Деизм

153

Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому, явление религиозной жизни, но в действительности это скоре течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской Д. Представляет собой момент в истории развития представлений о Божестве. Политеизм уступает место монотеизму еще в Греции благодаря Ксенофану и его последователям. Он же старается устранить и антропоморфные представления из понятия Божества.

Но в идее личного Бога, творца и руководителя мира, все же остается антропоморфный элемент, ибо личность немыслима без сознания, сознание же есть атрибут человека. В устранении этого элемента состоит философский мотив Д. С другой стороны, причину деистического направления следует искать в общих условиях умственного состояния XVII века. Научные открытия должны были повлиять на религиозные представления и вызвать критику основ религии — откровения и догматов, принимаемых христианской церковью. По этой причине нельзя согласиться с определением Д., данным Боссюэ. "un athéisme déguisé". Деистическое движение было естественным и необходимым результатом общего положения знания в XVII в. Это было движение рационалистическое, с его хорошими и дурными сторонами.

К первым следует отнести защиту свободы совести, борьбу с суевериями и указание на нравственный момент как на наиболее существенный во всякой религии. Ко вторым — то непонимание исторических явлений, которым страдало деистическое направление. Принципом и критерием деистов был разум в форме так называемого "здравого смысла", общего всем людям. Отсюда их псевдоуниверсализм, отсутствие исторической точки зрения, борьба против всего, что превышает понимание здравого смысла. Оттого и результаты деистического движения были отрицательные. Деисты не создали системы и представляют собой лишь направление мысли, к которому примыкали мыслители весьма различных убеждений, как Гоббс и Шефтсбери, Гольбах и Руссо. Несостоятельность основного принципа деистов была причиной того, что историческая школа, с одной стороны, и спекулятивная философия XIX в., с другой, окончательно устранили деистов.

Осталась лишь одна из излюбленных мыслей деистов — различение естественной и положительной религии да учение их о том, что сущность религии состоит в нравственности. Это учение вошло благодаря Канту и Фихте в общее сознание. Д. Появился впервые в Англии в начале XVII в., отсюда перешел во Францию и наконец распространился в Германии. В каждой из этих стран он получил окраску, сообразную национальному характеру. В Англии Д. Не стал общим течением мысли образованного класса людей. Он был здесь только учением отдельных писателей, группировавшихся около лорда Герберта Шербери и Локка. Английский Д. Связан с политикой в большей мере, чем это было во Франции и в Германии. Начав с эмпиризма, английский Д. Кончил психологическим субъективизмом Юма.

Французский Д. Весьма быстро выродился в атеизм и материализм. Локк и у французов служил исходным пунктом движения, но Локк — в понимании Вольтера, весьма неправильно считавшего его сенсуалистом. Нем. Д. Определяется сочинениями англичан и французов, переведенными в XVIII в., и философией Вольфа, который различением естественного богословия от откровенного подготовил почву для большей свободы мысли в протестантской теологии. Английские деисты очень рано начали называть себя freethinker'ами. У французов писатели этого направления назывались esprits forts или libertins (в религиозном отношении). У немцев оно получило название "Aufklärung", просвещения. Органом просветителей была "Немецкая библиотека", издаваемая с 1765 г.

Николаи. Кант старался определить понятие просвещения, а Фихте, который может считаться истинным представителем просвещения, подверг Николаи и его принципы убийственной и весьма справедливой критике. Родоначальник Д., лорд Герберт Шербери (ум. В 1648г.), говорил, что различные религии ссылаются на откровение. Поэтому необходима критика его. Критерием должны быть врожденные или общие идеи, которые могут быть определены по известным признакам, перечисленным в сочинении "De veritate" (всеобщее признание, необходимость, априорность). Существование Бога очевидно из рассмотрения как природы, так и человеческого сознания. Пять врожденных идей, вложенных в сознание человека Богом, касаются религии. Бытие Бога, обязанность поклонения ему, добродетель и благочестие как главнейшие элементы богопочитания, раскаяние в грехах и воздаяние в этом и ином мире.

Эти пять идей составляют сущность естественной религии и должны быть принципами вселенской церкви. Откровение лишь дополняет эти пять положений и таким образом создает отдельные церкви. Но истинность откровения должна быть гарантирована тремя условиями. Молитвой, личным характером, ибо переданное откровение есть уже история, предание, и, наконец, характером самого содержания откровения. Чарльз Блоун, или Юний Брут (псевдоним), популяризовал принципы Шербери и Гоббса. Локк, противник лорда Шербери в учении о познании, в сочинении "Разумность христианства" (1695) и 4-х письмах "О терпимости" оказал большое влияние на деистическое направление тем, что требовал согласия откровения с законами разумного познания.

Вера не должна быть сверхразумною. Предмет ее должен быть понятен. Джон Толанд смотрел на откровение как на образовательное средство нашего разума. Сочинение его "Христианство без таинств" было по определению парламента сожжено. Некоторые мысли Толанда были развиты впоследствии Землером. Толанд, подобно Спинозе, высказывал относительно библейской критики мысли, которые осуществлены тюбингенской исторической школой. Антони Коллинз защищал принцип свободы мысли и совести в делах религии. Его сочинение "Трактат о свободе мысли, написанный по поводу возникновения и распространения секты так назыв. Свободномыслителей" (1713) было переведено на иностранные языки. Граф Шефтсбери настаивал на значении нравственности, указывал на врожденное нравственное чувство и видел в добродетели критерий религии.

Мысли Шефтсбери имели влияние на Лессинга ("Erziehung des Menschengeschlechts"). Коллинз уже применял к пророчествам аллегорическое толкование и этим подрывал значение откровения. Вульстон подверг строгой критике чудеса и нашел, что они не представляют рассказа о событиях, а имеют характер параболических повествований. Основываясь на сочинениях перечисленных лиц, Матвей Тиндаль (1656-1733) создал наиболее систематическое изложение Д. — "Библию Д.", в которой он выставляет естественную религию, или религию разума, как сущность христианства, а содержание христианства видит в повиновении закону разума или нравственности. Меньшее значение имеют Додвель и Анет. Предшественником французских деистов был И. Бодэн, защищавший в конце XVII в.

Право свободной мысли в сфере религии. Пьер Бейль в XVII в., критик и скептик, исследовал отношение веры к разуму. Бернард Мавдевилл, маркиз д'Аржанс, граф Булэнвиллье, Туссэн и друг., не прибавляя к Д. Ничего принципиально нового, служили распространению этого направления. Но их роль исчезает в сравнении с Ж. Ж. Руссо, реформатором в сфере религиозной, видевшим в религии проявление чувства, а не разума, и считавшим веру в Бога и промысел возможной без всякого откровения и без всякого культа. Мысли Руссо имели громадное влияние и отразились на Канте. Гельвеций приблизил Д. К материализму, объявив все нравственные понятия шаткими и покоящимися на эгоизме. Влияние религии в деле совершенствования человека он отрицал.

Вольтер нападал на положительную сторону христианской религии. Он не сказал ничего нового в деистическом направлении. Дидро, более глубокий и более одаренный философским пониманием, сначала увлекался Д., но кончил пантеистическим материализмом. То, к чему постепенно стремился французский Д., было окончательно выражено в "Евангелии материализма", в "Системе природы" Гольбаха.Деистическое направление в Германии открывает собой Диппель, отрицавший значение догматов и культа и видевший в самоотречении и любви к ближнему весь смысл религии. Подобно Диппелю, Эдельман также боролся с лютеранской церковью. Центральной личностью немецкого Д. Был Герман Реймарус, познакомивший немцев с английскими деистами и защищавший права разума против лютеранской ортодоксальности.

Известность доставило ему сочинение "Трактат о важнейших истинах естественной религии". Лессинг по смерти Реймаруса издал его "Вольфенбюттельские фрагменты неизвестного" (1774-77). Карл-Фридрих Бардт старался подорвать веру в божественное происхождение христианства и показать тщету откровения, покоящегося на пророчествах и чудесах. Вольфовская философия более всего отразилась на Моисее Мендельсоне, который вел полемику как против атеизма, так равно и против христианства, защищая естественную религию, сущность которой он полагал в трех основных законах Бога, промысла и бессмертия. Штейнбарт видел цель христианства в счастье людей, которое он определяет как внутреннее состояние постоянного довольства души.

Лессинг заканчивает собой первый период деистического движения и выражает его наиболее полно и талантливо. Начиная с Канта, Д. Постепенно принимает совершенно иную окраску и, наконец, пройдя школу Гегеля, приводит к взглядам Лудвига Фейербаха и Давида Штрауса. О Д. См. Lechler, "Geschichte d. Englischen Deismus" (1841). J. Hunt, "Religious Thought in England" (1870-1872). Leslie Stephen, "History of English Thought in the XVIII Century" (Лонд., l881). Орбинский, "Английские деисты XVII и XVIII ст." (Одесса, 1868, в "Записках Имп. Новор. Унив.", III т., I вып.). Sayons, "Le deisme anglais" (1888). Э. Радлов..

Значения в других словарях
Деизм

(от лат. Deus — бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. О., Д. Противостоит как Теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и Пантеизму, растворяющему бога в природе, и Атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. Выступил с идеей естественно..

Деизм

ДЕИЗМ (от лат. Deus - бог) - религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. Е. "промысел божий", чудеса и т. П.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.. ..

Деизм

ДЕИЗМ (от латинского deus - Бог), религиозно-философская доктрина>, которая признает Бога как мировой разум>, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. Промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума (смотри Естественная религия>). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17 - 18 вв....

Дезулиер

(Antoinette Deshoulières) — франц. Поэтесса. Род. Около 1637-38 г. Знала языки латинский, итальянский и испанский. Изучала философию под руководством Гассенди. Вышедши замуж за Д., офицера принца Конде, она последовала за ним в Брюссель. Здесь она благодаря своей красоте и уму заняла блестящее положение. Но за свое слишком энергичное требование от испанск. Правительства следовавших мужу ее денег была подвергнута заключению в замке Вильворден, откуда лишь через 8 месяцев была силой освобождена му..

Деидамия

Дочь Ликомеда, царя о. Скироса. Она появляется в послегомеровском развитии сказаний об Ахилле. Когда последний воспитывался среди дочерей Ликомеда, он вступил в тайную связь с Д., плодом которой был Неоптолем, различаемый в этих сказаниях от Пирра. На фресках и мозаиках, изображающих открытие Ахилла Одиссеем среди дочерей Ликомеда, обыкновенно представляется и Д. А. Щ.. ..

Деиотар

(Dejotarus) — тетрарх Галатии, приверженец римлян. За важные услуги, оказанные им римским полководцам в азиатских войнах, получил от римского сената царский титул и господство над Малой Арменией и частью Понта. В борьбе Цезаря с Помпеем был на стороне послднего, но после битвы при Фарсале подчинился Цезарю, который помог Д. Победить Фарнака, сына Митридата. Малой Армении Цезарь Д. Не возвратил, но оставил за ним царский титул. В 45 г. До Р. X. Д. Был обвинен своим внуком Кастором и врачом Фидипп..

Деисуc

— Д-ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава. Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в. Она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми. Она же изображалась на предметах облачения (на митрах), на венчальных венцах (мужских) и пр..

Деизм

Термин, первоначально употреблявшийся в том же смысле, что и термин "теизм", и обозначавший веру в единого верховного Бога, а в конце 17 в. Приобретший самостоятельное значение и использовавшийся для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом. Лорд Герберт Чербери (1583-1648), которого обычно называют "отцом деизма", искал основания для рационалистической религии в тех изначальных идеях, которые разделяют все люди независимо от их вероисповедания. С.Кларк (1675-1..

Деизм

(греч., от Theos - Бог). Философская система XVII и XVIII в., возникшая в Англии и оттуда распространившаяся по всей зап. Европе. Она признавала существование Бога, но отвергала божественное откровение и основывала веру на рассудке.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от Theos, Бог. Богословская система в Англии, в XVII и XVIII столетиях, ставившая главным своим догматом присутствие и деятельность Бога.(Источник. "Объяснение 25000 ино..

Деизм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Деизм

Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение и вообще богословское, догматическое учениеДеист - последователь этого учениясм. Индифферентный.. ..

Деизм

Деисм м. Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист м. Деистка ж. Последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся.. ..

Деизм

М.Религиозно-философское учение (XVII-XVIII вв.), допускающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества, человека.. ..

Деизм

ДЕИ́ЗМ [дэ], -а. М. [от лат. Deus - бог] Религиозно-философское воззрение (17 - 18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий.. ..

Деизм

[дэ], -а, м. Религиозно-философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. II прил. Деистический, -ая, -ое.. ..

Деизм

Деизма, мн. Нет, м. (от латин. Deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей.. ..

Деизм

Религиозно-философское учение, согласно которому бог является олицетворением мирового разума, создавшего материю и давшего ей свои законы, но далее не вмешивающегося в жизнь природы и людей.. ..

Деизм

(от лат. Deus - бог) - религ.-филос. Течение, сочетающее материалистич. Тенденции с уступками религии и идеализму. Возникло в 17-18 вв. В Англии и др. Странах Зап. Европы. Предшественником англ. Деистов был Жан Боден. Родоначальником Д. Считают Херберта Чербери (Herbert E. Of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители Д. - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия кон. 17 - нач. 18 вв.), Вольтер, Руссо (Франция 18 в.), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 в.). Д..

Деизм

(лат. Deus - Бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ, ЛОГОС, МЕТАФИЗИКА), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. АВТОР). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на прот..

Деизм

ДЕИЗМ (лат. Deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креаци-онный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам. Соответственно, в качестве семантически акцентри-рован..

Деизм

(лат. Deus — Бог) — философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. Лого-центризм, Логос, Метафизика), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. Автор). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на прот..

Деизм

Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума.. ..

Дополнительный поиск Деизм Деизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа