат. Численность его населения и функции, которые он выполняет (одну или несколько — в различных сочетаниях). Промышленного производства, организационно-хозяйственные, культурно-политические и административные, функции организации отдыха и лечения. В современном Г. — в отличие от деревни (См. Деревня) — лишь небольшая часть населения бывает занята в сельском хозяйстве. Для Г. Характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки (часто многоэтажной).
Отнесение населённого пункта к категории Г. Обычно оформляется в определённом законом порядке и сопровождается установлением его городской черты (См. Городская черта) (границы Г. Как административно-территориальные единицы) и городских земель (См. Городские земли). Выделение Г. В переписях и др. Формах учёта в разных странах мира проводится по-разному. В одних странах на основании численного критерия (Г. Считаются населённые пункты определённого размера. 3—5—10 тыс. Жит. В некоторых странах минимальное число жителей Г. Составляет лишь несколько сот чел.), в других — по совокупности признаков. В СССР отнесение населённых пунктов к категории Г. Входит в компетенцию союзных республик. Так, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков» от 12 сентября 1957 устанавливает следующие категории Г.
Российской Федерации. Г. Районного подчинения (культурные и промышленные центры с населением не менее 12 тыс. Чел., из которых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей). Г. Краевого, областного и республиканского (АССР) подчинения (крупные промышленные и культурно-политические центры с населением свыше 50 тыс.). В особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград. Население Г. Составляет (начало 70-х гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. Живёт менее 1/5 населения, в зарубежной Азии — свыше 1/5, в Америке и зарубежной Европе — до 3/5, в Австралийском Союзе — свыше 83%. В СССР в 1970 в Г. Проживало 56% населения. Больших Г., к которым относят Г., имеющие свыше 100 тыс. Жит., в мире около 2 тыс., в т.
Ч. Свыше 100 (с пригородами до 150) Г.-«миллионеров» (см. Табл. 1), из них в СССР — 10. Табл. 1. — Крупнейшие города мира* -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Численность населения, тыс. жит. | | | | |---------------------------------------------------------| Год оценки | | Город | Страна | | с пригородами | или | | | | города | (или | переписи | | | | | конурбация) | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Aлександрия | Египет | 1803,9 | | 1966 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Амстердам | Нидерланды | 831,5 | 1040,4 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Афины | Греция | | 2500 | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ахмадабад | Индия | 1507,9 | 1582,5 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Багдад | Ирак | 1745,3 | 1965 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Баку | СССР | 1292 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Балтимор | США | 905,8 | 2070,7 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Бангкок | Таиланд | 2040 | | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Барселона | Испания | 1794,4 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Белград | Югославия | 1204 | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Белу-Оризонти | Бразилия | 1167 | | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Бенгалуру | Индия | 1027,3 | 1744,9 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Берлин | ГДР | 1085 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Берлин Западный | — | 2124 | | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Бирмингем | Великобритания | 1074,9 | 2446,4 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Богота | Колумбия | 2512 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Бомбей | Индия | 5534,4 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Брюссель | Бельгия | 1077,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Будапешт | Венгрия | 1940 | | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Бухарест | Румыния | 1555 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Буэнос-Айрес | Аргентина | 3549,0 | 9070,0 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Варшава | Польша | 1308 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Вашингтон | США | 756,5 | 2861,1 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Вена | Австрия | 1643,0 | | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гавана | Куба | 1755 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гамбург | ФРГ | 1826,4 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гвадалахара | Мексика | 1352,0 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Глазго | Великобритания | 956,2 | 1764,4 | 1967 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Горький | СССР | 1189 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гуанчжоу (Кантон) | Китай | 1840 | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Дакка | Бангладеш | 829 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Дели | Индия | 3600 | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Детройт | США | 1511,5 | 4199,9 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Джакарта | Индонезия | 2906,5 | 1961 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Йокохама | Япония | 2047,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Каир | Египет | 4225,7 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Калькутта | Индия | 3134,2 | 5074,7 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Канпур | Индия | 1163,5 | 1275,8 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Каракас | Венесуэла | 786,7 | 2964,0 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Карачи | Пакистан | 3060,0 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Кагабланка | Марокко | 1320,0 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Киев | СССР | 1963 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Киото | Япония | 1410,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Китакюсю | Япония | 1050,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Кливленд | США | 750,9 | 2064,2 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Кобе | Япония | 1253,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Копенгаген | Дания | 863,7 | 1377,9 | 1966 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Куйбышев | СССР | 1069 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Лахор | Пакистан | 1823,0 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ленинград | СССР | 4002 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Лима | Перу | 2415,7 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Лион | Франция | 527,8 | 1074,8 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Лондон | Великобритания | 7763,8 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Лос-Анджелес | США | 2816,0 | 7032,1 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Люйда | Китай | 1508,0 | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мадрас | Индия | 2047,7 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мадрид | Испания | 2850,6 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Манила | Филиппины | 1499,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мельбурн | Австралийский Союз | 76,2 | 2108,5 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мехико | Мексика | 3483,6 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Милан | Италия | 1687,3 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Монреаль | Канада | 1222,0 | 2527,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Монтевидео | Уругвай | 1250 | | 1967 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Монтеррей | Мексика | 1011,9 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Москва | СССР | 7172 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мюнхен | ФРГ | 1260,6 | | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Нагоя | Япония | 1996,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Нанкин | Китай | 1419,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Неаполь | Италия | 1267,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Новосибирск | СССР | 1180 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Нью-Йорк | США | 7876,8 | 16135,5 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Осака | Япония | 3078,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Париж | Франция | 2590,8 | 8196,7 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Пекин | Китай | 4010,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Прага | Чехословакия | 1105,6 | | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Пусан | Южная Корея | 1425,7 | | 1966 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Пхеньян | КНДР | 1000 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ресифи | Бразилия | 1100,5 | | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Рим | Италия | 2656,1 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Рио-де-Жанейро | Бразилия | 4207,3 | | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сайгон | Южный Вьетнам | 1682,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сан-Паулу | Бразилия | 5684,7 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сантьяго | Чили | 2447,7 | 1967 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сан-Франциско | США | 715,7 | 3109,5 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Свердловск | СССР | 1048 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сеул | Южная Корея | 3794,9 | 1966 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сиань | Китай | 1310,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сидней | Австралийский Союз | 155,5 | 2444,7 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сингапур | Сингапур | 1987,9 | | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | София | Болгария | 973,5 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Стамбул | Турция | 1742,0 | 2043,4 | 1965 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Стокгольм | Швеция | 756,7 | 1288,8 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сурабая | Индонезия | 1007,9 | | 1961 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Тайбэй | Китай | 1604,0 | | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Тайюань | Китай | 1020,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ташкент | СССР | 1424 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Тегеран | Иран | 2719,7 | 1966 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Токио | Япония | 9012,0 | 11350,0 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Турин | Италия | 1142,2 | 1968 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Тяньцзинь | Китай | 3220,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ухань | Китай | 2146 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Филадельфия | США | 1948,6 | 4817,9 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Хайдарабад | Индия | 1294,8 | 1363,4 | 1969 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ханой | ДРВ | 1096 | 1963 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Харбин | Китай | 1552,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Харьков | СССР | 1248 | | 1971 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Хьюстон | США | 1232,8 | 1985,0 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Циндао | Китай | 1121,0 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Чикаго | США | 3366,9 | 7612,3 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Чунцин | Китай | 2121 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Чэнду | Китай | 1107 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Шанхай | Китай | 6900 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Шэньян | Китай | 2411 | | 1957 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Численность населения городов СССР — по данным ЦСУ СССР.
Население остальных городов — главным образом по данным Demographic Yearbook, 1969, UN, а также по национальным источникам. Г. (особенно большой современный Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный организм, как сложный экономико-географический, архитектурный и инженерно-строительный, а также культурный комплекс. Г. Представляет собой историческую категорию, обусловленную в первую очередь социально-экономической структурой общества. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, Г. Получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в общественном производстве и в общественной жизни в целом, их социальный облик, их внешний вид и т.
Д. Существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производительных сил и производств, отношений. Экономико-географический и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. Являются прежде всего местами средоточия промышленного производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо от появления и углубления территориального (географического) разделения труда. Это и определяет производственные функции Г. В сфере промышленности, транспорта, обмена, а также производства услуг для тяготеющих к Г. Ареалов. Наряду с основной массой Г., базой развития которых являются функции общественного производства, имеются и др.
Типы Г., основанные на функциях административных (хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных (Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г., такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время — «Г. Науки», например Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, например Сочи, Карлови-Вари), религией (Г. — религиозные центры, например Мекка, Лурд) и т. П. Типология Г. По их функциям (а также величине, зависящей, в свою очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками географического положения Г. И характера его связей с тяготеющей к нему территорией. Так, среди Г. Промышленного профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений полезных ископаемых или источников энергии (например, Г.
Донбасса или Рурского бассейна). В транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы. В районах, обладающих значительными ресурсами с.-х. Сырья (особая разновидность — Г. — центры плантационного хозяйства) и т. П. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутренних перевозок. Во всех случаях для оценки экономико-географических условий развития Г. Важны величина и хозяйственная насыщенность тяготеющей к нему территории. Для портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном мысу (Дакар, Кейптаун).
Поскольку экономико-географические факторы, определяющие тип Г. Через его функции, исторически изменчивы, могут исторически менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в которой развивается Г., например его расположение близ горных проходов (многие Г. Северной Италии), на судоходной реке (например, волжские Г.), в удобной бухте (например, Владивосток), на рубеже природных зон и т. П. В ходе исторического развития одни Г. Утрачивали своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют «мёртвые города»), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы транспортных связей. Прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за мелкими роль лишь местных центров.
В целом историческое развитие ведёт ко всё большей урбанизации (См. Урбанизация) населения и укрупнению Г. Степень урбанизации страны — важный показатель уровня её экономического развития. Для современной урбанизации характерно широкое распространение групповых форм городского расселения (так, в СССР в локальных группах Г. Сосредоточено свыше 3/4 городского населения). Нередко вблизи современных больших Г. Находятся города-спутники (См. Город-спутник), Часто Г. Срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов) или конурбации (наиболее известные примеры — огромная сплошь урбанизированная полоса в США — от Бостона до Вашингтона — т. Н. Мегалополис. Официальные конурбации в Великобритании и многие другие).
В социалистических странах групповые формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок. В Г. В сконцентрированном виде проявляются производственные отношения, определяющие социальный строй данного общества (см. Ниже — Исторический очерк развития Г.). Г. Представляет собой определённый, отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям которого присущи черты, объединяемые понятием городского образа жизни. Для Г. Характерна концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая (по сравнению с деревней) демографическая, профессиональная и организационная структура. Так, крупный современный Г. Отличается высокой степенью разнообразия видов профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в условиях современной научно-технической революции), развитой системой государственной и общественной организаций и т.д.
В противовес относительной стабильности средневековых Г., социальная организация современных Г. Отличается высокой динамичностью структуры, множественностью и разнообразием внешних и внутренних связей, отсутствием замкнутых социальных «ячеек» (община, цех). Городской образ жизни отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи играют в Г. Значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные, притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных этнических групп и их взаимной ассимиляции. В то же время в капиталистических и др. Г. Досоциалистической эпохи имеют место уродливые явления этнической сегрегации (например, существование негритянских гетто в США).
Современный Г., особенно крупный, представляет собой сложный строительно-инженерный комплекс, систему инженерных сооружений и коммуникаций (водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных линий электропередач, устройства городского транспорта и т. П.), необходимых для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой жилых районов, территорий промышленных предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства Г. — развитие городского транспорта (См. Городской транспорт), создание сети коммунально-бытовых учреждений, городского освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной очистке и т.
Д. (см. Ст. Благоустройство населённых мест, Городское хозяйство). Система санитарно-гигиенических мероприятий в современном Г. Направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость (см. Также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано значительное распространение в Г. Некоторых болезней. Сердечно-сосудистых, рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза. Облик города, непрерывно изменяющийся, динамично отражающий социальное развитие и научно-технический прогресс общества, определяется совокупностью многих факторов. Величиной и пространственной структурой Г., историей его формирования, историко-архитектурным наследием, природным ландшафтом и др.
В Г. Исторически сложились или создаются по плану (главным образом в реконструируемых или новых Г. Социалистических стран) особые городские зоны. Центральная жилая, промышленная и др. В новых Г. Это зонирование проводится, как правило, достаточно четко. В структуре исторически сложившихся Г. Часто промышленные районы перемежаются с жилыми территориями — складывается т. Н. Чересполосное расположение функциональных зон. В структуре современного Г. Формируются иногда функциональные узлы, объединяющие труд, быт и отдых горожан. Центр Г., где размещаются обычно важнейшие административные и культурные учреждения, мемориальные комплексы, выполняет общественные, идеологические и представительные функции. Поэтому здесь находятся важнейшие архитектурные ансамбли, определяющие композиционное построение всего Г.
В центрах капиталистических Г. Сосредоточены деловые и административные здания (банки, биржи, конторы и др.), переполненные днём и пустующие вечером (район Сити в Лондоне), улицы торговли и индустрии развлечений с пёстрой, кричащей рекламой (Бродвей в Нью-Йорке). Облик исторического центра Г. И районов, населённых буржуазией, резко отличается по уровню благоустройства, типу и виду жилищ от облика пролетарских районов. Социальное районирование капиталистических Г. Может изменяться (например, интенсивно идёт процесс переселения привилегированных слоев населения из неблагоприятных для здоровья, вследствие загрязнённости воздуха и шума, центральных районов крупных Г. В озелененные благоустроенные пригороды). В центрах Г.
Социалистических стран велика роль общественных зданий, учреждений культуры. В социалистических Г. Нет противопоставления центра и периферии, а наблюдается теснейшее единство структуры Г., которое достигается развитием системы общественного центра (столичные проспекты Москвы), являющегося стержнем всей городской структуры, и высоким уровнем общественного обслуживания и благоустройства в новых жилых районах, где уровень комфорта зачастую выше, чем в центральных районах (например, Юго-Запад, Химки—Ховрино в Москве, жилой массив по улице Мориса Тореза в Ленинграде, район Жирмунай в Вильнюсе и др.). Большое влияние на облик Г. Оказывает промышленность — значительные по размерам промышленные территории, монументальные здания и сооружения, открытые установки и заводские трубы (например, автозавод и завод «Красное Сормово» в Горьком, заводы концерна «ФИАТ» в Турине).
Под воздействием научно-технической революции всё большее место в Г. Занимают научно-исследовательские учреждения, часто образующие специализированные городские центры. Транспорт, обеспечивающий функционирование Г. В целом и его отдельных зон, во многом определяет облик современного Г. — потоки автомобилей, автостоянки, транспортные сооружения, скоростные дороги, транспортные развязки (например, в Лос-Анджелесе), авто- и ж.-д. Вокзалы. Важную роль в облике Г. Играют зелёные насаждения. Парки, скверы, бульвары (Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького, Московский парк культуры и отдыха «Сокольники», Измайловский парк культуры и отдыха в Москве, Гайд-Парк в Лондоне, Тюильри и Булонский лес в Париже). Сложен и многообразен облик старых Г., длительное (иногда многовековое) историческое развитие которых материализуется в историко-архитектурном наследии.
Облик таких Г. Складывается в результате сложного взаимодействия разновременно сложившихся элементов Г., придающего ему индивидуальные, порой неповторимые черты. В небольших исторических Г. (Бухара, Псков) и особенно в Г.-заповедниках (Суздаль) историко-архитектурное наследие является важным фактором, формирующим их облик. В крупных, быстро развивающихся исторических Г. Оно становится лишь фрагментом современного Г., сохраняя ведущее значение в композиции районов исторического центра (Москва, Ярославль, Прага). Многие старые европейские Г. Сохраняют своё историческое ядро. Включающее иногда постройки античного времени (акрополи, форумы, театры и др. В Г. Средиземноморья), но чаще средневековый центр с замком (кремлём), рыночной площадью, с характерной для многих Г.
В средневековый период радиально-кольцевой планировкой и узкими кривыми улицами. К средневековому ядру примыкают кварталы 18—1-й половины 19 вв., обычно с регулярной планировкой и парадными ансамблями нового центра. Кольца бульваров занимают место снесённых городских укреплений. Городские дворянские усадьбы и особняки 17—1-й четверти 19 вв. Соседствуют с кирпичными фабричными корпусами 2-й половины 19 в., деловыми зданиями (банки, биржи, конторы), вокзалами, многоквартирными доходными домами. К бывшим когда-то загородными дворцам и усадьбам вплотную подходит современная городская застройка, лаконичные формы которой находятся в резком контрасте с архитектурой прошлого. Шп.
Дополнительный поиск Город
На нашем сайте Вы найдете значение "Город" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Город, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа