Иконография

126

(от греч. Eikón — изображение, образ и ...графия) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. Устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И. Богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании И. — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. Сложился в 1840-х гг. Во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. Д. В конце 19 — начале 20 вв. Русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И. Для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул И. Как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания.

Обращение к И. Не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения. В исторической науке И. — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. Принципы исторической И. Распространяются на фото- и кинодокументы. Под И. Понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. Д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. Д.). И. Называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. Д. Лит. Современное искусствознание за рубежом.

Очерки, М., 1964. История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969. Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939. Réau L., Iconographie de l’art chrétien, v. 1—3, P., 1955—59. Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959—67. Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 —. Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968. К. Г. Богемская.

Значения в других словарях
Иконоборческое восстание 1566

массовое народное восстание в Нидерландах, явившееся первым актом Нидерландской буржуазной революции 16 века (См. Нидерландская буржуазная революция 16 века). Проходило под знаменем Кальвинизма, обрушившись всей силой на католическую церковь — главную опору испанского владычества в стране. Погрому подверглось около 5500 церквей и монастырей, где были уничтожены иконы и статуи «святых». В ряде мест восставшие громили дворянские дома и замки, уничтожали долговые и арендные записи. Главной движуще..

Иконоборчество

религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон (См. Икона). 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 — 1-й половиной 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. Предшествовали еретические движения рубежа 7—8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в которых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу яв..

Икономов

Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский округ, — 10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театральный деятель, народный артист НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900—02 учился в Италии. Один из организаторов театральных трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. Городах Болгарии, основатель передвижного «Современного театра» (1902—12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, национальную драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу «Родная сцен..

Икономов Матей Спасов

Икономов Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский округ, — 10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театральный деятель, народный артист НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900—02 учился в Италии. Один из организаторов театральных трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. Городах Болгарии, основатель передвижного «Современного театра» (1902—12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, национальную драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу «Род..

Иконография

ИКОНОГРАФИЯ (от греч. Eikon - изображение - образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают т..

Иконография

ИКОНОГРАФИЯ (от икона и...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система> изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом и ритуалом и помогает идентификации персонажа или сцены, а также согласованию принципов изображения с определенной теологической концепцией. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем при изображении персонажей или сюжетных сцен. Также совокупность изображений како..

Иконография

(греч.) — описание древних или новейших изображений, преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике и т. Д. Напр., И. Петра Великого — описание портретов этого государя. И. Геркулеса — описание его изображений в памятниках искусства.. ..

Иконография

-и, ж.. ..

Иконография

(греч. Eikona - икона, и grapho - пишу). Описание древних памятников живописи и ваяния.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от eikona, икона, и grapho, пишу. Описание древних изваяний.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)описание различных памятников древности, картин, гравюр, статуй и проч.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошед..

Иконография

Коллекционирование, описание, жанр. ..

Иконография

Ж.1) а) Описание и изучение изображений какого-л. Лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры.б) Выяснение документальной достоверности и подлинности портретов какого-л. Лица.2) Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных - обычно религиозных или мифологических - лиц и сюжетов.. ..

Иконография

ИКОНОГРА́ФИЯ -и. Ж. [от греч. Eikōn - изображение, образ и graphō - пишу]. ..

Иконография

-и, ж. (спец.). 1. Описание и изучение изображений каких-н. Лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов. Я. Пушкина. 2. Собир. Совокупность таких изображений. 3. Правила, к-рых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц. II прил. Иконографический, -ая, -ое.. ..

Иконография

Иконографии, мн. Нет, ж. (от греч. Eikon образ и grapho - пишу) (науч.). 1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений. 2. Кого-чего. Систематическое описание изображений какого-н. Сюжета, лица в живописи, скульптуре. Иконография Пушкина. Иконография Геркулеса. 3. Собир. Совокупность таких изображений. Иконография Пушкина очень богата.. ..

Иконография

        (от греч. Eikon - изображение, образ и grбpho - пишу, черчу, рисую) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённых теологической концепцией (например, иконография Богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды..

Иконография

(греч.) — в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.. ..

Иконография

(греч. - описание образа) - описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.. ..

Дополнительный поиск Иконография Иконография

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иконография" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконография, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 11 символа