Интонация
IИнтона́ция (от лат. Intono — громко произношу) совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов. А) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы (См. Синтагма). Б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения. В) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. Значения. Г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства). Распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), Мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.
Являясь важным языковым средством, фразовая И. Соотносительна с другими языковыми средствами. Грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. Присутствует в речи всегда. Вне И. Устная речь невозможна. Нередко И. Служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения. В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым об разом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот).
В тоже время разные языки обнаруживают в области И. Существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение — заметным мелодическим повышением одного из слогов. Перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, И. Является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.
На письме И. В известной мере выражается посредством знаков препинания (См. Знаки препинания) и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. И пунктуацией нет. Круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. Значительно более конкретна, чем письменная речь. Лит. Берштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн. Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940. Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз., 1962.
Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963. Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967. Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947. Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) — L., 1970. С. И. Бернштейн. IIИнтона́ция в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. И. В самом широком смысле — это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией — ритмом). Музыкальная И. Отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. Понимают также манеру («склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т.
П.), характеристическое (национальное, социальное и т. П.) и жанровое (И. Песенная, ариозная, речитативная и т. П.) значения. Выразительность музыкальной И. Опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. И. В узком смысле — это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. Состоит из 2—3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И. Метафорически называют музыкальным словом. Однако в отличие от слова музыкальная И.
Не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об «интонациональном словаре» как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный словарь эпохи»). Разработка учения о музыкальной И. Началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее — передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б.
В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, «интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. Социалистических странах. 2) Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. И. Воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, — так называемой зоны (См. Зона). 3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.
Лит. Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963. Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965. Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966. Jiránek J., Asafje vova teorie intonace, jejígeneze a vyznam, Praha, 1967. А. Н. Сохор.
Дополнительный поиск Интонация
На нашем сайте Вы найдете значение "Интонация" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интонация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 9 символа