Деизм
(от лат. Deus — бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. О., Д. Противостоит как Теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и Пантеизму, растворяющему бога в природе, и Атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. Выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.
Д. Развился прежде всего в Великобритании. Родоначальником его считается английский философ лорд Чербери (17 в.), развивший идею религии разума («Трактат об истине», 1624). К Д. Примыкали мыслители различных направлений — как идеалисты, так и материалисты, причём для последних, по словам Маркса, Д. «. Есть не более как удобный и лёгкий способ отделаться от религии» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Наивысшее развитие Д. Получил в 1-й половине 18 в. В Великобритании деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравственное учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк. В Америке — Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен, Т. Пейн. Близко к Д. Стоял Дж. Локк. Высказанный Д. Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды, делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца («Диалоги о естественной религии», 1779).
Во Франции идеи Д. Проводил Вольтер, к Д. Приближался Ж. Ж. Руссо. С критикой Д. Выступали французские материалисты 18 в. В Германии Д. Распространялся на почве философского рационализма (Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг). Идеи Д. Своеобразно преломились в сочинении И. Канта «Религия в пределах только разума» (1793, рус. Пер. 1908). Среди русских прогрессивных мыслителей Д. Получил распространение в конце 18 — начале 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, некоторые декабристы). В целом Д. Сыграл положительную роль в развитии свободомыслия 17—18 вв. В дальнейшем утратил своё прогрессивное значение. В современной буржуазной философии Д. Не имеет самостоятельного значения, но его придерживаются многие естествоиспытатели, которые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.
Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Избр. Произв., т. 2, М., 1952, с. 97—99. [Орбинский P. В.], Английские деисты 17 и 18 столетий, «Записки Новороссийского университета», 1868, год 2, т. 3, в. 1. Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии», М., 1908. Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]. Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841. Sayous Ed., Les déistes anglais et le christianisme. (1696—1738), P., 1882. Torrey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven — Oxf., 1930. Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mass.), 1934. Schlegel D. B., Shaftesbury and the French Deists, Chapel Hill, 1956.
Дополнительный поиск Деизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Деизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 5 символа