Душа

187

(греч. Psychē, лат. Anima) понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека. В религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. Восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. Осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. Как динамическая сила), органическому телу (Д.

Как активное жизненное начало), понятию духа (Д. Как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. Как внутренний мир человека, его Самосознание). Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. Телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. Как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. Также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). «Мировая душа» мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей.

Индивидуальная человеческая Д. Представляет собой образ и истечение мировой Д. Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. Как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. Понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами.

Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. Были восприняты схоластикой (См. Схоластика) и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д. В новоевропейской философии термин «Д.» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. И тело как две самостоятельная субстанции. Д. Духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. И тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (См. Психофизическая проблема) (вплоть до немецких психологов Э.

Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк), так и рационалистических (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. Как замкнутую субстанцию, монаду (См. Монада), обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. Как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений — ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало Ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое «Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни.

И. Кант, критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. За пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. На ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. И тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель). В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. Вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19—20 вв. Интерес к проблеме Д. Как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности.

Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, «гештальт» в гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология) и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» (Философия жизни, Понимающая психология, Феноменология и др.). В этом плане понятие Д. Может быть раскрыто через такие характеристики, как. Внутреннее (в противоположность внешнему — поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам — психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному — физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению — адаптации организма).

В советской психологии термин «Д.» иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. Ст. Психика). Лит. Аристотель, О душе, М., 1937. Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866. Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890. Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906. Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. С англ., 2 изд., М., 1912. Франк С. Л., Душа человека, М., 1917. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1—2, В., 1850. Révész В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917. Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954.

Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1—2, Münch.—Bonn, 1954. И. Н. Семёнов.

Значения в других словарях
Душ

(франц. Douche, от итал. Doccia — водосточная труба) водные процедуры, при которых на тело воздействуют водой (или паром) в виде плотной струи или многих дождевых струй. Д. Применяют с гигиенической, а также с лечебной и профилактической целями (см. Водолечение). В основе физиологического действия Д. На организм лежат температурное и механическое раздражения. Различают. Д. С постоянной температурой воды — холодные (ниже 20°С), прохладные (20—33°С), так называемые индифферентные (34—36°С), тёплые..

Душ-массаж подводный

лечебно-профилактическая процедура, состоящая в массировании тела человека, погружённого в ванну с водой, струёй воды под повышенным давлением. Температура воды в ванне 35—37°С. Струя воды под давлением от 0,1 до 0,3—0,4 Мн/м2 (от 1 до 3—4 кгс/см2) направляется из специального аппарата, оснащённого компрессором, обеспечивающим кругооборот воды — всасывание её из ванны и подачу по эластическому шлангу к телу больного. Д.-м. П. Проводят по общим правилам Массажа, ведя струю от периферии к центру,..

Душак

посёлок городского типа в Каахкинском районе Марыйской области Туркменской ССР. Ж.-д. Станция на линии Ашхабад—Теджен. Предприятия ж.-д. Транспорта, гравийно-сортировочный завод. ..

Душанбе

(до 1929 — Дюшамбе, с 1929 до 1961 — Сталинабад) город, столица Таджикской ССР. Расположен в Гиссарской долине, на высоте 750—930 м, по обе стороны р. Душанбинка (в верхнем течении — р. Варзоб). Средняя температура января 1°С, июля 28°С. В 1971 в Д. Было 388 тыс. Жителей (6 тыс. В 1926, 83 тыс. В 1939, 227 тыс. В 1959). В Д. 3 городских района. Узел железных и шоссейных дорог. Аэропорт. Построен за годы Советской власти на месте кишлака Дюшамбе, в котором до Октябрьской революции было несколько ..

Душа

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого ..

Душа

Божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность, но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. Забота о спасении души — главное в жизни человека. Оттого как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо ..

Душа

ДУША, понятие>, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь> человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время> сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм>, панпсихизм>) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

-и́, вин. Ду́шу, мн. Ду́ши, ж.. ..

Душа

ДушаЧеловек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * Сердце * СтаростьДуша - Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится. -•Монтень (Montaigne) Лицо - зеркало души. -•Цицерон (Marcus Tullius Cicero) Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего со..

Душа

Франц. Douche, ит. Doccia, водяная трубка. Струя воды, направляемая на болящую часть человеческого тела.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Душа

Дух, сердце, грудь.. ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, н..

Душа

Ж. Душ м. Франц. Холодные обливанья, обдача струей воды.. ..

Душа

Ж.1) а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.2) а) Внутренний мир человека.б) Психические переживания как основа его жизни.3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.б) Человек как носитель каких-л. Склонностей и черт.4) а) перен. Главное лицо где-л. Организатор, вдохновитель.б) Общий любимец в к..

Душа

ДУША́ -и́, вин. Ду́шу. Мн. Ду́ши. Ж.. ..

Душа

-и, вин. Душу, мн. Души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится. Разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. Держится (о хилом, больном человеке. Разг.). Д. Не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.).Д. Не принимает чего-н. (не хочется. Разг.). Д. Меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее. Разг.). Д. Радуется (очень радостно, приятно..

Душа

Души, вин. Душу, мн. Души, душам ж. 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу. Бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать. Лерм..

Душа

Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.. ..

Душа

Общеслав. Суф. Производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ. Хj >. Ш. См. Дух. Религиозное значение — из ст.-сл. Яз. Ср. Искон. Душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Душа

Душа́ укр. Душа́, ст.-слав. Доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. Душа́, сербохорв. Ду́ша, словен. Dúša, чеш. Duše, слвц. Duša, польск. Dusza, в.-луж., н.-луж. Duša. Из *duxi̯ā. См. Дух. Знач. Душа́ "крепостной человек" калькирует ср.-греч. Ψυχή, ср. Ψυχαὶ ἀνθρώπων "рабы", буквально "души людские", Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.). См. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл. Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392. Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках. См. Фальк – Торп 974. О лтш. Dũša "физическое и душевное самочувствие" ..

Душа

(Soul, Seele) - определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как "личность". (ПТ, пар. 696).Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним "целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных". (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина "душа", как то. 1) вместо понят..

Душа

(Soul, Seele) — определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность» (ПТ, пар. 696). Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним «целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных» (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина «душа», как то. 1) вместо понятия «психика», особенно когда ..

Душа

(в науке) душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. В обыденном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека. Антитеза понятий тела и материи.. ..

Душа

-чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. Кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт­ного духа, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13. Деян 2.41. От 18.13). (См. Че­ловек). ..

Душа

ДУША. ..

Душа

ДУША (греч. Psyche, лат. Anima). 1. В религии под Д. Понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его "двойник", активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме, буддизме). 2. В истории философии термин Д. Употребляется и..

Душа

(греч. Psyhe, лат. Anima) - одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. Появляется вместе с самой философией в пифагореизме. Одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне- пифагорейских учений - учение о бессмертии Д. И метемпс..

Душа

В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. Религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. Обозначается др.-евр. Словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая". В Синод. Пер. Это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9. Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс. 1) из этого следует, что под Д. В древнейшие времена понималось то начало, к-рое..

Душа

Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д.» как бессмертной нематериальной части человеческого существа, сложившееся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, является плодом длительной и сложной дистилляции гораздо более смутных и элементарных мифологических представлений. Для неевропейских народов, у которых отсутствуют представления, эквивалентные этому понятию, характерно олицетворен..

Душа

Обычно изображается в виде взлетающей птицы. В христианском искусстве иногда выглядит как обнаженное дитя, выходящее изо рта, что символизирует новое рождение. В Египте - это птица с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает тело в облике змеи.. ..

Дополнительный поиск Душа Душа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Душа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Душа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа