Дильтей
(Dilthey), Вильгельм (19.XI.1833 - 3.X.1911) - нем. Философ-идеалист, один из родоначальников т. Н. "философии жизни" и "критич. Философии истории". Проф. В Базеле (с 1866), Киле (с 1868) и Бреславле (с 1871), с 1882 - проф. Берлинского ун-та. Выступив против "натурализма" позитивистской социологии и метафизич. Концепций философии истории нем. Классич. Идеализма, Д. Положил в основу своей философии "непосредств. Переживание" субъекта. Резко противопоставив естествознание "наукам о духе" (Geisteswissenschaften), Д. Утверждал, что обществоведение имеет дело лишь с "фактами сознания", к-рые допускают непосредств. Интуитивное проникновение. Если природа является чем-то внешним по отношению к сознанию исследователя, то в гуманитарных науках, по мнению Д., природа объекта и субъекта идентична.
Отсюда и противоположность методов познания. В естеств. Науках имеет место причинное объяснение и описание явлений, в гуманитарных же, в частности в истории, на первый план выступает субъективное проникновение. Гл. Методом ист. Познания, по Д., является "понимание" (Verstehen), осн. На том, что историк как бы заново переживает душевное состояние интересующих его ист. Личностей, но в то же время не сливается с ними полностью. При этом Д. Подчеркивал, что теория познания в области наук о духе должна быть исторична, т. К. Дух находится в непрерывном движении и развитии. Подчеркивая индивидуальность, неповторимость любого ист. Целого, Д. Отрицал возможность формулирования законов истории. Эта точка зрения неизбежно приводила к релятивизму, хотя сам Д.
И возражал против этого. Гносеологич. Корни концепции Д, связаны с тем, что его как историка интересовали исключительно история духовной культуры и биографии отдельных личностей. В исследованиях, в к-рых внимание сосредоточивается преим. На изучении внутр. Мира человека, роль интуиции и своего рода художеств. Воображения действительно велика. Но Д. Неосновательно дал этому явлению иррационалистскую трактовку и к тому же распространил ее на все ист. Познание. Отождествив ист. Процесс с историей человеческого самосознания, Д. Фактически подрывал самые основы объективного ист. Знания. Ист. Наука становится у него функцией личных качеств историка. Первые работы Д., включая его основополагающее соч. - "Введение в науки о духе" ("Einleitung in die Geisteswissenschaften", 1883), были встречены бурж.
Историками и философами довольно холодно. Однако в дальнейшем, по мере усиления иррационализма в бурж. Философии, влияние Д. Возрастало. Он по праву считается родоначальником нем. Неоидеалистич. Историзма. Его последователи (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Т. Лессинг, отчасти также Г. Риккерт и др.) значительно усилили иррационализм и релятивизм учения Д., заострив его против ист. Материализма. В совр. Бурж. Философии истории наиболее активными пропагандистами его взглядов являются зап.-герм. Социологи Э. Ротхаккер и Т. Литт, а также франц. Историк А. И. Марру. Большое влияние идеи Д. Оказали на формирование философии истории экзистенциализма.Соч. Gesammelte Schriften, Bd 1-9, 11-12. Lpz.-В., 1921-36, Bd 10, 1958. Der junge Dilthey. Ein Lebensbild in. Briefen und Tagebüchern.
1852-70, Zsgest v. C. Misch geb. Dilthey, Lpz.-В., 1933. В рус. Пер. - Сущность философии В. Дильтея, в кн. Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда..., СПБ, 1909. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб. Новые идеи в философии, ч. 1, СПБ, 1912. Описательная психология, М., 1924.Лит. Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - нач. XX вв., М., 1958, с.54-57. Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, с. 105-117. Kon I. S., Kritický nástin filosofie dejin 20 stoleti, Praha, 1963. Aron R., Essai sur la théorie de l'histoire dans l'Allemagne contemporaine. La philosophie critique de l'histoire, 2 éd., P., 1950, ch.
1. Bischoff D., Wilhelm Diltheys geschichtliche Lebensphilosophie..., Lpz.-В., 1935. Hodges H. A., The philosophy of Wilhelm Dilthey, L., 1952. Landgrebe L., Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften, Halle, 1928. Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956, s. 27-145. Suter I. F., Philosophie et histoire chez W. Dilthey. Bâle, 1960.И. С. Кон. Ленинград..
Дополнительный поиск Дильтей
На нашем сайте Вы найдете значение "Дильтей" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дильтей, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа