Имажинизм
(от Имажизм) литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов (журн. «Сирена», Воронеж, 1919, № 4—5. Газ. «Советская страна», М., 1919, № 3, 10 февр.) подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б. Эрдманом, Г. Якуловым. Позже присоединились поэты А. Кусиков, И. Грузинов и др. В издательстве «Имажинисты» вышло более 20 книжек участников группы. Они же выпускали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—24. Вышло 4 номера). В программных установках имажинистов общим было. Критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности поэтической речи. Однако на практике и в трактовке природы образности И.
Весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой «Ключи Марии», 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность («органическую фигуральность») русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители И. — Шершеневич и Мариенгоф, — напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя её живой реальности. Не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе И. Основным достоинством поэтического искусства утверждались «образ как таковой» и «ритмика образов». Образ же сводился преимущественно к «образности» отдельного слова (подчас в противовес его «понятийности»), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду.
Самоцельность «малых образов», щеголянье тропом, поэтической ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии (и теории) И. Резкостью образных переходов и главное — каталогизацией образов, не сводимых к единому настроению или целостной идее. Программа И. Устремлена к формотворчеству и «искусству для искусства» (См. Искусство для искусства). Декларативным заявлениям «лидеров» И. Свойственна проповедь антагонизма искусства и государства. Лозунги имажинистов и их публичные выступления отличались умышленной дерзостью и крикливостью, что вызвало резкую критику А. В. Луначарского. В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью — упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии (у Мариенгофа).
Уже в 1921 Есенин писал. «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния» («Быт и искусство», 1921, см. Собр. Соч., т. 5, 1962,с. 61). В 1924 Есенин, с которым и была связана известность И., заявил (письмом в газете «Правда» от 31 августа) о своём выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду (формально существовала до 1927). Наиболее показательные образцы имажинистской критики. «2 × 2 = 5» Шершеневича, «Буян-Остров. Имажинизм» Мариенгофа, «Имажинизма основное» Грузинова. Поэзии — «Явь» и «Слепые ноги» Мариенгофа, «Лошадь как лошадь» Шершеневича. Поэтика И. Своеобразно запечатлена в поэме «Кобыльи корабли» С.
Есенина. Лит. Ермилова Е. В., Лирическое «я» в поэзии реализма и модернизма. Есенин и имажинисты, в сборнике. Критический реализм 20 в. И модернизм, М., 1967. Советское литературоведение и критика. Библиографич. Указатель, М., 1966 с 222—223 А. Е. Троицына.
Дополнительный поиск Имажинизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Имажинизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Имажинизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 9 символа