Дильтей

95

(Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, — 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни (См. Философия жизни). Профессор в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Философские воззрения Д., ученика Ф. Тренделенбурга, формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого идеализма и романтизма (внимание к миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-французского позитивизма (Дж. С. Милль, О. Конт. Антиметафизическая установка и метод психологизма как анализ непосредственных данных сознания). Влияние на Д. Оказало также неокантианство баденской школы (противопоставление естественнонаучного и культурно-исторического познания). Центральным у Д. Является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности.

Человек, по Д., не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Д. Резко отделяет мир природы. Задача философии (как «науки о духе»), по Д., — «понять жизнь, исходя из неё самой» (см. Gesammelte Schriften, Bd 5, Lpz. — В., 1924, S. 4). В связи с этим Д. Выдвигает метод «понимания» как непосредственное постижение некоторой духовной целостности (целостного переживания). Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Д. Противопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внешним опытом и связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения (См.

Самонаблюдение)), понимание чужого мира — путём «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Д. «герменевтикой». Истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. В более поздних работах Д. Отказывается от интроспекции как психологического способа «понимания», сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного духа». Здесь Д. Во многом предвосхищает неогегельянство. Однако он отрицательно относился к панлогизму. В противоположность Г. Гегелю, у Д. Всегда сохраняется романтическая склонность к признанию «последней тайны» жизни, к которой интерпретатор может только приближаться, но не постигать её до конца.

Вслед за романтиками Д. Рассматривает целостность исторических образований через призму целостности человеческой личности — его основные исторические исследования построены по принципу соединения множества биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. Является релятивизм, который характеризует также и его учение о трёх основных типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной установки. Натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д. Оказал большое влияние на развитие буржуазной философии 20 в., особенно на Экзистенциализм. По своим социальным взглядам Д. Является представителем буржуазного либерализма. Соч. Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 1—12, 1957—60. В рус. Пер. — Описательная психология, М., 1924.

Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб. Новые идеи в философии, № 1, СПБ, 1912. Лит. Кон И., В. Дильтей и его «критика исторического разума», в сб. Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967. Гайденко П. П., Категория времени в буржуазной европейской философии истории 20 века, в сб. Философские проблемы исторической науки, М., 1969. Spranger Е., W. Dilthey, Lpz., 1912. Hodges Н. А., The philosophy of W. Dilthey, L., 1952. Bollnow O. F., Dilthey, 2 Aufl., Stuttg, 1955. П. П. Гайденко. В. Дильтей..

Значения в других словарях
Дильс Отто

Дильс (Diels) Отто (23.1.1876, Гамбург, ‒ 7.3.1954, Киль), немецкий химик-органик. В 1899 окончил Берлинский университет, где с 1906 был профессором. С 1916 профессор Кильского университета. Д. Предложил в 1927 способ дегидрирования органических соединений с помощью селена без изменения их углеродного скелета. Дегидрировал холестерин и др. Стерины. В 1928 Д. Совместно с К. Альдером. ..

Дильса-Альдера реакция

то же, что Диеновый синтез. ..

Дильтей Вильгельм

Дильтей (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, ‒ 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни. ..

Дилювий

(от лат. Diluvium — потоп, наводнение) устаревший термин, употреблявшийся в геологии как синоним плейстоценового отдела (эпохи). В советской геологии вышел из употребления, однако многие немецкие учёные продолжают им пользоваться. Предложен Баклендом (1823), который считал, что четвертичные осадки связаны с библейским всемирным потопом. ..

Дильтей

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833 - 1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.. ..

Дильтей

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (Wilhelm Dielthey, 1833-1911) - немецкий философ, историк и литературовед, введший впервые понятие так наз. Наук о духе (Geisteswissenschaft), оказывающее огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и др.). В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о ..

Дильтей

(Dilthey), Вильгельм (19.XI.1833 - 3.X.1911) - нем. Философ-идеалист, один из родоначальников т. Н. "философии жизни" и "критич. Философии истории". Проф. В Базеле (с 1866), Киле (с 1868) и Бреславле (с 1871), с 1882 - проф. Берлинского ун-та. Выступив против "натурализма" позитивистской социологии и метафизич. Концепций философии истории нем. Классич. Идеализма, Д. Положил в основу своей философии "непосредств. Переживание" субъекта. Резко противопоставив естествознание "наукам о духе" (Geistes..

Дильтей

(Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения. 'Введение в науки о духе. Критика исторического разума' (1883), 'Описательная психология' (1894), 'Возникновение герменевтики' (1900) и др. Философские взгляды Д. Формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать на область общеисторического знания. Значимым истоком тво..

Дильтей

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения - "Введение в науки о духе. Критика исторического разума" (1883), "Описательная психология" (1894), "Возникновение герменевтики" (1900) и др. Философские взгляды Д. Формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать на область общеисторического знания. Значимым ис..

Дополнительный поиск Дильтей Дильтей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дильтей" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дильтей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа