Иконография
(от греч. Eikón — изображение, образ и ...графия) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. Устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И. Богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании И. — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. Сложился в 1840-х гг. Во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. Д. В конце 19 — начале 20 вв. Русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И. Для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул И. Как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания.
Обращение к И. Не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения. В исторической науке И. — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. Принципы исторической И. Распространяются на фото- и кинодокументы. Под И. Понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. Д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. Д.). И. Называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. Д. Лит. Современное искусствознание за рубежом.
Очерки, М., 1964. История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969. Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939. Réau L., Iconographie de l’art chrétien, v. 1—3, P., 1955—59. Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959—67. Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 —. Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968. К. Г. Богемская.
Дополнительный поиск Иконография
На нашем сайте Вы найдете значение "Иконография" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконография, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 11 символа