Жерико
(Géricault) Теодор (26.9.1791, Руан, — 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11), испытал влияние А. Гро. Сохранив от Классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж. Впервые во французском искусстве выразил присущие Романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. Усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Одно из главных произведений Ж. И всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс. Придавая частному случаю символический смысл, Ж. Показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды. Динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности. В объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.
Ж. — один из пионеров литографии. Сохранились также его скульптурные работы. Лит. Жерико о себе и современники о нём, пер. С франц., М., 1962. Прокофьев В. Н., Теодор Жерико, М., 1963. Berger К, Géricault et son oeuvre, P., 1968. В. С. Турчин. Т. Жерико. Автопортрет. Около 1811—14. Собрание П. Дюбо. Париж..
Дополнительный поиск Жерико
На нашем сайте Вы найдете значение "Жерико" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жерико, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа