Дороги

99

общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. Сеть Д. Для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тысячелетии до н. Э. Обычно древнейшие Д., как и большинство Д. 2—1-го тысячелетия до н. Э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. Э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Д. Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тысячелетия до н. Э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Д.

Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений. От нерегулярной застройки, типичной для древнеземледельческих поселений, уже во 2-м тысячелетии до н. Э. На юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Д. И вдоль них возникают большие поселения. Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Д. Обмена, сложившиеся в конце 3-го тысячелетия до н. Э. «янтарный путь», пересекавший всю Среднюю Европу, «оловянный путь» от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов.

Так, на Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии выявляются следы так называемого лазуритового пути, по которому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значительной части Западной Азии начиная с 4-го тысячелетия до н. Э. У хеттов и ассирийцев в периоды расцвета государств и крупных завоевательных походов строятся Д. Значительной протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Д., в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6—4 вв. До н. Э. Из ахеменидских Д. Особо известна «царская», шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Д. Имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и прочее. По образцу этой Д.

В конце 4 в. До н. Э. Была построена Аппиева дорога от Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству римских торговых и военных Д. Римлянами была создана сеть Д., пересекавших Западную Европу. Сеть римских Д. Состояла из 372 больших Д., 29 из которых оканчивались у Рима. Римские Д. Строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых районах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Д. С деревянным покрытием. Римские Д. Были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщина дорожной одежды (См. Дорожная одежда), состоящей из нескольких слоёв, достигала 1 м. Ширина мощёной части римской Д. Была невелика. Аппиева Д. Шириной до 4,3 м была исключением, чаще Д.

Предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Д., проходившие через Альпы, имели ширину 1,5—3,5 м и были очень крутыми. С падением Римской империи прекратилось строительство Д. В Европе. Только начиная с 13 в. Возобновилась дорожно-строительная деятельность, были построены Д. В Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15—16 вв. В Италии создаётся сеть Д. С расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пассажирских сообщений уже в 17 в. Привела к значительному росту дорожного строительства в Европе.

Изобретение в начале 19 в. Дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см. Дорожно-строительные работы) и стало широко применяться при строительстве Шоссе с 20-х гг. 19 в. На территории Древней Руси в 8—10 вв. Н. Э. Киевское государство имело несколько торговых путей (главным образом водных), связывавших Киев с Крымом и устьем Дона. С ростом Русского государства формировалась сеть Д. От Москвы к окраинам. Началом систематического строительства Д. В России можно считать 1722, когда по указу Петра I было начато строительство Д. Петербург—Москва, получившей название «першпективной дороги». Эта Д. Была грунтовой, укреплённой на некоторых участках бревенчатыми настилами.

В 1817 начались работы по мощению этой Д. Щебнем и к 1834 Д. Петербург—Москва длиной свыше 700 км стала называться Московским шоссе. Конец 18 и начало 19 вв. Во всех странах характеризовались интенсивным строительством шоссе — Д. С твёрдым, главным образом щебёночным, покрытием. Толщина дорожной одежды уменьшилась от 1 м до 0,24—0,27м. Создание автомобиля предъявило новые требования к Д. Щебёночные дорожные одежды не могли выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 20-х гг. 20 в. Началось широкое строительство автомобильных дорог (См. Автомобильная дорога) и автомобильных магистралей (См. Автомобильная магистраль) с асфальтовым покрытием. Рост дорожной сети повлёк за собой развитие дорожного машиностроения (см. Дорожные машины) и производство новых дорожно-строительных материалов.

Современные городские дороги (См. Городская дорога), а также Д., соединяющие города и отдельные государства, представляют собой комплексы инженерных сооружений, обеспечивающие высокие скорости движения, допускающие большую грузоподъёмность транспортных средств и не имеющие, как правило, пересечений на одном уровне. К 20-м гг. 19 в. Относится строительство в Великобритании первой железной дороги (См. Железная дорога) общего пользования. В России строительство первой такой железной дороги (Петербург—Царское Село) было закончено в 1837. Развитие больших городов с огромной протяжённостью транспортных магистралей, затруднённость наземных автомобильных сообщений приводят к развитию подземных рельсовых дорог — Метрополитенов и наземных монорельсовых дорог (См.

Монорельсовая дорога). См. Также Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Городской транспорт. Лит. Кудрявцев А. С., Очерки истории дорожного строительства в СССР, ч. 1 — Дооктябрьский период, М., 1951. Арциховский А. В., Средства передвижения, в кн. Очерки русской культуры 13—15 вв., ч. 1, М., 1969. Кларк Г., Доисторическая Европа, пер. С англ., М., 1953. Стамп Д., Бивер С., Британские острова, пер. С англ., М., 1948. Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. С нем., М., 1966. Американская география, пер. С англ., М., 1957, с. 301—21. Forbes R. J., Studies in ancient technology, v. 2, Leiden, 1955. П. М. Кожин.

Значения в других словарях
Дорнье Клаудиус

Дорнье (Dornier) Клаудиус (14.5.1884, Кемптен, Германия, ‒ 5.12.1969, Цуг, Швейцария), немецкий авиаконструктор и предприниматель. В 1907 окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. С 1910 работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф. Цеппелина. В 1914 основал в Фридрихсхафене собственную авиационную фирму. Д. Создал цельнометаллические летающие лодки «Валь», До-18, До-24, До-26, которые использовались для перевозки пассажиров на южно- и североатлантических маршрутах до 2-й миро..

Дорога жизни

(«Доро́га жи́зни»,) единственная военно-стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны 1941—45. По «Д. Ж.» проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы (см. Табл.). В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожс..

Дорогино

посёлок городского типа в Черепановском районе Новосибирской области РСФСР. Ж.-д. Станция в 89 км к Ю. От Новосибирска. Заводы керамических и огнеупорных изделий. ..

Дорогобуж

город, центр Дорогобужского района Смоленской области РСФСР. Пристань в верховьях Днепра, в 125 км к В. От Смоленска. Соединён ж.-д. Веткой (22 км) со станцией Сафоново (на линии Смоленск—Вязьма). В конце 13—14 вв. Д. — центр одного из уделов Смоленской земли. В 15 в. Был захвачен Литвой, затем Польшей. В течение 16—17 вв. Город отходил то к Польше, то к Русскому государству. По Андрусовскому перемирию 1667 (См. Андрусовское перемирие 1667) окончательно вошёл в состав России. С 1708 — уездный г..

Дороги

Благими намерениями вымощен ад и многие наши дороги. Тадеуш Гицгер Дороги на самом деле не ремонтируют, а только перемещают дорожные ямы, чтобы водителю было их труднее запомнить. Херб Шрайнер В России две напасти. Дураки и дороги. В России нет дорог — только направления. Приписывается Наполеону I, а также Уинстону Черчиллю Дорожные знаки могут превратить шоссе в лабиринт. Станислав Ежи Лец Если в пять вечера вы попали в дорожную пробку, лучшее, что вы можете сделать, — набраться терпения и пост..

Дороги

"дорогая шелковая ткань", см. Дараги.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Дороги

как названия улиц. Изначально возникали в XVIII в. Как собственные названия именно дорог из Петербурга в пригородные населённые пункты. С ростом городской территории Д. Превращались в обычные городские улицы, но в ряде случаев сохраняли свои ставшие традиционными названия. В начале XX в. В Петербурге было свыше 10 улиц с названием Д. В советское время почти все они переименованы. Дорога в Весёлый посёлок — в улицу Тельмана, Дорога в Сосновку — в Политехническую улицу, Дорога на Озерки — в Севе..

Дополнительный поиск Дороги Дороги

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дороги" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дороги, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа