Дильтей
(Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, — 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни (См. Философия жизни). Профессор в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Философские воззрения Д., ученика Ф. Тренделенбурга, формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого идеализма и романтизма (внимание к миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-французского позитивизма (Дж. С. Милль, О. Конт. Антиметафизическая установка и метод психологизма как анализ непосредственных данных сознания). Влияние на Д. Оказало также неокантианство баденской школы (противопоставление естественнонаучного и культурно-исторического познания). Центральным у Д. Является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности.
Человек, по Д., не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Д. Резко отделяет мир природы. Задача философии (как «науки о духе»), по Д., — «понять жизнь, исходя из неё самой» (см. Gesammelte Schriften, Bd 5, Lpz. — В., 1924, S. 4). В связи с этим Д. Выдвигает метод «понимания» как непосредственное постижение некоторой духовной целостности (целостного переживания). Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Д. Противопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внешним опытом и связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения (См.
Самонаблюдение)), понимание чужого мира — путём «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Д. «герменевтикой». Истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. В более поздних работах Д. Отказывается от интроспекции как психологического способа «понимания», сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного духа». Здесь Д. Во многом предвосхищает неогегельянство. Однако он отрицательно относился к панлогизму. В противоположность Г. Гегелю, у Д. Всегда сохраняется романтическая склонность к признанию «последней тайны» жизни, к которой интерпретатор может только приближаться, но не постигать её до конца.
Вслед за романтиками Д. Рассматривает целостность исторических образований через призму целостности человеческой личности — его основные исторические исследования построены по принципу соединения множества биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. Является релятивизм, который характеризует также и его учение о трёх основных типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной установки. Натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д. Оказал большое влияние на развитие буржуазной философии 20 в., особенно на Экзистенциализм. По своим социальным взглядам Д. Является представителем буржуазного либерализма. Соч. Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 1—12, 1957—60. В рус. Пер. — Описательная психология, М., 1924.
Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб. Новые идеи в философии, № 1, СПБ, 1912. Лит. Кон И., В. Дильтей и его «критика исторического разума», в сб. Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967. Гайденко П. П., Категория времени в буржуазной европейской философии истории 20 века, в сб. Философские проблемы исторической науки, М., 1969. Spranger Е., W. Dilthey, Lpz., 1912. Hodges Н. А., The philosophy of W. Dilthey, L., 1952. Bollnow O. F., Dilthey, 2 Aufl., Stuttg, 1955. П. П. Гайденко. В. Дильтей..
Дополнительный поиск Дильтей
На нашем сайте Вы найдете значение "Дильтей" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дильтей, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа