Дильтей

99

(Dilthey), Вильгельм (19.XI.1833 - 3.X.1911) - нем. Философ-идеалист, один из родоначальников т. Н. "философии жизни" и "критич. Философии истории". Проф. В Базеле (с 1866), Киле (с 1868) и Бреславле (с 1871), с 1882 - проф. Берлинского ун-та. Выступив против "натурализма" позитивистской социологии и метафизич. Концепций философии истории нем. Классич. Идеализма, Д. Положил в основу своей философии "непосредств. Переживание" субъекта. Резко противопоставив естествознание "наукам о духе" (Geisteswissenschaften), Д. Утверждал, что обществоведение имеет дело лишь с "фактами сознания", к-рые допускают непосредств. Интуитивное проникновение. Если природа является чем-то внешним по отношению к сознанию исследователя, то в гуманитарных науках, по мнению Д., природа объекта и субъекта идентична.

Отсюда и противоположность методов познания. В естеств. Науках имеет место причинное объяснение и описание явлений, в гуманитарных же, в частности в истории, на первый план выступает субъективное проникновение. Гл. Методом ист. Познания, по Д., является "понимание" (Verstehen), осн. На том, что историк как бы заново переживает душевное состояние интересующих его ист. Личностей, но в то же время не сливается с ними полностью. При этом Д. Подчеркивал, что теория познания в области наук о духе должна быть исторична, т. К. Дух находится в непрерывном движении и развитии. Подчеркивая индивидуальность, неповторимость любого ист. Целого, Д. Отрицал возможность формулирования законов истории. Эта точка зрения неизбежно приводила к релятивизму, хотя сам Д.

И возражал против этого. Гносеологич. Корни концепции Д, связаны с тем, что его как историка интересовали исключительно история духовной культуры и биографии отдельных личностей. В исследованиях, в к-рых внимание сосредоточивается преим. На изучении внутр. Мира человека, роль интуиции и своего рода художеств. Воображения действительно велика. Но Д. Неосновательно дал этому явлению иррационалистскую трактовку и к тому же распространил ее на все ист. Познание. Отождествив ист. Процесс с историей человеческого самосознания, Д. Фактически подрывал самые основы объективного ист. Знания. Ист. Наука становится у него функцией личных качеств историка. Первые работы Д., включая его основополагающее соч. - "Введение в науки о духе" ("Einleitung in die Geisteswissenschaften", 1883), были встречены бурж.

Историками и философами довольно холодно. Однако в дальнейшем, по мере усиления иррационализма в бурж. Философии, влияние Д. Возрастало. Он по праву считается родоначальником нем. Неоидеалистич. Историзма. Его последователи (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Т. Лессинг, отчасти также Г. Риккерт и др.) значительно усилили иррационализм и релятивизм учения Д., заострив его против ист. Материализма. В совр. Бурж. Философии истории наиболее активными пропагандистами его взглядов являются зап.-герм. Социологи Э. Ротхаккер и Т. Литт, а также франц. Историк А. И. Марру. Большое влияние идеи Д. Оказали на формирование философии истории экзистенциализма.Соч. Gesammelte Schriften, Bd 1-9, 11-12. Lpz.-В., 1921-36, Bd 10, 1958. Der junge Dilthey. Ein Lebensbild in. Briefen und Tagebüchern.

1852-70, Zsgest v. C. Misch geb. Dilthey, Lpz.-В., 1933. В рус. Пер. - Сущность философии В. Дильтея, в кн. Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда..., СПБ, 1909. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб. Новые идеи в философии, ч. 1, СПБ, 1912. Описательная психология, М., 1924.Лит. Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - нач. XX вв., М., 1958, с.54-57. Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, с. 105-117. Kon I. S., Kritický nástin filosofie dejin 20 stoleti, Praha, 1963. Aron R., Essai sur la théorie de l'histoire dans l'Allemagne contemporaine. La philosophie critique de l'histoire, 2 éd., P., 1950, ch.

1. Bischoff D., Wilhelm Diltheys geschichtliche Lebensphilosophie..., Lpz.-В., 1935. Hodges H. A., The philosophy of Wilhelm Dilthey, L., 1952. Landgrebe L., Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften, Halle, 1928. Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956, s. 27-145. Suter I. F., Philosophie et histoire chez W. Dilthey. Bâle, 1960.И. С. Кон. Ленинград..

Значения в других словарях
Дильтей

(Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, — 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни (См. Философия жизни). Профессор в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Философские воззрения Д., ученика Ф. Тренделенбурга, формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого идеализма и романтизма (внимание к миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-французского позитивизма (Дж. С. Милль, О. Конт. Антиметафизическая установка и..

Дильтей

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833 - 1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.. ..

Дильтей

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (Wilhelm Dielthey, 1833-1911) - немецкий философ, историк и литературовед, введший впервые понятие так наз. Наук о духе (Geisteswissenschaft), оказывающее огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и др.). В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о ..

Дильмун

Шумерское и вавилонское назв. Бахрейнских островов и прилегающих р-нов Аравийского п-ова. В шумерской мифологии Д. Был связан с представлениями о создании культуры и о "золотом веке". Со 2-й пол. 3-го тыс. До нач. 1-го тыс. До н.э. Д. Являлся посредником между народами Двуречья (шумерами, вавилонянами, ассириянами) и Индией (непосредств. Связи с последней в этот период Двуречье не имело). Археологически Бахрейнские острова исследованы датской экспедицией под рук. Бибби (с 1954).. ..

Дильс

(Diels), Герман (18.V.1848 - 4.VI.1922) - нем. Историк античности. С 1882 - проф. Берлин. Ун-та, непременный секретарь Прусской АН. Исследовал др.-греч. И лат. Филологию и науч.-технич. Мысль, издавал и переводил антич. Источники.Соч. Doxographi graeci, Berolini, 1879. Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 1-3, В., 1959-60. Antike Technik, 3 Aufl., Lpz., 1924. Lukrezstudien, Bd 1-5, В., 1918-22. В рус. Пер. - Досократики. Историко-критич. Обзор и пер. А. Маковельского, ч. 1-3. Каз., 1914-..

Димини

(Dimnni) - поселение эпохи энеолита и ранней бронзы (3-е тыс. До н. Э.) в Фессалии (близ Волоса, Греция). На поселении (раскапывалось в 1907-08) обнаружены остатки мегаронообразных (см. Мегарон) жилых сооружений на кам. Фундаментах, окруженные по меньшей мере шестью рядами кам. Оборонит. Стен. За внутр. Стеной расположен один большой мегарон - жилище главы обитавшей здесь общины. Культура Д. Характеризуется расписной (темными или белыми линиями по светлому, красному или коричневому фону) или про..

Димитрий Кидонис

(Dnmntrios Kydonns) (ок. 1324-97 или 1398) - визант. Писатель и политич. Деятель при дворах Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога, сторонник унии с Римом. Д. К. Перевел на греч. Яз. Ряд лат. Богословских соч., в т. Ч. Произв. Фомы Аквинского. Он принадлежал к кругам визант. Гуманистов и выступал против исихастов и мистики Григория Паламы. Его соч. (особенно письма), где Д. К. Подражал Платону, - важный источник по внутр., внешнеполитич. И культурной истории Византии 14 в. В "Монодии павшим ..

Дильтей

(Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения. 'Введение в науки о духе. Критика исторического разума' (1883), 'Описательная психология' (1894), 'Возникновение герменевтики' (1900) и др. Философские взгляды Д. Формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать на область общеисторического знания. Значимым истоком тво..

Дильтей

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения - "Введение в науки о духе. Критика исторического разума" (1883), "Описательная психология" (1894), "Возникновение герменевтики" (1900) и др. Философские взгляды Д. Формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать на область общеисторического знания. Значимым ис..

Дополнительный поиск Дильтей Дильтей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дильтей" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дильтей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа