Дягилев
Сергей Павлович [19(31).3.1872, Новгородская губерния, — 19.8.1929, Венеция], русский театральный деятель. В 1896 окончил юридический факультет Петербургского университета (одновременно учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова). В конце 1890-х гг. Был одним из создателей объединения «Мир искусства» и редактором (совместно с А. Н. Бенуа) одноименного журнала (1898/99—1904). Организатор художественных выставок («Историко-художественная выставка русских портретов» в Петербурге, 1905. Выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже, 1906. И др.), способствовавших пропаганде русского изобразительного искусства. В своих художественно-критических статьях конца 1890-х гг. Д. Выступал против академической рутины, утверждал самоценность эстетического начала в искусстве, с полемической односторонностью отказывая искусству в праве на тенденциозность, отстаивая идею его независимости от действительности.
Энергичный антрепренёр, Д. С 1907 организовывал ежегодные выступления русских артистов — так называемые Русские сезоны за границей. В 1907 — симфонические концерты, носившие название «Исторические русские концерты», в которых выступали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 — сезоны русской оперы. В 1909 — первые оперно-балетные выступления (балетные сезоны длились до 1913). Для гастролей балета Д. Пригласил М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер и др. Прославленных танцовщиков. С этой труппой Д. Выезжал в Лондон, Рим, в города Америки. Выступления явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию (иногда возрождению) балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших традиции (США, Латинская Америка и др.).
Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом, Н. С. Гончаровой и др. Художниками, относится к наиболее выдающимся образцам мирового театрально-декорационного искусства, оказавшим значительное влияние на его развитие в 1-й четверти 20 в. В 1911 Д. Организовал балетную труппу Русский балет С. П. Дягилева, которая в 1913 начала выступления (существовала до 1929). С годами художественная значимость труппы снижалась, усиливалось влияние модернизма, утрачивалась преемственность традиций русского балета. Соч. Сложные вопросы, «Мир искусства», 1899, № 1—2, № 3—4 (в соавторстве с Д. В. Философовым). Русская живопись в XVIII в., т. 1 — Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902.
Лит. Стасов В. В., Выставки. — Нищие духом, Избр. Соч., т. 3, М., 1952, с. 215—228, 232—243. Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958. Грабарь И., Моя жизнь, М.—Л., 1937. Фокин М. М., Против течения, Л.—М., 1962. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1—2, Л., 1971. Grigoriev S., The Diaghilew ballet 1909—1929, Harmondsworth, 1960. Haskell A. L., Nouvel W., Diaghilheff. His artistic and private life, L., 1935. То же, L., 1955.
Дополнительный поиск Дягилев
На нашем сайте Вы найдете значение "Дягилев" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дягилев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа