Душа

162

Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д.» как бессмертной нематериальной части человеческого существа, сложившееся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, является плодом длительной и сложной дистилляции гораздо более смутных и элементарных мифологических представлений. Для неевропейских народов, у которых отсутствуют представления, эквивалентные этому понятию, характерно олицетворение отдельных сторон жизнедеятельности человека. Дыхания, крови, частей и органов тела, сознания, чувства, движения, здоровья и пр., а также некоторых представлений, связанных со смертью и умершими. Согласно Э. Тайлору, первым из этнографов исследовавшему идею «Д.» в первобытной культуре и выдвинувшему анимистическую теорию (от итал.

Anima, «душа») происхождения и развития религии, у древних людей из наблюдения явлений сна, болезни, обмороков, смерти и пр. Возникали представления о «двойнике», сидящем в теле человека, но способном покидать его временно или окончательно. Позднее Д. Стали приписывать животным, растениям и неодушевлённым предметам. Немецкий психолог В. Вундт предлагал различать раннее представление о Д. - «телесная Д.», не отделимая от тела, помещавшаяся в крови, глазах, почках, фаллосе и других органах, - и более позднее. «свободная Д.» (психе) в её главных разновидностях. Д. - дыхание и Д. - тень способная покидать тело. Русский этнограф Л. Я. Штернберг считал, что идея Д. Человека сравнительно поздняя и вера во всеобщую одушевлённость природы и в природных духов ей предшествовала.

Английский этнограф Дж. Фрейзер обратил внимание на широко распространённую веру во «внешнюю Д.», способную не просто временно покидать человеческое тело, но и скрываться ради безопасности в постороннем предмете, в теле животного и пр., и выводил отсюда тотемизм (см. Тотемические мифы).Элементарное представление о Д. - отождествление её с дыханием (ср. Слав. Слово «Д.» - от корня «дых-», «дух-», прекращение дыхания - явный признак прекращения жизни. «испустить дух» - умереть). Их сближение или тождество сохранилось во многих языках (лат. Animus произошло от греч. Ανεμος.связанного с понятием ветра, воздуха, греч.φυχή, означает «дыхание»). Не менее архаично отождествление Д. С кровью человека и животных. Этим обусловлен строгий запрет в Библии употреблять в пищу кровь или необескровленное мясо.

«ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его. Поэтому я сказал сынам Израилевым. Не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14). Вместилищем души у многих народов считается также тень, отбрасываемая человеком, его отражение в воде или в зеркале, портретное изображение и т. П. У народов Сибири, Америки, Океании считалось, что похищение (или поедание) Д. Человека колдуном, призраком или злым духом вызывает болезнь (Д. - олицетворение здоровья, похищение Д. - болезнь). Широко было распространено и представление о том, что во сне Д. Покидает тело и самостоятельно путешествует, принимая при этом вид птицы, насекомого и пр. Отсюда вера в «вещие сны» и их толкование, а также запреты резко и неожиданно будить спящего.

Д. Не успеет вернуться и войти в тело. Здесь Д. Вполне вещественна, не противопоставляется телу и олицетворяет отдельные его функции. Но довольно отчётливо противопоставлены в мифах большинства неевропейских народов Д. Живого человека и Д. Умершего. Д. Живого человека умирает вместе с ним, Д. (или дух) умершего - это совсем иное существо. Д. Человека может превращаться в дух умершего или этот дух заново рождается в момент смерти. Многим народам присуще представление о множественности обитающих в одном человеке душ. Так, тюркоязычные народы Сибири (алтайцы и др.) различают Д. Тын (дыхание, не отделимое от человека), кут (жизненная сила, похищение которой влечёт за собой смерть), сюр (призрак, двойник, который может отделяться от тела), кёрмёс (букв.

«невидящий», дух умершего). Ару-кёрмёс («чистый») и дьяман-кёрмёс («нечистый, злой»). В древнекитайских мифологических представлениях у человека - несколько Д., например Д. Хунь и по, одна из которых после смерти улетает, а другая остаётся при трупе до его полного разложения. Кроме того, существуют Д. Лин, находящаяся во всех вещах и существах, жизненная сила ци, духи всех внутренних органов и частей тела, а также Д. Умерших гуй (злой дух) и шэнь (добрый дух).Представления о Д. Умершего и о её судьбе чрезвычайно разнообразны и связаны с идеей загробного мира. Так, у австралийцев считалось, что Д. Покойника сама умирает через некоторое время (т. E. Память о ней изглаживается). Для раннеклассовых обществ характерны представления о том, что по большей части Д.

Знатных пользуются в загробном мире жизненными благами, а Д. Простых людей влачат жалкое существование или вообще погибают (Полинезия). Наконец, при обострении классовых противоречий, усложнении общественной жизни и общем росте морального сознания общества появляется идея загробного воздаяния. Д. Добрых, справедливых, «праведных» получат вечное блаженство в раю, а Д. Злых, «грешников» будут вечно мучиться в аду. Эта идея утешения страдающих надеждой на загробную награду и устрашения грешников адскими мучениями повела в мифологических системах мировых религий, особенно в христианстве, к резкому противопоставлению Д. Телу, к превращению идеи Д. В центральное понятие всего вероучения, к догмату о ничтожности, греховности тела и телесного и к переносу главной цели человеческой жизни на спасение Д.

Вместе с тем само представление о Д. Достигло в христианстве максимальной степени дематериализации, хотя сохранился и чисто антропоморфный её образ.Известную альтернативу учению о загробной судьбе Д. Составляет идея реинкарнации (переселение Д., метампсихоз), восходящая тоже к глубокой древности. Истоки этой идеи - вера в тотемическую реинкарнацию (человек отождествляется с тотемическим предком, поселяющимся в его теле). У некоторых народов (эскимосы, индейцы Северной Америки) есть вера в то, что в ребёнка входит Д. Его деда. В Индии идея метампсихоза прочно связалась с кастовым строем и с учением о моральной причинности - карме. В награду за строгое исполнение законов касты человек получает более высокое рождение, а за их нарушение его Д.

(атман) будет наказана рождением в низшей касте или в теле животного и пр. Та же идея в буддизме получила иную философско-мифологическую трактовку. Существование Д. Человека и её бессмертие отрицается, но считается, что составляющие личность человека группы психофизических элементов и состояний «скандхи», распадаясь после его смерти, вновь соединяются под действием кармы и создают новую личность.Лит. Тэйлор Э. В., Первобытная культура, пер. С англ., М., 1939. Вундт В., Миф и религия, [рус. Пер.], СПБ, [1913]. Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. С нем., М., 1923. Чернецов В. Н., Представления о душе у обских угров, в сб. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959.

Баскаков Н. А., Душа в древних верованиях тюрков Алтая, «Советская этнография», 1973, № б. Liрреrt J., Der Seelencult in seinen Beziehungen zur althebräischen Religion, В., 1881. Moss R. L. В., The life after death in Oceania and the Malay archipelago, [L., 1925].С. А. Токарев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Душа

(греч. Psychē, лат. Anima) понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека. В религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. Восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научны..

Душа

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого ..

Душа

Божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность, но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. Забота о спасении души — главное в жизни человека. Оттого как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо ..

Душа

ДУША, понятие>, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь> человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время> сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм>, панпсихизм>) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

-и́, вин. Ду́шу, мн. Ду́ши, ж.. ..

Душа

ДушаЧеловек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * Сердце * СтаростьДуша - Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится. -•Монтень (Montaigne) Лицо - зеркало души. -•Цицерон (Marcus Tullius Cicero) Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего со..

Душа

Франц. Douche, ит. Doccia, водяная трубка. Струя воды, направляемая на болящую часть человеческого тела.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Душа

Дух, сердце, грудь.. ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, н..

Душа

Ж. Душ м. Франц. Холодные обливанья, обдача струей воды.. ..

Душа

Ж.1) а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.2) а) Внутренний мир человека.б) Психические переживания как основа его жизни.3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.б) Человек как носитель каких-л. Склонностей и черт.4) а) перен. Главное лицо где-л. Организатор, вдохновитель.б) Общий любимец в к..

Душа

ДУША́ -и́, вин. Ду́шу. Мн. Ду́ши. Ж.. ..

Душа

-и, вин. Душу, мн. Души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится. Разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. Держится (о хилом, больном человеке. Разг.). Д. Не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.).Д. Не принимает чего-н. (не хочется. Разг.). Д. Меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее. Разг.). Д. Радуется (очень радостно, приятно..

Душа

Души, вин. Душу, мн. Души, душам ж. 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу. Бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать. Лерм..

Душа

Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.. ..

Душа

Общеслав. Суф. Производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ. Хj >. Ш. См. Дух. Религиозное значение — из ст.-сл. Яз. Ср. Искон. Душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Душа

Душа́ укр. Душа́, ст.-слав. Доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. Душа́, сербохорв. Ду́ша, словен. Dúša, чеш. Duše, слвц. Duša, польск. Dusza, в.-луж., н.-луж. Duša. Из *duxi̯ā. См. Дух. Знач. Душа́ "крепостной человек" калькирует ср.-греч. Ψυχή, ср. Ψυχαὶ ἀνθρώπων "рабы", буквально "души людские", Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.). См. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл. Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392. Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках. См. Фальк – Торп 974. О лтш. Dũša "физическое и душевное самочувствие" ..

Душа

(Soul, Seele) - определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как "личность". (ПТ, пар. 696).Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним "целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных". (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина "душа", как то. 1) вместо понят..

Душа

(Soul, Seele) — определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность» (ПТ, пар. 696). Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним «целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных» (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина «душа», как то. 1) вместо понятия «психика», особенно когда ..

Душа

(в науке) душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. В обыденном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека. Антитеза понятий тела и материи.. ..

Душа

-чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. Кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт­ного духа, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13. Деян 2.41. От 18.13). (См. Че­ловек). ..

Душа

ДУША. ..

Душа

ДУША (греч. Psyche, лат. Anima). 1. В религии под Д. Понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его "двойник", активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме, буддизме). 2. В истории философии термин Д. Употребляется и..

Душа

(греч. Psyhe, лат. Anima) - одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. Появляется вместе с самой философией в пифагореизме. Одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне- пифагорейских учений - учение о бессмертии Д. И метемпс..

Душа

В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. Религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. Обозначается др.-евр. Словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая". В Синод. Пер. Это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9. Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс. 1) из этого следует, что под Д. В древнейшие времена понималось то начало, к-рое..

Духи

Мифологические существа, связываемые обычно с человеком, его телом и жизненной средой, в том числе и природной. В отличие от божеств Д. Относятся к более низким уровням мифологической системы. Они находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния. В некоторых дуалистических мифах Д. Делятся на злых, вредящих человеку (демонов), и добрых, полезных для него (Д.-хранителей или помощников). Однако для большинства мифологий характ..

Духи и Демоны

В египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них — неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища нах..

Душа Ирландии

Реальная идентификация "Души Ирландии", именуемого также "Свободой Ирландии" или "Независимостью Ирландии", вызывает немало споров и остается неясной. Правда, нет сомнений в том, что это существо было богиней и являлось как бы персонификацией Ирландии. В этом качестве оно было одним из наиболее значительных божеств ирландского пантеона. Ритуальное окружение этой богини остается неясным, но она, несомненно, имела статус короля и совершала ритуальное совокупление с победившим претендентом на корол..

Душа Праведника

Жил некогда справедливый царь Випашита (1), но для смерти нет разницы между добрыми и злыми Всеядная, прибирает она всех Пришел час и для Випашита, и в царскую опочивальню без зова вступил посланец Ямы Его темное непреклонное лицо оттенялось кроваво-красным одеянием, в руках пришелец держал молот с длинной рукоятью и вервие Не мешкая, извлек он душу Випашита из уже неподвижного тела (2), связал ее, трепещущую от страха, вывел из дворца и за конец веревки повлек на юг, как только что приобретенн..

Душа

Обычно изображается в виде взлетающей птицы. В христианском искусстве иногда выглядит как обнаженное дитя, выходящее изо рта, что символизирует новое рождение. В Египте - это птица с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает тело в облике змеи.. ..

Дополнительный поиск Душа Душа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Душа" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Душа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа